Сотрудничество мирового масштаба

У истоков АТЭС АТЭС основана в городеКанберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны Тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 году японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.   Свободная «совокупность экономик Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации: ЭТО - поддержание экономического роста стран региона; укрепление взаимной торговли; ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО. Для взаимодействия стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА. •Сотрудничество только в экономической сфере С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную "совокупность экономик". Термин "экономика" подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями. •Почти полное отсутствие специального административного аппарата АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики. •Отказ от принуждения, примат добровольности АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры "соседей", стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли. •Приоритетное внимание к информационному обмену Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС. •Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.   В масштабах всей планеты В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с Европейским Сообществом и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из "тройки" крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития   Приоритетная сфера деятельности Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь. АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности: •торговые тарифы; •нетарифные меры регулирования взаимной торговли; •международные услуги; •международные инвестиции; •стандартизация товаров и услуг; •таможенные процедуры; •права интеллектуальной собственности; •конкурентная политика; •распределение государственных заказов; •правила, касающиеся происхождения товара; •посредничество в спорах; •мобильность бизнесменов; •внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО; •сбор и анализ информации. Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций. Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации.   Под прицелом – бизнес Члены АТЭС считают, что экономическая интеграция требует активного привлечения бизнеса к деятельности организации. В 1995 лидеры АТЭС приняли решение формализовать отношения c деловыми кругами и создали Деловой Консультационный совет (ДКС) (APEC Business Advisory Council). Он стал одним из ключевых рабочих органов, через который осуществляется взаимодействие Форума с деловыми кругами АТЭС. Каждая страна-участница назначает в ДКС до трех своих представителей, выражающих интересы различных кругов национального бизнеса. Большинство стран АТЭС резервирует одно из принадлежащих им мест в ДКС для представителей малого или среднего бизнеса, поскольку такие предприятия играют ключевую роль во всех странах АТЭС. На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет экономическим лидерам Форума доклад с обобщенными рекомендациями компетентных представителей частного сектора о реализации программных документов АТЭС. Эти рекомендации разрабатываются членами ДКС при содействии экспертов из государственных структур. Основные рекомендации связаны с упрощением визовых формальностей для бизнесменов экономик АТЭС, снижением барьеров на пути товаров и инвестиций. В соответствии с рекомендациями ДКС на официальном сайте АТЭС в интернете размещена информация о проблемах развития бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - инвестиционной и финансовой ситуации в странах АТЭС, тарифах и т.п. Таким образом, можно говорить о создании в рамках АТЭС механизма постоянного интенсивного обмена информацией между участниками Форума по вопросам предпринимательской деятельности. Признавая особо важную роль малых и средних предприятий во всех национальных экономиках, в феврале 2001 участники Форума приняли решение о создании специальной группы ДКС по малому и среднему бизнесу. Сферами ее деятельности являются: работа над расширением доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансовым ресурсам, информации и коммуникационным технологиям; укрепление взаимодействия МСП с представителями государственной администрации. Целевая группа ДКС по финансам занимается внедрением приемлемых для международного сообщества финансовых стандартов, укреплением международной финансовой системы. Она же изучает развитие внутренних рынков капитала в АТР. Целевая группа ДКС по технологиям работает над стимулированием электронной торговли, занимаясь разработкой мероприятий по сокращению разрыва между экономиками АТЭС в использовании цифровых технологий.   От «делового клуба» до равноправного членства Заявку на вступление в Форум Россия подала в марте 1995 года. В 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена. В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован "Деловой клуб АТЭС" - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков. Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание Делового Консультационного Совета (ДКС), в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС. В 2002 году в России с успехом прошли Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства в мае и заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям в августе в Москве. С 4 по 12 сентября 2002 года во Владивостоке по инициативе местных властей, поддержанной правительством России и официальными структурами организации Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества, состоялся инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка АТЭС. Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР - это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самых динамично развивающихся».   АТЭС: место встреч – Владивосток Началом истории участия города Владивостока в работе организации Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества можно считать решение администрации города о создании организационного комитета по подготовке проведения инвестиционной ярмарки АТЭС во Владивостоке. На заседании Комиссии правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС, которое проходило в августе 2000 года, предложение о проведении на территории города инвестиционной ярмарки было одобрено на государственном уровне. В сентябре того же года проект концепции подготовки и проведения инвестиционного симпозиума и инвестиционной ярмарки АТЭС во Владивостоке был представлен на заседании старших должностных лиц АТЭС, а в ноябре утвержден на официальной встрече министров иностранных дел и торговли стран-членов АТЭС. Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС состоялся во Владивостоке 4-7 сентября 2002 года. Главной его темой стало развитие инвестиций в регионе АТЭС в эпоху глобализации. Симпозиум собрал более 300 участников из 13 экономик АТЭС и представителей консульств Бангладеш, Индии и Германии. 9-12 сентября 2002 года в городе была проведена Третья инвестиционная ярмарка АТЭС, на которой присутствовало 175 предприятий и организаций, 2000 участников, среди них 700 иностранцев из 15 экономик АТЭС. Уже через год, во время проведения инвестиционной ярмарки в Таиланде в 2003 году инвесторам был впервые представлен проект использования Русского острова (г. Владивосток) в качестве «плацдарма» для международных встреч на высшем уровне. Авторами проекта выступили администрация Приморского края совместно с Фондом развития «Восток-Азия», Российской Академией наук и МИОН ДВГУ. Разработчики предлагали, например, создание на острове музея Тихоокеанского флота на базе военных сооружений и музеев национальных культур, обустройство пляжных зон, строительство водно-оздоровительных комплексов, а также создание хозяйства марикультуры, вольеров для содержания редких животных. Среди развлекательных сооружений планировалось построить рестораны, клубы, казино и т.п. Считалось, что конференции, фестивали, встречи в верхах, национальные праздники, проходящие на территории острова, будут привлекать политиков, бизнесменов и других гостей со всех краев света. Идея проведения во Владивостоке официальной встречи глав государств- членов АТЭС была впервые публично озвучена губернатором Приморского края С.М. Дарькиным в ходе 14-го международного Саммита АТЭС, проходившего в ноябре 2006 года в Ханое (Вьетнам). Тогда же президент России В.В. Путин дал поручение ряду государственных структур подготовить официальные предложения на этот счет. С этого момента отношения России в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества заметно активизировались. Первое координационное совещание по вопросам председательствования России в АТЭС президент провел во Владивостоке 27 января 2007 года. На нем В.В. Путин подчеркнул: «Будет здесь саммит АТЭС или нет, нам, если мы хотим развивать Дальний Восток, Владивосток и Приморский край, одними разговорами не обойтись… В любом случае вложенные средства не пропадут. Вопрос только в том, куда вкладывать, как вкладывать, и что потом мы будем иметь от этих вложений, что государство будет иметь и что люди, которые здесь живут». В сентябре 2007 года на очередном Саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. Соответствующее решение зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации. 15 января 2008 года президент России утвердил «Схему размещения и архитектурно-градостроительную концепцию объектов делового центра саммита АТЭС-2012» на острове Русский (г. Владивосток).  



← Назад в раздел