Алексей ГОЛУБЕНКО: «Южная Якутия – начало модернизации экономики республики»

– Алексей Владимирович, правительство России одобрило проект Комплексного развития Южной Якутии. Что он в себя включает, реализация каких проектов уже начата и что предстоит сделать в 2010 году? – Целью проекта является комплексное развитие территории на основе принципов государственно-частного партнерства с созданием нового крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и ряда промышленных кластеров, связанных преимущественно с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых. Проект реализуется в два этапа. Первый (2009 - 2011 гг.) – это разработка проектной документации, второй (2012 - 2019 гг.) – строительство промышленных и инфраструктурных объектов. Для реализации проекта создана Корпорация развития Южной Якутии, в состав которой вошли крупнейшие российские компании - инвесторы конкретных инвестиционных проектов. В настоящее время ведутся проектные работы. Распоряжением правительства РФ от 10 марта 2009 г. утвержден паспорт комплексного инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», реализуемого при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации». В соответствии с этим паспортом разработка проектной документации оценивается в 10,4 млрд рублей, из них 7,8 млрд - средства Инвестфонда РФ, 2,6 млрд – инвесторов. Теперь о самих проектах. Канкунская гидроэлектростанция на реке Тимптон мощностью 1300 МВт, с выработкой до 7,5 млрд кВт·ч. Должна обеспечить электроэнергией новые промышленные комплексы. Следующий проект – Эльконский горно-металлургический комбинат. Комбинат станет одним из крупнейших в мире центров по добыче урановой руды. Проектная мощность по производству урана и закиси-окиси – до 5 тыс. т в год. Ведется комплекс предпроектных работ по разработке современных высокоэффективных технологий добычи и переработки руд: разработка рациональной схемы вскрытия и выбор систем разработки, разработка технологии обогащения и переработки золотоурановых руд, экологических мероприятий, проведение изыскательских работ для выбора места строительства предприятия и расчет технико-экономических параметров проекта. Планируемый промышленный комплекс на месте будет осуществлять всю совокупность работ, связанных с добычей урановой руды: ее обогащением, переработкой и выпуском концентрата природного урана в форме закиси-окиси. Южно-Якутское горно-металлургическое объединение включает в себя строительство двух горно-обогатительных комбинатов на базе наиболее перспективных месторождений железной руды – Таежного и Тарыннахского мощностью 4,1 млн т и около 7,3 млн т в год концентрата соответственно. Инаглинский угольный комплекс, состоящий из шахты и обогатительной фабрики с ежегодным объемом производства до 1900 т коксового концентрата. Строительство этого угольного комплекса планируется завершить в 2013 году, с выходом на проектную мощность в 2015 году. Запасов Селигдарского месторождения достаточно для строительства горно-обогатительного комбината мощностью 3,57 млн т апатитового концентрата в год. Он включает в себя строительство на базе месторождения горно-обогатительного комбината (карьер и обогатительная фабрика для получения апатитового концентрата) и химического завода по производству комплексных фосфорно-магниевых удобрений. Производственная мощность последнего - более 567 тыс. т в год. В качестве дополнительной продукции здесь планируется производство гематитового концентрата (около 600 тыс. т в год) и доломитовой муки (до 10 млн т в год), которая используется для утяжеления буровых растворов. А еще в Программу комплексного развития Южной Якутии входят Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс по производству из якутского газа гелия, метана, полипропилена, бутана, стабильного бензина и полиэтилена. В городе Алдан будет построен завод по производству синтетического моторного топлива. Таким образом, будет обеспечено снабжение топливом не только Якутии, но и соседних регионов. – Но ведь до всех этих месторождений еще надо добраться, обеспечить электричеством. – Ключевым вопросом для нормального функционирования экономики и социальной сферы республики в стабильном режиме, а также для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего – транспорта и электроэнергетики. Схемой Комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года предусматривается, что в связи с активизацией инвестиционной и производственной деятельности потребление электроэнергии в республике к 2020 году возрастет в 3,1 раза. Поэтому планируется создание новых генерирующих мощностей в Южной Якутии. Помимо этого в области электроэнергетики предусматривается объединение линиями электропередачи трех централизованных энергосистем Якутии в одну с соединительными линиями в Амурскую, Магаданскую и Иркутскую области, что позволит создать объединенную энергосистему страны с максимальным экономическим эффектом. Сегодня более 90 % территории Якутии имеет только сезонную транспортную доступность. Все остальное – зона сезонного завоза грузов. Поэтому для Республики Саха (Якутия) и в сегодняшнем ее качестве, и для реализации новых инвестиционных проектов, конечно, ключевое значение имеет дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры. Основной задачей являются формирование опорной транспортной сети, создание коммуникаций (прежде всего – железнодорожных линий), обеспечивающих освоение природных ресурсов, развитие местной сети, обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью. Развитие транспортной инфраструктуры полностью увязано с энергетической инфраструктурой. Проектируемые линии электропередачи пойдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод ВСТО, проектируемый газопровод Чаянда - Дальний Восток, железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск, автодорога «Колыма»), что позволит организовать их надежное электроснабжение. В ряду транспортных проектов главным является окончание строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск. Она окажет непосредственное влияние на развитие хозяйственного комплекса не только республики, но и соседней Амурской области, позволит более чем на две трети ликвидировать зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается, что синхронно с приходом железной дороги в Якутск будет завершено строительство широтных автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга», «Анабар». Некоторые из них являются федеральными, некоторые – республиканскими, что в совокупности создаст транспортную систему, которая позволит более 50 % территории республики отказаться от круглогодичного северного завоза. При этом необходимо иметь в виду, что на этих 50 % территории проживает 80 % населения и производится 88 % валового регионального продукта Республики Саха (Якутия). Конечно, даже при реализации этих масштабных проектов необходимо развивать и другие виды транспорта – речной, авиационный и др. Только в совокупности они могут дать мультипликативный эффект для резкого улучшения транспортных коммуникационных путей Республики Саха (Якутия). – Как реализация Схемы соотносится с основным призывом главы государства, высказанном в Послании Федеральному Собранию, к модернизации экономики? – Тема модернизации экономики является ключевой в Схеме. Сегодня основой экономики республики является горнодобывающий комплекс. А новые объекты станут не новыми добывающими, а будут связаны с глубокой переработкой сырья, созданием химических производств, металлургии. – Как удалось найти общий язык с экологами? Ведь такое мощное промышленное освоение территории не может не сказаться на экологии. – Работа началась еще в мае 2006 года, когда ОАО «АК «Транснефть» совместно с республикой было организовано общественное обсуждение Декларации о намерениях (ДОН) по проекту «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Презентация ДОН состоялась и в четырех улусах, на территории которых проходит магистральный нефтепровод, и получила одобрение населения. Более того, Декларация о намерениях была одобрена и согласована Управлениями Ростехнадзора и Росприроднадзора по РС(Я). Летом того же года прохождение трубопровода по территории республики одобрили члены Общественно-консультативного совета при президенте РС(Я). Все новые объекты в обязательном порядке проходят экологическую экспертизу, процедуру общественных слушаний, инвесторами заключаются договоры на проведение экологического мониторинга, научное сопровождение с научно-исследовательскими организациями. Требование к экологичности работ является у нас приоритетным. Сейчас стартует новый крупный проект – начало строительства Восточной газовой программы. Программа является основополагающим документом, содержащим в себе основные мероприятия, которые позволят наряду со строительством трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» не только значительно поднять уровень социально-экономического развития Дальнего Востока России, но и обеспечить мультипликативный эффект в экономике страны. Реализация Восточной газовой программы увеличит влияние России на энергетических рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, позволит диверсифицировать рынки сбыта природного газа, создать альтернативу сложному и не имеющему перспективы значительного роста рынку сбыта газа в Западной Европе. Реализация крупных проектов на Дальнем Востоке уже сегодня позволяет создавать новые транспортные и энергетические коридоры, что приводит к появлению новых проектов и в других отраслях экономики – добыче полезных ископаемых, созданию новых перерабатывающих производств. В республике подготовлены и другие проекты, например «Комплексное развитие Восточной Якутии». Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с администрацией Магаданской области готовится проект освоения и развития Яно-Колымской золотоносной провинции. – Долгое время считалось, что Север, да и Дальний Восток в целом выгоднее осваивать вахтовым методом. – Конечно, это неправильно. Да, Якутию называют кладовой полезных ископаемых, а в кладовых не живут. Но это наш дом, земля, где живут в мире и согласии представители 130 народов и национальностей. У каждой свои традиции, уникальная культура. Когда-то сюда приезжали люди со всей огромной страны, чтобы осваивать алмазные и угольные месторождения, строить ГЭС. Созданы красивые города и поселки, где живут те, кто считает Якутию своей второй родиной. В целом, конечно, без вахтового метода не обойтись, но его характер изменится. Раньше вахта собиралась со всего Союза ежегодно, сегодня же производится оценка – как долго будет существовать проект? Определяются базовые поселки, расположенные вблизи, в них начинается строительство жилья, необходимой социальной инфраструктуры, учебных заведений и т. д. В них увеличивается население, которое и становится источником кадров для новых производств. А вахта в поле, на месторождении уже осуществляется из них, но это не длинная, а короткая, близкая вахта. Это гораздо экономичнее для производства и лучше для семьи работника, он всегда рядом и не отсутствует по полгода и дольше. Конечно, на период строительства вахтовики приезжают со всей России и сегодня, но со сдачей объекта в эксплуатацию начинается их замещение подготовленными кадрами из числа местного населения, а многие остаются и сегодня жить в Якутии. Таким образом, растет население на месте в республике и на Дальнем Востоке России. А это стратегически важно для всей страны. Марина КОЛБАСИНА. г. Якутск        



← Назад в раздел