Фундаменты будущей России

Обстоятельно анализируя статью президента РФ Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» и его послание Федеральному Собранию Российской Федерации, где, как говорится, «не в бровь, а в глаз» сконцентрировано внимание на приоритете модернизации экономики и технологического развития, хочу выразить свою гражданскую и профессиональную позицию в части сооружения в России свайных фундаментов. Считаю уместным вспомнить теорию экономического роста американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Роберта Солоу. По его мнению инвестиции в машины и оборудование не могут быть источником экономического роста на долгосрочную перспективу. Единственным источником роста могут быть технологические изменения. Данный вывод был сделан на основе изучения экономики США. Р. Солоу подсчитал, что технологические изменения обеспечили 7/8 экономического роста США на одного рабочего в течение первой половины ХХ века. Известно, что фундаменты выполняют функции «сердца» любого сооружения, а следовательно находятся в прямой зависимости с жизнеспособностью государства в целом. Рациональность конструктивных форм и методы их возведения определяют их надежность и долговечность. Такие требования особенно важны в районах Крайнего Севера и приравненными к ним местностям, территории которых составляют примерно 60% всей территории России. Роль этого региона для настоящего и будущего страны невозможно переоценить. Казалось бы, что в таких сложных физико-географических условиях должен быть особый научно-технический подход при возведении фундаментов, однако этого до настоящего времени не происходит. Более того, на основании своего многолетнего опыта по сооружению свайных фундаментов, твердо убежден, что фундаментостроение в целом по всей России находится в состоянии глубокого регресса. Неопровержимым доказательством такого утверждения является то, что практических внедрений, уже имеющихся в этой области научно-технических достижений, или разработок нет. Убедительным примером этому, на мой взгляд, может свидетельствовать существующая практика сооружения свайных фундаментов в Якутии, где применяются устарелые проектные решения. При этом следует отметить, что даже при самых тщательно составленных нормативных документах проектирование любой строительной конструкции или сооружения является процессом принятия решений в условиях неопределенности физических возможностей материалов с одной стороны и силовых воздействий – с другой. Результаты обследования эксплуатации зданий в г. Якутске с использованием свайных фундаментов показали, что свыше 50 % всех аварий зданий происходит по причине разрушения бетона рандбалок или бетона свай на месте выхода из грунта. Такое положение многие специалисты объясняют различными научными гипотезами, но, к сожалению, главные причины, заведомо обрекающие на возведение «больных» свайных фундаментов по субъективным причинам, остаются не замеченными. На самом деле причины довольно прозрачны. Привожу наиболее характерные из них: – использование проектными организациями устаревших технических решений; – привлечение заказчиком «аукционных» организаций, которые в свою очередь привлекают узкоспециализированных буровиков для того, чтобы только пробурить скважины; – преднамеренное бурение скважин ниже проектной отметки; – приемка свайных полей по верхушкам свай вместо поштучного контроля всего технологического комплекса; – несоблюдение технологии заполнения засвайного пространства; – полное отсутствие гидроизоляции свай в деятельном слое. В результате такой безответственности, попустительства и низкой квалификации множество свай устанавливаются на подкладки из сподручных материалов или удерживаются краном до момента их символического «фиксирования» на проектной отметке. Только этим объясняется разрушение бетона рандбалок. Разрушение свай также объясняется очень просто: из-за отсутствия надежной гидроизоляции свай в деятельном слое грунта, в результате совокупного действия поверхностных вод, вод технологических утечек, засоленности грунта, низкой морозостойкости бетона свай происходит коррозия арматуры и влажностно-морозобойная деструкция (разрушение бетона свай). Чрезвычайно важным и опасным фактором для жизнедеятельности в Якутии в случае глобального потепления является укоренившийся и консервативный способ заделки свай в зимнее время с «мокрыми процессами», используя обычный портландцемент. Предсказуемость негативных последствий заключается в том, что на всей боковой поверхности свай при отрицательных температурах в момент соприкосновения с раствором положительной температуры неизбежно образуется ледяная пленка, которая уже на первой стадии возведения здания снижает несущую способность свайного фундамента. Не менее поразительным является и метод устройства свайных фундаментов, когда экскаватором в течение нескольких смен сбрасывают сваю в обводненную скважину. Кроме того, что это способствует глубинному засолению грунтов и ускорению деградации мерзлоты, «измученная», с учетом релаксации, свая будет неизбежно подвержена влажностно-морозобойной деструкции уже после первого года эксплуатации. Парадоксальным способом в условиях, где нет многолетней мерзлоты, является погружение железобетонных свай дизель-молотом или вибропогружателем. Разве можно рассчитывать на ее столетний ресурс, после того как по ней «молотят» до расчетного отказа или продолжительно «трясут». Таким образом, становится очевидным, что существующие до настоящего времени способы сооружения свайных фундаментов уже на стадии проектирования обрекают здания и сооружения на субъективный моральный износ, обусловленный ошибочным научно-техническим решением и ускоренно-прогресирующий физический износ в части потерь конструктивными элементами первоначальных физико-технических свойств. Представляется, что только необоснованное увеличение расчетного количества свай при существующем климате сохраняет относительную безопасность в части устойчивости зданий и других сооружений. Следствием этого является и заведомо завышенная стоимость жилья. Учитывая перечисленные факторы, мною три года назад была предложена конструкция сваи-столба под названием самозаккрепляющаяся, которая значительно повышает несущую способность и гарантирует более надежную заделку. Применение таких свай позволило бы уменьшить их потребное количество на каждое здание в пределах 30 %, а в освобожденном пространстве под зданием размещать гаражи и другие помещения. При этом следует отметить, что предлагаемая мной концепция, подтверждается двумя патентами на полезную модель (№ 43338 от 08.12.2004 г. и № 76348 от 23.04.2008 г.) Практическое внедрение этих патентов позволило бы осуществить технический переворот в фундаментостроении за всю историю строительства на вечномерзлых грунтах. Однако такое новшество до настоящего времени не востребовано. В такой ситуации и, тем более в существующих условиях «мостопада» и «домопада» невольно напрашивается вопрос к руководителям ведомств, имеющих отношение к свайным фундаментам: «Что эффективно – не выгодно? Кому?!» Убежден, что отмена устаревших проектов по сооружению свайных фундаментов из плоскогранных свай и ускорение массового внедрения самозакрепляющихся свай-столбов будет достойным практическим ответом на обращение президента РФ Д.А. Медведева о создании новой России. Реальность воплощения новых научно-технических подходов подтверждается двумя наиболее характерным примерами из опыта работы ЗАО «Транссахамост»: – 2003-2004 гг. При сооружении одиннадцати подводных мостов на слипе Жатайского ССРЗ – применение турбореактивного бурения позволило уменьшить по сравнению с первоначальным проектом объем буровых работ на 5,5 км и заменить 726 железобетонных свай сечением 35х35 см на 44 сталебетонных столба диаметром 230-240 см. 2005 г. Мост по ул. Пояркова в г. Якутске. Первоначальная проектная схема предусматривала сооружение шести опор и монтаж пяти железобетонных пролетов по 12 м. При этом требовалось погрузить 112 железобетонных свай сечением 40х40 см. Нами было осуществлено перепроектирование и строительство металлического моста на трех опорах с двенадцатью самозакрепляющимися сталебетонными столбами с переменным по длине сечением (от 72 до 80 см). Предлагаемая, более совершенная конструкция имеет многолучевое назначение. Так, например, быть унифицированной, значительно сократить глубину бурения скважин, совместить I и II принцип как при проектировании, так и при эксплуатации, позволит перейти на сборные рандбалки, что обеспечит круглогодичное и скоростное строительство различных сооружений, повысить эффективность закрепления опор ЛЭП, при строительстве гидротехнических сооружений, перейти на полную индустриализацию опор при строительстве мостов, повысить эффективность сельского строительства. Особая значимость новой конструкции свай-столбов заключается в том, что они обеспечивают физико-техническую возможность противостояния силам пучения при сезонно-талых грунтах, когда в холодное время года они поднимаются от 2 до 5 см, а в теплое время опускаются в тех же пределах. Такая конструкция позволит повысить надежность устойчивости множества особо ответственных сооружений, так, например, как газопроводы, нефтепроводы, теплотрассы и водоводы. Убежден, что именно такой подход по модернизации промышленно-строительного комплекса, а также пересмотр правительством РФ механизма моральной и материальной заинтересованности рационализаторов и изобретателей позволит по настоящему повысить дееспособность России и ее экономический рост. Крайне важным, с учетом социально-технической значимости свайных фундаментов, является жизненная необходимость возрождения управлений нулевых работ. В связи с этим, представляется целесообразным через депутатов регионов обратиться в Государственную думу РФ с законодательной инициативой по внесению дополнений в п.17 ч.2 ст.55 ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, допускающих размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением президента не только РФ, но и главами субъектов РФ».    



← Назад в раздел