«Нам здесь жить и работать!»

«Тихоокеанские ворота России»! Столь высокая оценка роли Владивостока в рыночных условиях, данная премьером страны Владимиром Путиным во время его осеннего визита 2009 года на берега Тихого океана, не просто вдохновила приморцев, но заставила поверить в великую судьбу главного города Приморья, который за свои 150 лет существования и развития назывался и форпостом, и «нашинским», и столицей рыбацкого края, а во времена хрущевской «оттепели» даже сравнивался по морскому облику с Сан-Франциско. Хотя все понимали, что у Владивостока нет столичного лоска и что его серые жилые «коробки» – дома просто невозможно сравнивать с небоскребами зарубежного мегаполиса, тем не менее горожане оправдывали существующую здешнюю необустроенность разными причинами: то экстремальными климатическими условиями, то дальностью от центра России, а то и историческими особенностями. И действительно, историческое положение города как военно-морской крепости во все времена доминировало при принятии архитектурных, градостроительных и планировочных решений. А потому организация городской среды обитания и инфраструктуры никак не мотивировала местное население для постоянного проживания. И почти за 150 лет это как раз не позволило сформировать эстетическую и функциональную привлекательность городской среды для качественной и удобной жизни горожан и гостей Владивостока. Когда же окончательно решилось, что саммит АТЭС-2012 будет проводиться на Русском острове, и серьезно заговорили уже на правительственном уровне о необходимости создания достойного «фасада для морского города», многие, в том числе даже руководители крупных предприятий и организаций, усомнились в реальности подобных планов, а то и в необходимости столь грандиозной городской перестройки. Потому что привыкли всегда довольствоваться малым – получать «по остаточному принципу»: мол, лучше бы Океанский проспект привести в порядок, окраины более-менее облагородить, в конце концов - лишнюю уличную развязку сделать. Мечта о двух вантовых мостах через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, о театре оперы и балета, о строительстве на острове Русском университета международного масштабавоспринималась людьми как несбыточная мечта! ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Как ни фантастично, но президент страны, правительство даже в трудных условиях мирового кризиса не отменили и не урезали запроектированное и обещанное. Сегодня каждый житель Владивостока может убедиться в этом, взяв в руки специальную карту, распространенную тысячными тиражами, и познакомиться абсолютно с каждым строящимся либо спроектированным новым объектом. На карте записано: «Стратегически важно в полном объеме реализовать 36 проектов в рамках Федеральной программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Данные проекты изменят качество жизни, сформируют новый имидж Владивостока как макрорегионального политического центра». Но что они – эти объекты – из себя представляют? Вот их краткий перечень: основательная реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта в Кневичах, строительство нового аэровокзального комплекса в международном аэропорту Владивостока, техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи, оснащение оборудованием, системой ближней навигации и комплексным тренажером. Если «спуститься», как говорится, с небес на землю, то здесь восемь объектов включены в систему «Реконструкции и строительства автомобильных дорог» – вантовый мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный, мостовой переход через бухту Золотой Рог, автомобильная трасса к поселку Новый – от Седанки к полуострову Де-Фриз с низким мостом-эстакадой. И реконструкция целого комплекса улично-дорожной сети! Морской фасад Владивостока включает в себя портовые сооружения и портовую инфраструктуру города и его островной зоны, строительство новых и реконструкцию имеющихся грузовых и пассажирских портовых терминалов. Далее по важности идут объекты социального назначения: строительство конференц-центра, медицинского центра, гостиниц класса 3, 4 и 5 звезд. Строительство театра оперы и балета. С другой стороны, новое лицо острова Русского и города Владивостока потребовало специальной программы развития коммунальной инфраструктуры, а также строительства и реконструкции объектов энерго- и теплоснабжения, системы связи и телекоммуникаций. РАБОТАТЬ В ЕДИНОМ КОМПЛЕКСЕ Все, что к саммиту будет построено и создано, – и уникальные мосты, и широкие современные трассы, и бытовое благоустройство Владивостока – делается в строгом соответствии с эффективной работой существующих транспортных комплексов всего Приморья, ныне работающих на АТР. Потому в программах для них записано: «Стратегически важно резко увеличить производительность и провести технологическую модернизацию морских портов Приморского края, убрать между ними излишнюю конкуренцию, мешающую общей работе, и разработать систему синхронизации развития портовой системы». Должен подчеркнуть, что на уровне отдельных транспортных узлов в Приморском крае такие механизмы уже созданы, например, функционирует координационный совет по развитию Владивостокского транспортного узла. Транспортный комплекс Приморского края является одной из наиболее динамичных хозяйственных систем. В 2010 году по сравнению с 2000-м объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта, возрастет в 1,6 раза. Объем морских перевозок - в 1,5 раза. Именно в транспортном комплексе до 2010 года планируется реализовать около 120 инвестиционных проектов, значительная часть которых представлена в российской экспозиции на инвестиционной ярмарке. Прежде всего, это развитие контейнерных терминалов в портах Приморского края. К 2010 году планируется довести общую пропускную способность контейнерных терминалов до 700 - 750 тыс. ед. ДФЭ. Для решения этой задачи планируется реализовать следующие инвестиционные проекты: – развитие припортовой железнодорожной станции Находка-Восточная и станции Угольная. Строительство соединительного пути и постов управления. Цель - увеличить мощности на 18 млн тонн грузов в год. Стоимость проекта - 43 млн долларов; – реконструкция и техническое перевооружение портовых мощностей Находкинского морского торгового порта. Цель - увеличить мощности на 2 млн тонн груза. Стоимость проекта - 5,1 млн долларов; – развитие порта Восточный для перевалки экспортно-импортных грузов. Цель - увеличить мощности до 28 млн тонн грузов в год. Стоимость проекта – 71 млн долларов; – строительство в Хасанском районе Приморского края нового морского порта. Мощность первой очереди – 100 тыс. ед. ДФЭ. Общая стоимость проекта – 35 млн долларов; – модернизация контейнерного терминала Владивостокского морского торгового порта. Цель - увеличить мощности до 130 тыс. ед. ДФЭ. Стоимость проекта – 7,8 млн долларов. Общий объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры морских портов Приморского края в 2002 - 2010 годах составит 162 млн долларов! ПОМОЖЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ключевой задачей исполнения всех приморских проектов, нацеленных на взаимодействие с рядом стран в зоне АТР, являются развитие инновационной деятельности и создание особых условий для «новой экономики». Строящийся, к примеру, Дальневосточный федеральный университет не просто будет готовить специалистов квалификации международного уровня, он должен стать и центром эффективного управления инновациями, и центром научно-технологического форсайта развития секторов экономики Дальнего Востока для определения стратегических направлений исследования и новых технологий. В частности, для решения комплекса таких современных задач по развитию нанотехнологий и наноматериалов, получению на их основе инновационных разработок в области химии и физики, биологии и медицины, оптики и приборостроения у нас создается Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий с участием деятельности научно-исследовательского корпуса – ДВО РАН. С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ВНУТРЕННИЙ СПРОС Мы все время подчеркиваем: все, что создается и что будет программно востребовано, должно работать, так или иначе, в рамках экономического взаимодействия с АТР. Однако эти же программы не упускают из вида и ориентации на внутренний спрос. И первое, что приморцы в этом разрезе стали осуществлять для страны, – перестройка работы рыбного комплекса. В нем, с ориентацией на полную и глубокую переработку морепродуктов, считаю, заложен большой потенциал для развития экономики Приморского края. По данным ООН, потребление рыбы в России на душу населения составляет не более 13 кг в год, при среднем потреблении в Европе 21 кг, в Северной Америке - 24 кг. Развитие рыбохозяйственного комплекса края может обеспечить рост внутреннего спроса: уже во втором полугодии 2009 года объем поставок пищевой морепродукции, включая консервы, на внутрироссийский рынок увеличился на 33,7 %. Другим примером использования потенциала внутреннего спроса является создание процессинговых и сервисных центров, центров комплектации и сборки оборудования. Так, компания «Соллерс» реализует в Приморье крупный инвестиционный проект строительства автосборочного производства. Уже на первом этапе будет выпускаться около пяти тысяч автомобилей в год. К 2012 году предприятие планирует выйти на проектную мощность – 17 тыс. машин. Площадкой для реализации проекта выбраны незадействованные в основной судоремонтной деятельности корпуса «Дальзавода» во Владивостоке. Подготовлен проект реконструкции производственных площадей, заказано технологическое оборудование. В ноябре начнется его монтаж для запуска проекта. Здесь же будет действовать учебный центр завода, в котором пройдут подготовку технологи и рабочие сборочного производства. Строительство в Приморье автомобильного завода позволит активизировать малый бизнес и привлечь его к производству автомобильных компонентов. Таким образом, будет выполнена важнейшая антикризисная задача стимулирования малого бизнеса, увеличения внутреннего спроса и создания новых рабочих мест. Первый автомобиль сойдет с конвейера во Владивостоке в конце декабря 2009 года. В первую очередь будут выпускаться специальные машины на базе Isuzu – скорой помощи, грузовики, автобусы. Ssang Yong будет производить внедорожники для жителей края, а Mitsubishi предлагает легковой вариант автомобиля. Кроме того, «Соллерс» планирует локализацию своего производства, а это значит, что в Приморье появится еще 15 - 20 сопутствующих предприятий - по производству сидений, стекол, других комплектующих. Важно, что высокая прибавочная стоимость остается именно на территории Приморского края. ПРИМОРЬЕ - «ФРОНТ-ЛИНИЯ» РОССИИ Современная экономическая ситуация подтверждает правильность выбранных стратегических приоритетов развития края. Для усиления позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края должна заключаться в обустройстве «фронт-линии» взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации. Но сложившаяся макроэкономическая ситуация заставляет по-новому расставить акценты в обозначенных приоритетных направлениях. Во-первых, необходимо сохранить активную стратегию по созданию кластера транспортировки и переработки углеводородного сырья на Тихоокеанском побережье. Реализация проектов кластераобеспечит новое качество экономики региона в посткризисный период. Эффективность и конкурентоспособность на современных рынках должна быть обеспечена технологической уникальностью. Поэтому для нас очень важно, что три крупнейшие российские корпорации – «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром» – приступили к активной фазе реализации инвестиционных проектов. В 2009 году завершено строительство первой очереди морского нефтеперегрузочного комплекса – специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино» мощностью 15 млн тонн; продолжена реализация программы газификации территории Приморского края в рамках строительства магистрального газопровода «Хабаровск - Владивосток», начато строительство Приморского нефтеперерабатывающего завода. Новый, 2010 год ознаменуется тем, что начнется строительство магистрального нефтепровода ВСТО по территории Приморского края. Будет закончена проработка проектов строительства газоперерабатывающего завода и завода СПГ (LNG) (ОАО «Газ-пром»). Реализация данных проектов обеспечит технологическую инновацию регионального энергобаланса и снизит сырьевые издержки регионального бизнеса, улучшит его конкурентоспособность. Трансформация ключевых мировых и азиатских рынков привела к существенным изменениям структуры и направлений перемещения грузовой базы в Тихоокеанском регионе. Эти факты диктуют нам новые условия для формирования структуры транзитных и экспортных транспортных издержек российского бизнеса.   Дорогие приморцы! Приближается самый любимый и долгожданный праздник - Новый Год. В последние дни уходящего года мы традиционно подводим итоги и строим планы на будущее. 2009 год стал серьезным испытанием для экономики всей страны. Сегодня можно с уверенностью сказать: благодаря запасу прочности, который мы с вами создали за последние годы, Приморский край успешно справился с трудностями. Нам удалось сохранить все экономические проекты и социальные программы, обеспечив стабильное развитие Приморья. Этот год сделал нас сильнее и сплоченнее, заставил по-другому взглянуть на многие вещи. И я хочу сказать каждому из вас слова особой благодарности за ваш труд и любовь к Приморью! Как губернатору и жителю Приморского края, мне очень приятно видеть, как сбываются наши мечты о развитии края: строятся дороги, современные предприятия и объекты саммита АТЭС. Приморье меняется на глазах. Появляются новые отрасли производства. А значит, новые рабочие места и новые перспективы. Символом уходящего года для края стали строящиеся мосты. Они соединяют прошлое, настоящее и будущее Приморского края. Дорогие друзья! Пусть наступающий год станет для каждого из вас началом изменений к лучшему. Знаю точно, вместе у нас все получится! В новогодний вечер принято загадывать желания. Я верю, все доброе и хорошее обязательно сбудется! Желаю вам и вашим семьям любви, радости, успеха и благополучия. С праздником, дорогие приморцы! С Новым Годом! Губернатор Приморского края С.М. Дарькин .



← Назад в раздел