Золото, административные барьеры и рабочие места на Колыме

Когда ДмитрийМедведев 5 ноября 2008 года впервые обратился с ежегодным посланием президента Федеральному Собранию РФ,он уделил немалое внимание развитию малого и среднего предпринимательства в стране. Среди основополагающих прав и свобод, закрепленных в КонституцииРФ, Дмитрий Анатольевич тогда назвалсвободу экономической деятельности, которая является основой для развития экономики малого и среднего бизнеса.Президент отметил то, что «бюрократия периодически «кошмарит» бизнес – чтобы не сделал чего-то не так». Как глава муниципального образования ответить на этот тезис Послания Президента РФ я могу одним предложением: административных барьеров для малого и среднего бизнеса в Ягоднинском районе Магаданской области нет.Проблема в другом – кого и по каким основаниям признавать субъектом малого и среднего предпринимательства.Основа экономики нашего района, да и всей Колымы, - добыча драгоценных металлов. Однако федеральным законодательством деятельность золотодобывающих (горных) предприятий не признана малым и средним бизнесом. Сегодня это является серьезным препятствием для развития золотодобычи на россыпных месторождениях золота. На наш взгляд, первым и главным шагом на пути искоренения административных барьеров должно стать решение вопроса о включении горных предприятий (по добыче россыпного золота) в число субъектов малого и среднего предпринимательства согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Кроме того, необходимо законодательно разрешить доступ к добыче золота в качестве индивидуальных предпринимателей гражданам РФ. Принятие такого законопроекта позволит создавать новые рабочие места для населения, извлекать из отработанных месторождений дополнительные полезные ископаемые, получать новую геологическую информацию без привлечения бюджетных финансовых средств, а также создавать возможности для развития малого бизнеса и снижения оттока населения из районов Крайнего Севера, основой экономики которых является золотодобыча. Сегодня происходит сокращение малых и средних предприятий по добыче россыпного золота, к которым предъявляются те же требования, что и к предприятиям-недропользователям, обладающим крупными месторождениями - объектами федерального значения.Это происходит по многим причинам. Во-первых, это сложность оформления и высокие разовые платежи получения лицензии на добычу золота, которые неподъемны для малого предприятия. Во-вторых, высокие проценты по банковским кредитам.В-третьих, государство перестало предоставлять средства на геолого-разведочные работы на россыпях. А ведь раньше предприятия проводили разведку за счет оставляемых им отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы в размере 7,8 %.Кроме того, предприятия вынуждены нести значительные расходы на разработку и согласование технических проектов. Эти проекты часто бывают низкого качества из-за неквалифицированных посредников, имеющих лицензии на данный вид работ.Высокая стоимость горюче-смазочных материалов повышает цену на всю промышленную продукцию, тарифы на перевозки. Из-за этого горняки вынуждены нести значительные издержки.С 2002 года установлен налог на добычу полезных ископаемых, вдвое превышающий прежнюю дифференцированную плату за право пользования недрами в размере от 2 до 4 % . К сожалению, правительство РФ отклонило предложение установить НДПИ для россыпной добычи равным 0 %,на основании того, что бюджет в таком случае будет недополучать около 2млрд руб. в год. При этом не было учтено, что сокращение уровня добычи золота приводит не только к уменьшению объема налогов и платежей в бюджет, но и к потере рабочих мест. На территории нашего района доля промышленного производства, включая золотодобывающие предприятия, составляет более 75 %. Предприятия по добыче и разведке полезных ископаемых соответствуют критериям предприятий малого и среднего бизнеса по числу работающих и по сумме выручки. Исходя из перспективы сохранения россыпной добычи золота (при ежегодной добыче 5000 кг) в течение 20 лет, с последовательным переходом на освоение рудных месторождений, администрация района принимает меры по стабилизации деятельности золотодобывающих предприятий. В Ягоднинском районесоздан районный совет недропользователей,ежегодно проводятся деловые совещания руководителей золотодобывающих предприятий с представителями федеральных и региональных контролирующих структур с участием руководителей администрации Магаданской области. Это позволяет согласовывать уровень добычи золота на каждом предприятии, тем самымконтролируются подготовка и прохождение промывочного сезона с освещением в электронных и печатных СМИ.Оперативная сводка о ходе подготовительных работ и добыче золота на территории района составляетсякаждые десять дней. Сегодня недропользователи выносят ряд предложений, в частности о необходимости соблюдения принципа «одного окна» при оформлении документов, о сокращении сроков оформления некоторых видов разрешений, об уменьшении документооборота. Внесены предложения поизменению порядка предоставления и объема геологической информации, о налогообложении сумм, выделенных на благотворительные цели. Все они направлены в соответствующие инстанции для изучения и последующего информирования заявителей. Очевидно, что мер, принимаемых на уровне района и области, недостаточно. К сожалению, сокращение россыпной добычи происходит не только и не столько по объективным причинам, таким как истощение минерально-сырьевой базы, но и из-за негативного воздействия законодательных и бюрократических барьеров. Ресурсы россыпного золота еще значительны. В целом, современная сырьевая база представлена огромным количеством мелких и техногенных россыпей. Главным препятствием вовлечению мелких месторождений в эксплуатацию является несоответствие законодательства сырьевой базе. В основе всех нормативных актов лежат принципы освоения крупных месторождений: многостадийная разведка, разработка ТЭО временных и постоянных кондиций, утверждение запасов, согласование проектов во многих инстанциях, утверждение технологических потерь, составление отчетов 5 ГР, выполнение инструкций по сохранности золота и так далее. Но все это целесообразно только для крупных месторождений и крупных предприятий, а для оставшейсясегодня сырьевой базы россыпного золота такая регламентация является непреодолимым препятствием. Данное несоответствие образовало значительную долю «условно непромышленных», или экономически непривлекательных, мелких и техногенных россыпей. Желающих работать на мелких россыпях мало. Это показывают аукционы, которые завершаются на первом шаге или отменяются вовсе из-за отсутствия заявок. Президент Дмитрий Медведев не раз обращал внимание на необходимость скорейшего воплощения идей, способныхоживить экономику. «Мы можем очень долго придумывать какую-то сверхъестественную меру, но мы просто погубим то, что остается. Вот есть какая-то идея, эта идея не отвергается ни правительством, ни регионами, ни бизнесом – ее нужно моментально реализовывать. Потому что если на ее отладку уходят месяцы, то толку никакого», – сказал он на расширенном заседании президиума Госсовета по вопросам повышения эффективности мер государственной поддержки реального сектора экономики в Иркутске в феврале 2009 года. Такие идеи у наших управленцев и золотопромышленников есть. Законопослушные руководители золотодобывающих предприятийделают все возможное, чтобы сохранить кадры, обеспечить прирост и сохранить минерально-сырьевую базу. Ведется разведка, внедряются прогрессивные методы максимального извлечения полезных ископаемых, планируется экономически обоснованный объем добычи золота. Вносятся предложения по сохранению россыпной добычи, принимаются меры для будущей работы с рудными месторождениями. И главное – вносятся свои предложения по выходу из непростогоположения в отрасли. Муниципальные органы власти видят свою задачув активизации предпринимательской деятельности путем формирования необходимых для этого условий, в снижении безработицы и предотвращении массового отъезда жителей. Задачей федеральных органов является своевременное изменение законодательства о недрах. Оно должно не только динамично изменяться, но и служить интересам регионов и предприятий. Приходится с сожалением констатировать: законодательство о недрах сегодня практически не согласовывается с пользователями недр. Например, при выборе конкурсной или аукционной системы предоставления права пользования участками недр не учитываются степень геологической изученности, геолого-экономической оценки, социальные и экологические факторы. К положительному фактору законотворчества можно отнести нововведенияв части предоставления права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения в результате проведения работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств. В государственной программе антикризисных мер было записано, что в2009 году будут решительно пресекаться действия чиновников по коррупционномувмешательству в бизнес, а также продолжится работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. Задача состоит в том, как применить данные положения на практике, чтобы получить реальный результат в виде увеличения количества предприятий, рабочих мест и объемов россыпной золотодобычи. Что нужно делать для оживления золотодобычи, хорошо известно, и об этом неоднократно заявляли наши старатели.Во-первых, необходимо передать субъектам РФ право выдавать лицензии на россыпные месторождения с разведанными запасами до трех тонн. Необходимо отменить НДПИ в россыпной золотодобыче. Очень важно определить критерии «непромышленных» россыпей–по данным Иркутского института редких металлов, россыпи с запасами менее 200 кгявляются экономически непривлекательными, то есть непромышленными.Необходимо разрешить добычу золота без лицензий там, где промышленная добыча уже не ведется.В странах СНГ такая мера принятав Республике Кыргызстан, там она принесла ощутимуюпользу. Несомненно, непромышленная добыча драгоценных металлов требует поддержки и организации. Но эта мера будет иметь не только сиюминутный экономический, но и долговременный социальный эффект.Россыпи – это готовые рабочие места, на которые люди могут прийти и в этом же году производитьвостребованную на рынке продукцию - золото. При этом стоит учитывать мультипликативный эффект – создание одного рабочего места в золотодобывающей отрасли влечет за собой создание пяти-шести рабочих мест в других сферах экономики.  



← Назад в раздел