Будет жить «Прогресс» – будет жить и Арсеньев

– Юрий Петрович, расскажите, какие результаты были достигнуты авиакомпанией «Прогресс» в 2009 году? – Вначале сразу хочется напомнить: все мы понимаем, в каких тяжелых экономических условиях пришлось работать российской промышленности в уходящем году. Многие предприятия закрывались, многие существенно снижали выпуск продукции, многие остановились на грани банкротства. Повсеместно видны увольнения сотрудников и невыплата заработной платы. На фоне всего этого я могу с гордостью сказать, что «Прогресс» смог мягко пройти этот сложный этап своей истории. Весь год мы работали при постоянном дефиците финансовых средств, при систематических срывах поставок комплектующих со стороны предприятий-смежников, но при этом мы все же смогли увеличить объем выпускаемой товарной продукции практически в два раза по сравнению с прошлым годом. Благодаря самоотверженной работе всего трудового коллектива предприятия в уходящем году нами был полностью выполнен контракт по специальной технике, а по вертолетам Ка-50 и Ка-52, с учетом всех сложностей, имеющихся сейчас в российской промышленности, план выполнения контракта зачтен нам практически на сто процентов. Всего в этом году мы выпустили товарной продукции на сумму 6,5 миллиарда рублей. – Какие события из жизни предприятия наиболее запомнились? – Назвать какое-то событие более важным, наверное, будет бессмысленно, так как все они, так или иначе, перекликаются между собой и, вероятно, одинаково важны предприятию и всему трудовому коллективу. Хочется отметить посещение «Прогресса» делегацией, возглавляемой министром промышленности и торговли Виктором Христенко. В ходе этого визита министром были сделаны определенные выводы, которые позже обратились для нас инвестиционными вливаниями в экономику предприятия. Хочется сказать и о том, что «Прогресс» стал первым в России предприятием, которое получило обещанную президентом России государственную гарантию. Под поручительство государства мы открыли кредитную линию в Сберегательном банке России, которую, в частности, используем под зарплатные проекты. Еще я бы назвал важным событием нашу работу в области композитного производства – мы получили право изготавливать вертолетные лопасти, в будущем мы планируем выполнять заказы на изготовление лопастей для остальных предприятий вертолетостроительного холдинга. В конце года перед проектным комитетом «Вертолетов России» я защитил проект по литейному комплексу, который мы устанавливаем на нашем предприятии. Комитет принял все необходимые технические расчеты, финансовую модель и экономику этого проекта, и теперь мы будем доводить проект до логического завершения, чтобы уже в следующем году получить новое оборудование, новые технологии и начать выпуск корпусов редукторов на вертолет Ка-52, затем на Ка-60/62 и далее уже по заказам предприятий холдинга. В «Вертолетах России» проекта, подобного нашему, не существует. – Где в уходящем году были показаны вертолеты, произведенные на «Прогрессе»? – Мы участвовали в международных авиационных выставках, таких как Hellyrussia-2009 и МАКС-2009. Первая проходила в мае в московском выставочном комплексе «Экспо-центр Крокус». На этой выставке мы показывали боевой Ка-52, приземлившийся непосредственно у входа на выставку. Так же показывали вертолет Ми-34 в новой модификации и макет вертолета Ми-34С2 «Сапсан» с новой двигательной установкой. На МАКСе мы также показали оба боевых вертолета Ка-50 и Ка-52, опытный образец транспортно-десантного вертолета Ка-60/62. Летную программу в небе Жуковского выполняли вертолет Ми-34, представленный в старой, привычной для всех комплектации, и боевые машины Ка-50 «Черная Акула» и Ка-52 «Аллигатор». Наши машины привлекли внимание целого ряда иностранных партнеров, которые рассматривали их с нескрываемым интересом. Один вертолет Ка-52 принимал участие в крупномасштабных военных учениях «Запад-2009», в ходе которыхработал по своему предназначению и полностью подтвердил заложенные в него боевые характеристики. Но самый главный показ наших вертолетов, без сомнения, прошел в праздничном небе Москвы 9 мая, когда в плотном строю на высоте 300 метров над Красной Площадью прошли наши красавцы – два Ка-50 и два Ка-52, изготовленные на арсеньевском «Прогрессе». – Какова сегодня социальная обстановка на «Прогрессе»? Ведь многие предприятия сильно пострадали от финансового кризиса. – Самое главное – мы не потеряли численность, своевременно выплачиваем заработную плату. Сегодня на «Прогрессе» средняя зарплата составляет около 13 800 рублей, что превышает среднюю заработную плату в нашем городе. Менеджмент предприятия своей работой не позволил кризисным явлениям дойти до простых рабочих. Можно говорить, что наши сотрудники на себе не прочувствовали того негатива, который пришел в российскую экономику вместе с кризисом. Разумеется, определенные трудности мы испытывали, но все это вполне решаемо. Главное – мы имеем твердый государственный заказ и знаем перспективы развития предприятия на несколько лет вперед. В Арсеньеве каждый житель знает, что будет жить «Прогресс» – будет жить и город. Озвученная президентом России проблема выживания моногородов, как нигде, ярко видна на примере Арсеньева и «Прогресса». Только вмешательство государства, только государственный заказ могут дать таким моногородам, как Арсеньев, жизнь и дальнейшее развитие. – Что-нибудь о развитии производственных мощностей, об инвестициях в экономику предприятия… – В 2009 году, несмотря на различные трудности, нам удалось удержать программу реструктуризации производства, связанную с освоением и использованием инвестиционных средств. Это не деньги, которые можно использовать для решения социальных вопросов, а средства, которые предназначены только для инвестиций в производство, в экономику предприятия. Банк Развития выделил нам средства для приобретения того оборудования, которое мы ставим в новом цехе, притом, что в стране были приостановлены две мощные государственные программы: «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Развитие гражданской авиации». По линии Министерства промышленности и торговли РФ нам было выделено 155 миллионов для закупки второй партии нового оборудования, которое поступит на предприятие уже в начале следующего года. Об этом в отчете перед Государственной Думой говорил министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Ему был задан вопрос, как правительство помогает моногородам на Дальнем Востоке, и он ответил, что на Дальнем Востоке есть такой город Арсеньев с градообразующим предприятием «Прогресс», которому предоставлена помощь в форме финансирования модернизации промышленного производства – именно эти средства, 155 миллионов, мы пустили на приобретение оборудования. Здесь очень важно понимать последовательность – государственная помощь идет предприятию, а стабильно работающее предприятие является основой стабильного развития моногорода. – Какая работа в 2009 году проводилась вами по линии Союза машиностроителей? – В феврале мы провели совместное с Департаментом промышленности и транспорта администрации Приморского края совещание об итогах работы предприятий машиностроительного комплекса за 2008 год, чем, собственно, и начали свою общественную деятельность в 2009 году. Затем мы провели круглые столы, на которых затронули темы формирования структур, способных обеспечить выпуск на территории Приморья конкурентоспособной продукции, по подготовке молодых специалистов для предприятий машиностроительного комплекса, по привлечению инвестиций в инновационные проекты по федеральным целевым программам. Так же мы участвовали в работе трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Кроме того, с непосредственным участием Приморского регионального отделения Союзмаша России был разработан проект закона Приморского края по промышленной политике, в котором мы закрепили все действия, которые необходимо проводить для развития промышленного производства. Этот закон был принят, и я считаю, что его появление значительно упростит работу предприятий по привлечению инвестиций, укрепит экономику приморской промышленности. Еще одно интересное направление – в июне, в День России, под эгидой Союза машиностроителей спортсмены нескольких приморских предприятий совершили восхождение на самую высокую гору Приморья – Облачную, где водрузили флаги России, Союза машиностроителей и своих предприятий. В сентябре, в День машиностроителя, мы провели Слет молодежи пяти приморских предприятий машиностроения: арсеньевских «Прогресса» и «Аскольда», владивостокских «Дальприбора», «Варяга» и «Радиоприбора». – Какие задачи вы ставите перед коллективом предприятия в следующем году? – Приоритетной задачей следующего года я считаю внедрение на предприятии информационных технологий,системы автоматизированного управления всеми процессами, управления ресурсами, управления инженерными данными. Этому будут отданы приоритеты в следующем году. В рамках этих приоритетов мы будем проводить подготовку и переподготовку персонала,перестраивать сознание наших работников для успешной работы с использованием новейших технологий. На предприятии будет проведен аудит персонала. Не надо бояться этого слова, это нормальный подход, который позволит в будущем более эффективно использовать человеческие ресурсы. Независимая аудиторская компания оценит потенциал, профессиональный уровень персонала, и мы будем понимать, как быстро сможем внедрять информационные технологии. В первом квартале следующего года мы должны запустить оборудование в новом цехе, чем сможем разгрузить сразу два механических цеха. Затем в новом цехе установим дополнительное оборудование, этим разгрузим еще один цех механической обработки. Высвобожденный персонал будем переобучать работе на новом оборудовании. Одной из приоритетных задач на следующий год так же являетсяразвитие энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. На нашем предприятии начата реализация проекта по подключению альтернативных источников тепла. В качестве эксперимента в одном из корпусов предприятия вместо традиционных источников тепла мы будем ставить инфракрасные накопительные лампы, просчитав экономию и проведя энергоаудит, мы распространим такую систему отопления на все предприятие. Второе направление – это применение новых, современных, теплоизоляторов для утепления дверных проходов и проездов. Для того, чтобы понимать, где у нас наибольшие теплопотери, мы проведем тепловизионное исследование всех помещений предприятия. Для выполнения этих работ мы привлекаем специалистов из различных научно-исследовательских институтов, организаций, которые способны эффективно и быстро решать подобные задачи. – Если подвести все итоги?.. – В 2009 году мы отстояли свое право называться «летающим заводом», так как до этого момента в «Оборонпроме» и «Вертолетах России» существовали планы переоборудования нашего завода в механообрабатывающее производство, полностью сократив окончательную сборку. Сейчас, после того, как мы показали свою способность запустить серийное производство новой машины, эти сомнения развеялись. За нами сохранена окончательная сборка. Это основная цель, которую я ставил перед собой и тем менеджментом, который пришел со мной на «Прогресс» в 2004 году, когда я был избран генеральным директором предприятия. Спустя пять лет эта цель, благодаря всему трудовому коллективу, оказалась достигнута. Поэтому дальнейшее развитие нашего предприятия будет связано с наращиванием выпуска летающей авиационной техники, это в первую очередь вертолет Ка-52, в дальнейшем мы будем осваивать вертолет Ка-60/62. – Осталось только сказать несколько традиционных новогодних слов… – Разумеется! Мне хочется пожелать в наступающем году всему коллективу предприятия, жителям Арсеньева и Приморского края успехов в своих делах, стабильности в работе, финансового благополучия, здоровья и семейного счастья! Беседовал Алексей СУКОНКИН.  



← Назад в раздел