Точки роста для ДВФО

– Закончился ли кризис? – Ученые и ряд экспертов сейчас пробуют дать оценку этому явлению. Уже звучат какие-то обнадеживающие прогнозы. Но делать вывод, что кризис завершился, я считаю, преждевременно. Более объективную позицию выразил президент Дмитрий Медведев: наша экономика, политическая и управленческая системы адаптировались к той сложной ситуации, которая сложилась. В то же время уже можно давать оценку произошедшему. И здесь нужно отметить, что благодаря усилиям президента и правительства удалось многие кризисные моменты в России нивелировать. Мы не допустили резкой девальвации рубля, обнищания населения, потери вкладов. А это мог бы быть серьезный удар по социальной ситуации в стране, как в 1991 и 1998 годах. Не допустили мы и развала экономики, остановки большого количества предприятий, роста безработицы. Еще один положительный момент – не произошло значимого роста задолженности по заработной плате. По итогам 2009 года на Дальнем Востоке, кроме отдельных предприятий-банкротов, все отрасли рассчитались по зарплате, в том числе благодаря тому, что были получены средства по госзаказам. Но, разумеется, есть и минусы. Основной среди них тот, что экономику накачали лишними деньгами, не связанными с реальным производством. Мы истратили все резервы. Но тут надо понимать: если были бы другие действия президента и правительства, менее продуманные и эффективные, ситуация была бы значительно хуже. В этом году президент сделал упор на модернизацию экономики и системы управления страны вплоть до электронного правительства. Он совершенно прав. Все говорят, что нужно выйти на докризисные показатели развития. Но если мы выйдем на докризисный уровень с той структурой экономики, которая у нас была, то выйдем опять на предкризисную ситуацию. Нет смысла возвращаться к тому, от чего мы пострадали. – Как прошел первый год кризиса Дальний Восток? – Дальневосточный федеральный округ – единственный, который имеет сегодня положительные темпы роста. Они выше, чем у других округов, и выше, чем по России в целом. Главный показатель здесь – рост промышленного производства. За 11 месяцев 2009 года он был у нас на уровне 102,6 процента. По объему инвестиций мы всегда шли и стабильно идем на уровне 110 -116 процентов. Грузооборот в регионе тоже не потеряли. Причем не только внутри территории, мы по-прежнему являемся крупнейшим транзитным регионом. Уровень товарооборота и услуг в 2009 году на Дальнем Востоке говорит о том, что во многом сохранилась покупательская способность населения. То есть наша экономика жива, и благодаря этому нормально себя чувствует население. Что касается рынка труда, то уровень безработицы в регионе в течение года значительно колебался. Это были и кризисные, и естественные сезонные колебания. Как итог, сейчас у нас 115 тысяч официально зарегистрированных безработных. В то же время мы имеем на рынке труда спрос – 80 тысяч незаполненных вакансий. При этом один только Хабаровский край сегодня привлекает порядка 40 тысяч человек иностранной рабочей силы. А по Дальнему Востоку ее более 100 тысяч. То есть мы сегодня спокойно можем предложениями закрыть все вакансии. Было бы только у людей действительно желание получить работу. Долги по заработной плате на Дальнем Востоке в самые худшие месяцы составляли 1260 миллионов рублей. На 1 декабря 2009 года их удалось снизить до 511 миллионов, в январе 2010-го – уже до порядка 420 миллионов рублей. Самая большая задолженность при этом сохраняется в Хабаровском крае. Но это не значит, что его экономика работает хуже других. Здесь одно предприятие-банкрот «Дальавиа» снижает статистику. Такая же ситуация наблюдается в Магадане, Калининграде, Красноярске – везде, где обанкротились крупные авиапредприятия. Но если раньше мы с трудом видели выход из этой ситуации, то сегодня он у нас есть. Во-первых, ВПК «Сухой» вернул «Дальавиа» 50 миллионов рублей, которые должны были пойти на постройку самолетов. Во-вторых, мы видим, что за счет продажи имущества предприятия можно решить проблемы задолженности по заработной плате. Сегодня же решается вопрос о создании в Хабаровске на производственных мощностях предприятия базы обслуживания самолетов типа «Суперджет». В целом, если подводить итоги, прошедший год для Хабаровского края и других дальневосточных территорий завершился неплохо, и в основном за счет мощнейших проектов, которые у нас реализуются по федеральным государственным и частным коммерческим программам. – Как будет развиваться дальневосточная экономика в ближайшие годы? – Мы провели анализ тех программ, которые будут реализовываться в регионе. И получили плановую цифру предполагаемых инвестиций, привлекаемых в Дальневосточный федеральный округ – более 3,3 триллиона рублей. В том числе федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» составляет 960,8 миллиарда рублей. В нее, например, включена программа развития нашей газотранспортной системы «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», которая оценивается в 248 миллиардов рублей. Эти средства обеспечат и развитие экономики, и занятость в разных отраслях производства, особенно в строительстве и стройиндустрии. Такая же серьезнейшая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России». Она на 2010-2015 годы предполагает инвестиции в размере 314 миллиардов рублей. В том числе на завершение строительства автодороги Чита - Хабаровск в плане на этот год запланировано 10,3 миллиарда. Затем приведение в порядок дороги Хабаровск - Владивосток по оценкам дорожников составит порядка 70,8 миллиарда рублей. Мы говорим сегодня с правительством РФ и ОАО «РЖД» о развитии Байкало-Амурской магистрали. По оценкам железнодорожников, здесь будет осваиваться более 500 миллиардов рублей. На первом этапе необходимо вложить порядка 100 миллиардов, чтобы поднять пропускную способность дороги до 28-30 миллионов тонн грузов в год. А мы планируем уже ее выход на 100 миллионов тонн. И это реальные планы, исходя из растущих потребностей дальневосточной горно-рудной промышленности, угольной, лесной, металлургической отраслей. Это практически уже второй БАМ. 1156 миллиардов рублей планируется инвестировать в топливно-энергетический комплекс. Причем в строительство первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» уже вложено порядка 390 миллиардов рублей. Вторая очередь составит 410 миллиардов инвестиций. А на конце нефтяной трубы будет построен Приморский НПЗ, проект которого оценивается в 580 миллиардов рублей. Инвестпрограмма «РАО «ЭС Востока» в регионе в ближайшей и среднесрочной перспективе составляет 121 миллиард рублей... Все это очень большие инвестиционные средства даже по меркам России в целом. Они говорят о том, что темпы роста экономики на Дальнем Востоке будут и дальше увеличиваться. Как основной инструмент развития территории мы будем использовать программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Уже есть решение правительства пролонгировать ее до 2018 года. Сейчас наша задача – насыщать ее реальными проектами. Каждая территория ДФО будет предлагать здесь свои программы. К этому следует добавить перспективы развития нашего обрабатывающего сектора экономики. В Приморье планируется построить два судостроительных завода. Один - для производства платформ, другой - судов водоизмещением более 100 тысяч тонн. Это серьезнейшие предприятия, которые уже сегодня имеют предварительные заказы. Позиция правительства страны, премьера Владимира Владимировича Путина – нужно переориентировать отечественные флоты на отечественное судостроение. Мы понимаем, что сегодня строить за рубежом дешевле. Но если не развивать нашу отрасль, не загружать ее заказами, мы из этой ситуации никогда не выберемся. Сейчас отрасли нужна государственная финансовая и где-то даже административная поддержка. Поэтому в 2010 году получат свои заказы и другие судостроительные заводы – Хабаровский, Комсомольский. Амурский судостроительный, например, будет строить для отечественного флота два буксира, затем еще два. Будет на этом предприятии решаться и судьба второй АПЛ. – Сохранится ли строительство социального жилья? – Экономический кризис в наибольшей степени коснулся строительной отрасли. Особенно пострадал ее коммерческий сектор. Но при этом в 2009 году «Дальспецстрой» в Хабаровском крае по программе социальной ипотеки сдал 1202 квартиры, для ветеранов войны – 48, по молодежной программе – один дом, 220 квартир. По заказу Минобороны в целом по краю построено 620 квартир. Всего, таким образом, мы получили 2113 квартир социального жилья, в строительстве которого принимало участие государство. Этот показатель не ниже, чем в докризисные годы. В 2010 году строить будет сложнее. Однако благодаря поддержке президента программа строительства жилья для ветеранов не только по Хабаровскому краю, а по всему Дальнему Востоку будет значительно расширена. Несколько снизится уровень социальной ипотеки. Несмотря на все сложности, один дом для молодежи и три по социальной ипотеке в Хабаровском крае в 2010 году будут построены. Для военнослужащих же объемы строительства жилья только возрастут. В результате общее число вводимого жилья с участием государства должно, как минимум, не снизиться. – Будут ли в 2010 году сокращены региональные бюджеты? – Бюджеты территорий на 2010 год уже сформированы. Мы видим, что по доходной части они будут не ниже, чем в 2009 году. По расходной части тоже больших перемен не предвидится. Самое главное здесь, что социальные обязательства территорий перед своим населением будут выполнены. Хотя можно заметить в бюджете Хабаровского края и определенные сокращения. Так, например, по расходам на здравоохранение произойдет снижение. Но только за счет того, что в прошлом году в регионе сдали несколько серьезных лечебных объектов, закупили очень дорогостоящее оборудование. Только на одном МРТ оборудование с помещением обошлось бюджету в 200 миллионов рублей. Такие серьезные проекты можно реализовывать не каждый год, нужно концентрировать силы и материальные средства. Поэтому снижение в отрасли совершенно не значит, что больных будут обслуживать хуже или врачи получат меньше внимания. Большой социальной проблемой в регионе остается жилищно-коммунальное хозяйство. Мы так же, как и все другие региональные органы власти, получаем колоссальное количество жалоб на работу системы ЖКХ и ее тарифы. Не решить, но хотя бы снизить остроту проблемы пока удается только за счет бюджетных средств. В Хабаровском крае, например, на поддержку отрасли в 2009 году было направлено порядка 12 миллиардов рублей. Из них 2 миллиарда 205 миллионов – на выравнивание энерготарифов. Чтобы в районах, где киловатт/час обходится в 30 рублей, люди и предприятия платили, как в Хабаровске, то есть в пять раз меньше. В 2010 году эта помощь в региональном бюджете еще более выросла. Но мы считаем, что это не кардинальное решение. На самом деле в округе нужно менять всю систему энергоснабжения, топливную политику, чтобы избежать в дальнейшем бесконечного роста энерготарифа и коммунальных расходов. Я уже дал поручение своим заместителям при помощи ученых проработать предложение премьеру правительства и президенту – вернуться к льготным тарифам на железнодорожном транспорте. Если мы снизим транспортные расходы на доставку угля, мазута, зерна, то сможем значительно облегчить жизнь на территории округа. – Сохранятся ли для дальневосточников льготы на авиаперевозки? – Уже вышли постановления правительства, согласно которым программа льготных авиаперевозок для жителей Дальнего Востока значительно расширена. Во-первых, сроки действия программы в течение года увеличены на 1,5 месяца, летать со скидкой дальневосточникам можно будет уже с 1 апреля 2010 года. Во-вторых, значительно расширена география полетов. Как и просили люди, добавилась возможность летать по льготным тарифам внутри ДФО: с Камчатки, из Анадыря, из Магадана, из Якутска во Владивосток. Из Хабаровска появились льготные рейсы в Сочи. Участником льготной программы стал Комсомольск-на-Амуре. В результате если в прошлом году планировали затратить из федерального бюджета на реализацию программы 1,7 миллиарда рублей (фактически было использовано 1,2 миллиарда), то в этом году в плане уже 2,5 миллиарда рублей. – Как будет проводиться модернизация политической системы страны, заявленная президентом Дмитрием Медведевым. Означает ли это, что в стране будет создана действительно многопартийная система? – У нас и сейчас многопартийная система. Вопрос в том, чтобы многопартийность двигала вперед развитие страны. Для этого в политической жизни должны иметь возможность принимать участие различные партии, в том числе и малые. Инициативами президента предусмотрена возможность формирования фракций всеми политическими партиями, представленными в региональных парламентах, освобождение от сбора подписей избирателей для участия в региональных выборах политических партий, не представленных в Государственной думе, но имеющих фракции в законодательных органах регионов. Будут приняты региональные законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах, введены нормы о представлении региональным парламентам ежегодных отчетов о деятельности губернаторов. Это все верно, нужно дать возможность всем политическим силам принимать участие в принятии решений. Но в нашей жизни, в нашей экономике при всем плюрализме мнений нужно, чтобы кто-то брал на себя ответственность. Есть формы принятия коллективных решений, но форм коллективной ответственности еще никто не придумал. Поэтому у нас есть партия «Единая Россия», которая берется отвечать за свои дела, поэтому, наверное, она и лидирующая. Вопрос не в том, чтобы было больше или меньше партий. Пусть будет их сколько угодно. Важно, чтобы партии созрели для работы, чтобы они могли выйти к людям с чем-то конкретным. Возьмите все партийные проекты «Единой России», которые дают пользу сегодня Хабаровскому краю. На строительство дорог мы получили 461 миллион рублей. По партийному проекту «Чистая вода» строится водопровод с левого берега Амура до Хабаровска, который до этого лет 20 только планировался. Партийная программа поддержки села – это уже построенные и работающие мегафермы. Сегодня партийный проект – строительство спортивных объектов. И я лично пошел в партию не потому, что мне в ней все нравится. А для того, чтобы исправить ситуацию, которая мне не нравится. И проекты эти партийные появились не случайно. Накопилась критическая масса всего, что мы делали здесь в регионе: писали обращения и программы, работали в Госдуме и правительстве, проводили международные форумы... Над этим работали и руководители регионов, и депутаты, и наши ученые… Благодаря тому, что мы консолидировались, мы и получили такую отдачу. Я уже называл цифру предполагаемых инвестиций в Дальний Восток – 3,3 триллиона рублей. Если будут у других партий такие программы в ДФО, в Хабаровском крае, то, наверное, и люди больше будут поддерживать такие партии. – Какие точки роста в ближайшие годы будут на Дальнем Востоке? – Одна из главных – строительство объектов для форума АТЭС во Владивостоке. Один регион не в состоянии поднять такой большой проект. Поэтому сегодня там на стройках активно работают хабаровские предприятия – «Дальмостострой», «Спецстроймеханизация», «Дальспецстрой»… Работают московские строители, компании из самых разных регионов ДФО и вообще страны. Задействована стройиндустрия тоже самой разной географии. Металл идет из Комсомольска-на-Амуре, строительные конструкции - из Хабаровска… Это все создает рабочие места. Получается точка роста для всего региона. Большое значение для ДФО будет иметь и создание в Советской Гавани особой портовой экономической зоны. Главная задача сегодня для нас – составить программу ее реализации. Хотелось бы развить в ней две основные составляющие. Первая – судостроение и судоремонт. Советская Гавань всегда была крупнейшей судоремонтной базой. Чтобы вернуть этот статус, необходимы новые технологии, новое оборудование. Необходимо привлечь инвестора, который бы эффективно эту линию развивал. Второе направление – это грузовой товарный порт, у которого уже есть подъездные пути, но нужна дополнительная транспортная инфраструктура. На этой основе там могут развиваться и сопутствующие производства. И вот когда будет такой проект, государство начнет строить на хабаровской территории новую инфраструктуру. Запланировано, что краевых инвестиций здесь потребуется 593 миллиона рублей. При этом государство вкладывает 3 миллиарда 150 миллионов. Чтобы освоить такие средства, необходимо тоже привлекать предприятия и людей из разных регионов ДФО. В результате же регион в целом получает дополнительный импульс к развитию. «Тихоокеанская звезда».



← Назад в раздел