За доброту и щедрость души

В красном углу кабинета генерального директора ОАО «Комплекс» Инессы ПЕСТЕРЕВОЙ стоят не иконы, а великолепные призы за труд, в рамках грамоты и дипломы победителей. Здесь же на золоченом троне среди наградных статуэток восседает ни кто иной, как царь богов Олимпа Зевс – бог неба и погоды, закона и судьбы. Строгий облик легендарного громовержца навел меня на мысль: а не взять ли мне предновогоднее интервью у главы крупнейшего дальневосточного предприятия, как законной обитательницы «Российского строительного Олимпа»? И на сей раз, потеснив греческие божества, поговорить с не менее прекрасной и божественной во всех отношениях женщиной, которая вот уже много лет руководит сугубо мужским коллективам. Сильный пол почитает ее и боготворит за то, что она в своих хрупких руках пронесла через российские приватизационные бури и рыночные мели уникальное строительное подразделение Находки. В Приморье вряд ли отыщется другое, которое было бы так отлично от остальных. Особенность «Комплекса» заключается в том, что здесь гармонично сочетаются складывающиеся годами, бережно сохраняемые традиции и современность, которая выражается в точном расчете и принятии успешных управленческих решений, воплощаемых в жизнь. Не случайно ведь по итогам 2004 года оно признано лучшей компанией строительной индустрии Приморского края среди крупных и средних предприятий. Именно "Комплекс" стал обладателем высшей отраслевой награды – премии «Российский строительный Олимп» в номинации «Специальное строительство. Свидетельство тому и статуэтка, изображающая Зевса , врученная коллективу «За участие в строительстве одного из крупнейших объектов в мире – «сухого дока» в порту Восточном в рамках реализации Международного проекта «Сахалин-2, этап 2» в честь 60-летия предприятия». Такую же статуэтку и персональный диплом премии «Российский строительный Олимп» в номинации «Руководитель года» строительное ведомство России по праву вручило и генеральному директору Инессе Пестеревой «За высокий профессионализм в работе, большой личный вклад в становление и развитие предприятия и Приморского края, за доброту и щедрость души!» – Как лично Вы, Инесса Александровна, с Олимпийской высоты оценивает труд своих людей? – Начну хотя бы с того, что мой «Комплекс» на пять лет старше самой Находки. В далеком 1945 году, когда был еще здесь маленький рыбацкий поселок, основатели нашего предприятия работали на строительстве первых причалов строящегося Рыбного порта. ОАО «Комплекс» – прямой наследник и преемник двух старейших организаций: автобазы и управления механизации треста «Дальморгидрострой». В 1988 году их объединили и назвали Управлением механизированных, строительных и транспортных работ. В 1992-м трудовой коллектив акционировал предприятие и назвал его «Комплекс». Сегодня – это 430 высококвалифицированных работников, с огромным опытом, настоящих мастеров высокого класса. У него более 180 единиц мощной современной строительной техники – экскаваторов, бульдозеров, подъемных кранов, катков, грейдеров, целый самосвальный парк - все, что необходимо для строительства. Постоянное техническое обновление еще больше укрепляет репутацию предприятия как самого мощного и специализированного на юге Приморья. Для содержания и ремонта парка машин и механизмов ОАО «Комплекс» располагает надежной технической базой для их обслуживания с необходимыми зданиями, сооружениями и оборудованием. На предприятии успешно действует профсоюз, совет ветеранов войны и труда, есть собственный жилой фонд, выдаются беспроцентные ссуды, оказывается материальная помощь работникам и ветераном… – Пройдитесь же по городским улицам и с высоты прожитого времени оцените, Инесса Александровна, что сотворило в Находке ваше строительное воинство? – Я с душевным трепетом вспоминаю торжества 60-летнего юбилея ОАО «Комплекс», который мы отмечали в 2005 году в киноконцертном комплексе «Русь», в том самом, что сами и построили. Сюда пришло праздновать с нами так много народа! Под марши оркестра внесли из зала славы предприятия 7 знамен, полученных коллективом в разные годы за победы в социалистическом соревновании. Первое из них – за строительство в 1962 году двух судоремонтных заводов: Находкинского и Приморского. Это были мощные заводы на Дальнем Востоке. Мы строили величайший порт Восточный – его две очереди угольного комплекса, причалы №13, 14, 39а, причал бункеровочной нефтебазы, специализированный комплекс по перегрузке сжиженного газа и нефтепродуктов. По заказам Дальневосточной железной дороги механизаторы и водители строительной фирмы вели реконструкцию грузовых районов и железнодорожных путей станции Находка-Восточная, 5-го и 6-го пускового комплекса. Занимались путевым развитием станции Крабовая. Мы строили БАМР, Находкинскую жестяно-баночную фабрику, универмаг. Стало постоянной нашей обязанностью возводить в Находке объездные дороги. Всего не перечислить! Ну, а проверкой на международный уровень и профессиональное качество стало участие ОАО «Комплекс» в возведении в порту Восточном сухого дока – крупнейшего не только в России, но и в мире для строительства железобетонных оснований гравитационного типа морских платформ, эксплуатируемых в Охотском море на шельфовых месторождениях нефти и газа Сахалина. Площадь дока гигантская – почти 33 гектара, глубина 18 метров. Работы здесь шли беспрестанно. Только грунта мы выбрали из котлована 1,2 млн кубометров. В сумрачные весенние дни и летнюю жару забивали оградительные от проникновения морской воды особые люксембургские шпунты по периметру чуть ли не в километр так, что они дымились и пламенели от ударов копра. Зарубежный строительный подрядчик – финская фирма научила нас и технологическому процессу, и дисциплине на сооружении уникального объекта. Именно результаты нашей работы здесь были так высоко оценены, и мы взошли по итогам на «Российский строительный Олимп». – Боги на Олимпе для людей творили и добро, и зло. А Вас, поднимая на столь божественное место, даже в официальном наградном документе с «печатью» Зевса наградили и еще записали: «За доброту и щедрость души!». Говорят: в большом мужском коллективе ваша доброта и щедрость души творит чудеса – люди становятся предельно дисциплинированными, безотказными; ваши милые «просьбы» всеми выполняются словно приказы и распоряжения. Боги с людьми вели себя иначе… – Дальневосточные люди, наверное, замешаны из иной плоти: они, действительно, чрезвычайно трудолюбивы, преданны своему любимому предприятию, отзывчивы. Я вот себя целиком и полностью доверяю начальнику производственно-технического отдела Тамаре Степановне Костиной или Светлане Васильевне Коршуновой, ныне командующей участком строительно-монтажных работ. С ними начиналась здесь, в Находке, моя трудовая биография. Как вы, очевидно, заметили, на командные посты я в мужском коллективе выдвигаю немало женщин, не только потому, что они талантливы, а потому, что в методах и стиле их работы много гибкости, логики действий, доброты и понимания людских проблем в наш жестокий рыночный век. На фоне казалось бы профессиональных успехов и положения в строительной сфере у нас возникают порой тяжелые, черные «провалы», когда для людей, у которых золотые руки и жажда дела, не находится работа. И я, как командир, отвечающий за обеспечения трудового фронта, бьюсь, что есть силы, а ничего сделать не могу! Чувствую себя тогда недееспособной. Таким гиблым годом для «Комплекса» оказался 2007-й. Мне в глаза моих молодых водителей, бульдозеристов, крановщиков стыдно было смотреть. Я в них видела как бы немой укор. А каково чувствовать себя перед ветеранами труда? Или такими заслуженными людьми, как Александр Васильевич Караваев, водители Борис Вячеславович Буткевич и Геннадий Александрович Аносов, машинист экскаватора Анатолий Васильевич Дубняк, машинист крана Вячеслав Антонович Кравцов. Совсем недавно Министерство регионального развития награждало своими Почетными грамотами целую «комплексную» группу лучших из лучших – в том числе машиниста бульдозера Владимира Васильевича Кальченко, машиниста экскаватора Александра Федоровича Хмельницкого, машиниста бульдозера Виктора Павловича Коцюк. По доброте душевной я бы всех их наделяла наградами не потому, что это приятно и лестно людям, а потому, что награда является конечным результатом напряженного труда на лучших объектах края. В черном 2007 году струны моей души были до боли натянуты. И в голову приходили печальные мысли: может быть я, действительно, растеряла способности руководителя и притупилась ответственность за судьбы людей? Но вот когда на пике безработицы вклинилась рейдерская группа и захотела развернуть «Комплекс» на 180 градусов и дело взять в свои руки, мои ребята понесли акции не в лагерь бандитов, а в свою родную «копилку». И мы, вооруженные лишь строительной техникой, победили. А вскоре моторы ее, как сердца, заработали и ОАО «Комплекс», словно моторизированная армия, был тогда направлен на самый престижный объект века для Дальнего Востока – строительство современного СпецМорНефтеПорта «Козьмино» для нефтетрубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан». – Хотел бы нашим читателям представить личную судьбу прекрасной воительницы. – Ситуация 70-х годов: студентка, еще не окончившая институт, едет из Кургана вслед за мужем – будущим моряком дальнего плавания на край белого света – в город, где все окна смотрят в заливы Японского моря. Муж уходит в рейс, а вчерашняя девчонка сталкивается с бытовыми неурядицами: ни квартиры, ни твердой работы с хорошей оплатой, ни друзей, ни близких. Чужой город! Как не впасть в уныние? Пишу письмо маме – слезы капают на лист бумаги. – Я ж тебя, доченька, не посылала туда. Если хочешь, то возвращайся, милая: двери родного дома всегда открыты. Но ты не убивайся зря: посмотри вокруг - зеленая трава, солнце ласково греет, море твое вздыхает. Жизнь прекрасна! Читаю ее письмо в автобусе, следующем по маршруту. Кондуктор билеты отрывает и пятачки с моряков берет, хорошо ей – завидую. Но когда сама устроилась на работу в одно из подразделений «Дальморгидро-строя» и стала катерами добираться до великой комсомольской стройки – в порт Восточный и жить с такими же романтичными девчатами прямо в кубрике старого корабля «Приморье» и участвовать в возведении грандиозных причалов – щепового, угольного, контейнерного, то почувствовала, как и сказала мама, вкус к жизни. Сама же она столько перенесла бед, горя, страданий, но вида не показывала никогда. Юность ее начиналась счастливо, если б не война. Она у меня из Белоруссии… Когда немчура ворвалась, мама-пионервожатая находилась далеко от родного дома с отдыхающими ребятишками под Борисовым. В суматохе с кучей детей пряталась от немцев по лесам-болотам, пока их не определила. Ее мама и ее брат были расстреляны фрицами у речки Березины, о чем она узнала, когда уже ехала в теплушках в Зауралье – в Курган. Всю дорогу враг бомбил беженцев. Многие погибли. Но она выжила. В Зауралье жизнь тоже складывалась не сладко. Работала заведующей Маршихинской больницы, что в ста километрах от Кургана. Пока не явился с фронта израненный боец, за которого мама и вышла замуж - это был мой отец. Папа умер очень рано, когда мне исполнилось 12 лет, а сестренке всего девять. С двумя девочками на руках мама старалась строить им безбедную жизнь, работая и за себя, и за отца. Оставшись верной любви, она все силы, энергию отдавала нам – своим «маленьким девочкам», создавая для нас условия «не хуже, чем у людей». Не богато жили, но сколько тепла, любви, заботы друг о друге было в ее и нашем доме! Мама была интеллектуальным человеком – успевала много читать исторических книг, любила музыку и сама играла, сочиняла стихи. Помню ее бесхитростное четверостишье, намекавшее на нашу судьбу: «Среди кустов смородины, среди густых ветвей свила синичка гнездышко и вывела детей». Она вывела своих детей в жизнь. Все им дала, а теперь вот уже как пять лет ее не стало. Печально… Но мама живет и в сердце моем, и в душе. И, как прежде, своим ангельским духом охраняет жизнь моей семьи. Именно по материнскому образцу я создавала климат в собственном доме: и когда снимали чужой «угол», и когда с супругом получили квартиру, и когда родились и росли сыновья Виталий с Александром. У моего «первенца» уже своя семья – родились детки – мои внуки. Старший от моего сердца далеко не оторвался: он уже лет семь работает со мной в ОАО «Комплекс» техническим директором. А младший, закончив Находкинский институт технологии бизнеса по программному обеспечению, уехал дальше учиться в Канаду. Недавно мне удалось вырваться к нему на недельку – хвалюсь, как мать: умница! – У Вас, Инесса Александровна, видно складывается династия: Виталий – надежда и опора в ваших строительных делах. А они, кажется, более чем наладились у вас в этот жесткий кризисный год? Строительство порта в бухте Козьмино – счастливая удача! – Постучим по дереву, чтобы не сглазить. ОАО «Комплекс», как и подобает, первым вошел на площадку будущего спецнефтепорта. Масштабные работы развернулись здесь на площади в 144 гектара! Вот уж где поистине происходила настоящая грандиозная стройка! Безусловно, старту предшествовала огромная организационная работа, масса инженерных и проектных институтов рассчитывала месячный, декадный и суточный графики работ и поставок сюда материалов на весь период стройки. Все здесь было расписано поэтапно, а работа шла в три смены. Тут уж коллектив «Комплекса» показал себя во всей красоте работ. После взрывных операций мои ребята бросали мощную технику, действительно, как в бой. Они владели ею в совершенстве, взаимозаменяемо. Сначала на площади в 54 гектара выполнили рубку леса и кустарника, корчевку пней, убрали плодородный слой земли на специально отведенную площадку складирования, потом уже начиналась разработка скальных грунтов. В общей сложности только по площадке нефтебазы произвели выемку более двух миллионов кубов грунта. Большая часть его вывозилась большегрузными самосвалами с площадки, а около 600 000 кубов образовывали насыпь. Проект насыпи выполнен с особыми технологическими требованиями. На стройплощадке производилось дробление скального грунта до заданных проектом фракций, постоянно осуществлялся лабораторный контроль за уплотнением грунта. Да, в семидесятые годы строили в Приморье мощнейший по тем временам порт Восточный – пять лет ушло на сооружение. А этот – уникальный с точки зрения современного портового строительства возведен, скажем так, за каких-нибудь 20 месяцев – с весны 2008 го по декабрь 2009 – темпы и размах поразительные. Все объекты нового порта- железнодорожная эстакада, куда уже стали поступать составы с нефтью из Сковородино, нефтебаза и морской нефтеналивной терминал. Четыре сливных эстакады нефтепорта могут разгружать 144 вагона – время слива нефти с каждого состава занимает около трех часов. Общий объем технологической нефти, необходимой для функционирования Козьмино составит около 85 000 тонн. Уже подошел первый нефтеналивной танкер «Moscow University» вместимостью 100 000 тонн. Уже готовы все службы в том числе пограничная и таможенная к досмотрам. Уже на 28 декабря намечена торжественная церемония запуска первой очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Она состоится на территории специализированного морского нефтепорта Козьмино Этот исторический момент нам, строителям ОАО «Комплекс», запомнится на всю оставшуюся жизнь – основание, фундамент закладывали мы, и он будет стоек на века. Николай БРАТЧИКОВ.  



← Назад в раздел