Якутия готова к модернизации

Сегодня всем понятно, что главной площадкой экономического развития страны станет Дальний Восток. Именно здесь находится средоточие основных природных богатств, но здесь и самое большое количество проблем. Наконец, развитие этого региона – безопасность государства. Проект Стратегии развития Дальнего Востока – первый документ стратегического планирования комплексного развития такого макрорегиона. Своим мнением об этом судьбоносном документе мы попросили поделиться председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталия БАСЫГЫСОВА. – Виталий Николаевич, в Стратегии говорится об ускоренном социально-экономическом развитии территории Дальнего Востока и Байкальского региона на инновационной основе. Какие возможности в этом есть у Якутии? –Речь идет о необходимости комплексного социально-экономического развития территории, ориентированного на ускоренный рост на инновационной основе, но направления развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологических проектов развития, четко не обозначены. В 90-е годы в Якутии был практически создан Томмотский промышленный узел с организацией производства стеновых и теплоизоляционных материалов мощностью 230 тысяч кубометров в год с использованием однокомпонентного сырья, только разведанных запасов которого хватило бы на 90 лет. При этом энергоэффективность по сравнению с базальтовым сырьем составляла бы 30%. Должны были быть построеныщебеночный завод мощностью 1,5 млн кубометров в год, производство сухих строительных смесей, изделий на основе вермикулита, сорбентов, огнезащитных плит и паст, производство электроизоляционных материалов из слюды, добавок к цементу, водоэмульсионных красок и перламутровых пигментов, организация производства оптического и декоративного стекла, облицовочной керамической плитки, линолеума и обоев, облицовочной плитки из природного камня с использованием принципиально новых процессов распиловки и термоударного шлифования. Прежде всего, нам необходимо создавать базы строительной индустрии как основы для реализации крупномасштабных проектов, но перспективные месторождения строительных полезных ископаемых на территории республики учитываются не в полной мере. Развитие энергетических объектов и линий электропередачи также может быть обеспечено путем создания в Якутии соответствующих производств, так как для производства электроизоляторов, электрофарфора, материалов высоковольтной изоляции у нас есть необходимое сырье. Для внедрения эффективной волоконно-оптической связи часть оборудования и комплектующих материалов может производиться с использованием высококачественного кварцевого сырья, такие проработки велись в республике. У нас есть все условия для создания металлургического комплекса на основе месторождений железных руд с полным металлургическим производством. Но в рамках Стратегии не предусматривается открытие предприятий машиностроительной отрасли. В Якутии интенсивно развиваются гранильная и ювелирная промышленность, традиционные виды ремесел, связанные с обработкой камня и кости. Ассортимент абразивных инструментов и приспособлений, применяемых в самых различных технологических процессах, огромен, а требования к ним разнообразны. Все это требует не только создания новых инструментов, но и усовершенствования существующих на бакелитовой и вулканитовой основе. Технические алмазные порошки могут и должны быть использованы по своему прямому назначению на территории республики – в производстве алмазных инструментов, паст, шлифовального и полировального оборудования, в которых так нуждаются гранильные предприятия не только Якутии и России, но и ближнего и дальнего зарубежья. В Алданском районе имеется мощная сырьевая база для создания в Якутии собственного графитового производства, способного конкурировать с графитовыми предприятиями Украины. Запасы только Надежденского месторождения находящегося в 30 км восточнее АЯМа, оценены в 3 млн тонн графитового углерода. Технологические исследования показали возможность использовать руды для производства любых марок графита. Кроме того, в этом районе есть запасы флюорита и других флюсовых добавок для металлургического производства, выявлены значительные прогнозные запасы марганца, разведка которых будет завершена в ближайшие два - три года. Чем это не развитие отраслей производства инновационной направленности?! Поэтому перечень приоритетных инновационных отраслей производства на территории нашей республики, реализация которых имеет практическую значимость, необходимо формировать с учетом наших огромных возможностей. – А как обстоит дело с законодательным обеспечением Стратегии? – Законодательство здесь должно выполнять три основные задачи: создавать условия для реализации Стратегии, для чего нужно произвести его ревизию, ликвидировать административные барьеры, законодательно улучшить инвестиционную привлекательность субъекта; осуществлять защиту интересов населения, развивать законодательство в сфере государственно-частного партнерства, обеспечивать правовое сопровождение реализации соглашений между недропользователями и органами госвласти субъектов Российской Федерации; и, наконец, особенно тщательно следить за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав граждан, постараться законодательно не только сохранить, но и повысить качество жизни дальневосточников. Мы давно говорим о районировании Севера. Сегодня необходимо ускорить разработку и принятие проекта Федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации». Это поможет определить перспективы развития Севера, оказать повышенную государственную поддержку ряду традиционных и новых отраслей, социальных и этнических групп населения, особенно малочисленных народов Севера. Закон должен предусматривать новые принципы районирования северных территорий на основе критерия дискомфортности условий проживания и тем самым создать основу для регионального регулирования оплаты труда, установления социально-трудовых льгот, распределения средств финансовой поддержки регионов. Нужен Федеральный закон «О государственной поддержке досрочного (северного) завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с особыми условиями доставки грузов»,включить протяженность автомобильных дорог сезонного пользования (автозимников) в Методику расчета для определения субсидий из федерального бюджета. – Сегодня хорошими темпами идет строительство железной дороги до Якутска, но это не решит вопроса доставки грузов особенно по территории республики? Остается сложной проблема ценообразования пассажирских перевозок… – А еще развитие малой авиации, отсутствие новой техники, вездеходов, способных работать в условиях Крайнего Севера. Перечень можно продолжить. Думаю, решить застарелую проблему бесперебойного снабжения грузами районов Крайнего Севера можно с помощью создания малого флота дирижаблей, тем более что стоимость изготовления дирижабля в 2 - 2,5 раза дешевле самолета одинаковой грузоподъемности, окупаемость составляет три - пять лет, аэксплуатация в три - четыре раза дешевле самолета и в 12 - 15 раз дешевле вертолета. Кроме того, нам стоит законодательно закрепить субсидирование пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в другие регионы России и обратно для всех категорий граждан, предусмотрев также субсидирование межрегиональных пассажирских авиаперевозок внутри Дальневосточного и Байкальского регионов. – Каков подход к недровым богатствам Якутии? – На мой взгляд, в Стратегии недостаточное внимание уделено геологическому изучению, комплексному извлечению минерального сырья, организации геолого-разведочных работ, хотя признается, что добыча и переработка минерального сырья останется в перспективе одним из стратегических направлений экономики Дальневосточного и Байкальского регионов. Но главное – в Стратегии не учтены потенциал и перспективы простых ресурсов: воды, земли, дикой природы, роль которых будет резко возрастать. Потомуинтенсификация освоения природно-ресурсного потенциала, реализациямегапроектов на территории Республики Саха (Якутия) ставят на первый план вопросы природоохранного законодательства. В рамках реализации Стратегии нужно принять закон «Об экологическом аудите Республики Саха (Якутия)», который послужит платформой для усиления производственного экологического контроля и разработки природоохранной политики крупных компаний, а также законы «Об экологическом страховании» и «О рекультивации земель» в республике. Для усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере питьевого водоснабжения населения нужен федеральный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Одновременно требуется внести некоторые изменения и уточнения в Водный кодекс, в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие федеральные законы, касающиеся вопросов питьевой воды. Сегодня перед нами ставятся вопросы законодательного сопровождения создания особых экономических зон. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» запрещает переработку полезных ископаемых на территории особых экономических зон. Наша законодательная инициатива по устранению данного пробела, к сожалению, не нашла поддержки правительства РФ. Будем пересматривать подходы совместной работы с центром в этом вопросе. В Стратегии упоминается проект «Создание российского центра золотодобычи мирового уровня на основе Яно-Колымской золоторудной провинции». Он касается нашей республики и Магаданской области, считаю, что решение по данному вопросу должно быть оформлено федеральным нормативным актом. Требуется оптимизация системы налогообложения, одним из направлений которой могут стать разработка и внедрение шкалы дифференцированных ставок налогообложения. Еще один вопрос, который ставят перед нами предприятия, – применение НДС по ставке «0%» к операциям по реализации природных алмазов субъектами алмазодобычи алмазообрабатывающим предприятиям на внутреннем рынке, в связи с этим нужны поправки в налоговое законодательство РФ. Сегодня на уровне России предполагается установить пониженную ставку НДПИ по нефти, добываемой из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Но почему тогда мы не рассматриваем такой подход в угольной и газовой промышленности? – А как будут решаться социальные вопросы? – Актуальным направлением нормативно-правового регулирования ответственности бизнеса является согласование интересов субъектов хозяйствования, органов власти и общественных объединений. В связи с этим мы планируем принять региональные законы «О социальной ответственности бизнеса» и «О государственно-частном партнерстве». Требуется комплекс мер господдержки модернизации коммунальной инфраструктуры, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Для привлечения на территорию Республики Саха (Якутия) трудовых ресурсов нужны благоприятные условия для проживания, соизмеримые с условиями центральной части страны, новые механизмы обеспечения высококвалифицированных и молодых специалистов, работающих в районах Крайнего Севера, жильем за счет средств федерального бюджета с возможностью последующей приватизации или выкупа на льготных условиях. Надо увеличить объем ежегодно выделяемых средств из федерального бюджета на реализацию ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Дальнейшее продвижение мегапроектов на территории Республики Саха (Якутия) должно сопровождаться квотированным набором местных кадров, жестким контролем за привлечением внешних мигрантов. Создать условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса поможет закон РС (Я) «О доступном жилье для молодых семей и молодых специалистов (ипотека для села)». Мы ставим вопросы о выделении федеральных бюджетных субсидий на организацию оздоровления детей, на социальные доплаты к пенсиям и увеличение пособий по уходу за ребенком. Нам нужны межрегиональные центры телемедицины, санитарная авиация, способная действительно оказать экстренную, квалифицированную медицинскую помощь в отдаленных северных и труднодоступных территориях республики. Необходимо увеличить в федеральном бюджете расходы на поддержку северного оленеводства, табунного коневодства, завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера, законодательно урегулировать обеспечение доходности за счет внедрения технологии производства лекарственного сырья, получаемого от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье), крови оленя, продуктов питания - основанных на национальных традициях. Давно назрела потребность в разработке федерального закона «О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации». Все это должно найти отражение в Стратегии развития Дальнего Востока, только тогда он станет по-настоящему привлекательным. А Центру необходимо помнить, что государство начинается с Востока. Марина КОЛБАСИНА.      



← Назад в раздел