Морская душа бизнесмена

– Провожая уходящий год, я хочу проводить вместе с ним и пресловутый «финансовый кризис». Проводить – достойно и с большой благодарностью, ведь этот период дал нам очень многое. Он действительно стал для нас точкой роста. Испытание кризисом оказалось нам по силам. Мы доказали всем и в первую очередь себе, что можем работать, делать дело, двигаться и развиваться, несмотря ни на что, идти к своим целям, не жалуясь на кризис. А значит, мы достигнем своих целей в любых условиях, – сказал генеральный директор Группы компаний «Транзит-ДВ», подводя итоги работы предприятия в уходящем году. – В 2009 году мы создали Северо-восточное морское пароходство, возродив судоходную компанию в Камчатском крае. Мы подписали соглашение с агентством транспорта Камчатского края и начали на Камчатке ряд больших социально значимых проектов в области морского транспорта. В этом году нефтеналивной терминал ЗАО «Вотокбункер» побил рекорды перевалки. По состоянию на 23 декабря объем перевалки составил 982 844 тонн, но работа продолжается, и у нас есть все шансы перешагнуть психологически важную, знаковую для нас отметку в 1 млн тонн. А Северо-восточное морское пароходство свой миллионный рубеж преодолело. Впервые в этом году. Объем перевозок составил 1 млн 140 тысяч тонн. В этом году к нам пришло и признание наших достижений со стороныбизнес-сообщества. ЗАО «Востокбункер» по экономическим, экологическим и социальным показателям было признано лучшим терминалом2009 года в номинации «Терминал года мощностью перевалки до 1,5 млн тонн». И это – престижная и почетная награда. Я очень благодарен всем нашим клиентам и партнерам, а в первую очередь, конечно, – моей команде, команде «Группы «Транзит-ДВ»за этот непростой, но очень важный год, за плодотворную работу. Сегодня мы ставим перед собой новые цели.   Слова «бизнес» и «бизнесмен» в народе не очень популярны. Сразу представляется кто-то, покупающий стакан семечек за копейку и продающий за рубль. Но если избавиться от шор, отринуть стереотипы, если внимательно посмотреть, то окажется, что есть немало частных компаний, которые не то, что держат в своих руках ритм жизни Дальнего Востока, но и ощущают ответственность за это… В 1995 году, когда созданные советской экономикой связи стремительно рушились и система северного завоза оказалась на грани полного краха, обеспечение наших северов – Камчатки, Магадана, Чукотки – подхватила и удержала компания «Транзит-ДВ». Сегодня она вкладывает немало сил и средств в развитие северо-восточных территорий России. А во главе компании стоит Игорь Польченко. Бизнесмен. Безо всяких кавычек… Казахстан. Семипалатинская область. Спроси любого: «Что там? Ответит: «Степь». Так и есть. Но разве степь – помеха морской душе? Маленький Игорь Польченко был первым моряком в родной деревеньке в Семипалатинской области. – Жили мы у дедушки, рядом с нашим домом текла речушка, – вспоминает Игорь Александрович. – И мы с друзьями плавали по ней на корытах, в которых стирали наши мамы, и пытались потопить противника. И я всегда побеждал! А потом мамина сестра уехала в Калининград, вышла замуж за моряка, и в нашей семье появились рассказы о море, о флоте, о дальних странах. Я слушал и млел. Еще в журнале «Техника молодежи» вырезал и изучал статьи о парусном флоте, даже песенник морских песен вел! Да, сухопутный мальчишка с младых ногтей бредил морем, хотя настоящего моря никогда не видел. Оно присутствовало в его жизни лишь в виде небольшой тихой речушки и большой мечты. А унаследованное от предков упорство в достижении цели, следование мечте не позволяло отказаться от желания стать моряком… – Дедушка мечтал, – улыбается Игорь Александрович, – чтобы я стал агрономом или зоотехником, говорил: «С такой профессией всегда сыт будешь: и с мясом, и с молоком…» Мама же довольно быстро поняла, что меня манит море, ведь у меня с девятого класса лежал дома справочник учебных заведений СССР, открытый на одной-единственной странице, и однажды просто спросила: «Что, сынок, на Дальний Восток собрался ехать?» И отпустила – не знаю, чего ей стоило это внутренне, но внешне – легко. Мы сели на поезд, она проводила меня до Новосибирска, а дальше я поехал сам. Владивосток встретил семипалатинского мальчишку неласково. Переночевав на вокзале, Игорь Польченко наутро отправился в ДВВИМУ и узнал, что приехал поздно: всего на один день опоздал на обязательную для будущих курсантов медкомиссию… «Приезжайте через год», – сказали в приемной комиссии мальчишке… – Я еще какое-то время жил на вокзале, думал, что делать. Гулял по городу… Еду как-то в трамвае и слышу: «Остановка «Политехнический институт». Думаю, ну, может, поступлю, год поучусь… Зашел, выбрал специальность «Энергоснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства» – из-за слов «сельское хозяйство», чтобы сказать дедушке: «Вот, мол, пошел, как ты мечтал». Поступил. Учился неплохо, почти отлично, но через год пришел и сказал: «Отдайте документы, я в ДВВИМУ иду». Отпускать не хотели, декан мне сказала: «Или у нас учишься, или в армию!». Но что значат слова для человека, который заболел морем в степном краю? Правдами и неправдами забрав документы, Игорь Польченко в первый же день – вторым по очереди! – сдал документы в ДВВИМУ. Море ждало его… Оно до сих пор снится Игорю Польченко, генеральному директору ООО «Группа «Транзит-ДВ». Но уже больше 10 лет он стоит на мостике не судна, а большой компании – ООО «Группа «Транзит-ДВ» и ведет свой корабль сквозь рифы российского бизнеса уверенно и ответственно. Как же стал судоводитель, дослужившийся до старпома, бизнесменом? – Только начав ходить в море, в загранку, я всегда отчаянно стеснялся того факта, что я – «хомо советикус», – рассказывает Игорь Александрович. – Что ходить по городу можно только втроем, что на нас смотрят, как на диковину какую… Я и английский, наверное, стал подтягивать самостоятельно (хотя в школе учил немецкий) тоже поэтому – чтобы справиться с неловкостью, не чувствовать себя вне цивилизации… Кроме того, в каждом рейсе много времени проводил в порту: ходил на другие суда, интересовался, кто как работает, как налажена система логистики, какие простои и почему, – в общем, многое мне было интересно. Любознательность у меня наследственная, она в крови у всей нашей семьи. И вот, когда в перестройку все начало распадаться, работать на судах стало совсем неинтересно, потому что мы возили, например, мандарины из Пакистана во Владивосток, во Владивостоке зимой в мороз разгружали их на склад, потом снова загружали и везли на Камчатку… Такая нелепая система мне не нравилась, рейсы были явно убыточными… И мне захотелось применить то, что знаю, то есть построить такую систему, которая работала бы эффективно, не в убыток… На ловца и зверь, знаете ли. Мне предложили возглавить морской отдел в «АКФЕСе», я согласился, но из пароходства не ушел насовсем, а написал заявление на годовой отпуск без содержания – не знал, смогу ли жить без моря, без рейсов. Оно до сих пор мне снится… Только через год Игорь Польченко понял, что бизнес – такое же рискованное дело, как морские рейсы. И ушел в работу, как свойственно его натуре, с головой, на все сто. – Нехватка знаний почувствовалась сразу. И хорошо, что в нашей породе Польченко всегда любили учиться, причем сознательно, не зубрежкой, а пониманием… Окончил академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, степень МБА, затем ДБА – с красным дипломом. Считаю, что учиться нужно постоянно. Я, например, почти не читаю художественную литературу, но у меня всегда под рукой книги по бизнесу, маркетингу… Я и в отпуск их с собой беру… Недавно вот начал читать книги о Китае, о развитии Азии – мне стал интересен их опыт. История ООО «Группа «Транзит-ДВ» – это история настоящего российского бизнеса. Бизнеса, социально ответственного, важного и для страны, и для людей, в нем занятых. Бизнеса, достойного уважения… – Один в поле не воин, – спокойно констатирует Игорь Польченко. – «Группа «Транзит-ДВ» никогда не стала бы успешной компанией, если бы не люди, с которыми я работаю. Вот с чем мне действительно повезло! Это люди, которые болеют за наше дело, и доверяют мне, и сами решения принимают. Мы объединены общими целями и общими ценностями. Каждый отвечает за результат, каждый делает этот бизнес на своем месте. Игорю Польченко – 47 лет. Что называется, мужчина в самом расцвете сил. Но он не из тех людей, которые способны почивать на лаврах или неспешно отращивать «комок нервов» в области талии, наслаждаясь своей успешностью. Нет, в нем горит жажда деятельности, жажда работы – и это, несмотря на то, как в России тяжело работать бизнесмену… – Физически я себя ощущаю человеком, который скоро начнет стареть. И потому всерьез занимаюсь спортом, слежу за собой, потому что хочу продлить активную стадию жизни. И в работе всегда хочется достичь чего-то нового. Я никогда не скрывал, что чертовски неудовлетворен тем, как в России относятся к бизнесу. Надо или покончить с ним уже, чтобы не мучить людей, или относиться к бизнесу сознательно, видеть в нем основу общества. Мне хочется работать, я знаю потенциал компании, знаю, что мы можем больше – просто мы зажаты какими-то нелепыми обстоятельствами. Есть здоровая, желающая развиваться компания, и она этого сделать не может, мы постоянно притормаживаем, и это наша российская действительность. А я мечтаю о развитии северо-востока России, это та часть света, в которую вкладываю деньги, над развитием энергетики которой работаю. Мы готовы осваивать Северный Ледовитый океан, открывать новые морские линии, готовы строить флот, который нужен северу, готовы соединить северо-восток Китая с Северной Европой и Америкой через наши северные порты. Мы знаем, как это сделать. Что мешает? Чиновничья косность и неповоротливость, к которой сегодня добавилась еще одна большая проблема – политика банков, кризис доверия на финансовом рынке. Иногда я чувствую усталость: раз мои идеи никому не нужны, раз север никому не нужен – мне-то зачем? У меня в компании и так все в порядке. Но когда такие мысли приходят, я с ними борюсь… И снова хочется идти вперед. Чтобы выйти из подобного настроения, физически нагружаю себя, обычно погружаюсь в холодную воду на пару минут, а когда такое состояние – на пять - десять. Или могу выйти в чистое поле и кричать. Ищу энергию. Ее же много в природе! Честность во всем – принцип, на который и Польченко, и компания «Транзит-ДВ» опираются в жизни. Игорь Александрович, отвечая на вопросы, не пытался «создать имидж, показать товар лицом». Он из тех людей, которые давно знают: лучше, чем слова, о них говорят дела… – Как-то обо мне вышла статья с заголовком «Патриот северных территорий». И это правда. Мне за отчизну обидно. Странная ситуация в стране: полное отсутствие воли и четкой позиции в государстве. Всего боимся и никому не доверяем… Очень обидно. Я легко могу уехать из России. Это правда. Но людей оставить не могу. Я патриот. Как-то даже возникло желание пойти в политику, чтобы изнутри повлиять на ситуацию. Но потом познакомился с людьми, образованными и грамотными, которые раньше меня пошли в политику и у которых ничего не получается сделать, потому что система построена в расчете не на них, а на тех, кто поддакивает. И передумал. Поддакивать, знаете ли, мне не хочется. Оптимист ли я? Трудно сказать… Что-то внутри меня мешает остановиться, опустить руки, разувериться. Откуда живет во мне эта вера в развитие России? Думаю, все потому, что я – патриот людей. Верю, что те молодые, которым сейчас по 16 - 20 лет, сделают рывок. Они смогут. Но если только в них поверят и поддержат. Сейчас молодежь с ранних лет начинает вкладывать в будущую карьеру. И здесь мне кажется, не в чиновники главное стремиться, а пройти через бизнес – причем желательно через малый или средний бизнес – через свое дело, чтобы научиться принимать решения, держать слово, не бояться создавать и строить… Вот на таких людей, а не на тех, что рвутся в «Молодую гвардию» или там в «Наши», у меня надежда. Я верю в движение вперед. Вот за него и подниму первый тост, когда соберу всех сотрудников на корпоративную вечеринку по случаю Нового года. Скажу: «Спасибо вам!». И мы выпьем за движение вперед! Людмила АЛЕКСАНДРОВА.    



← Назад в раздел