Обустроить азиатский фасад России

Иной раз, говоря о Дальнем Востоке, административные чиновники на местах для пущей убедительности демонстрируют географическую карту и сравнивают: сколько «Франций и Англий» помещается на их территории, какие несметные богатства сокрыты в земле. Однако предпочитают помалкивать, что за каких-нибудь 10 лет с необозримых дальневосточных просторов, равных 36 % территории России, съехало ни много ни мало – 1,5 миллиона человек, а осваивать и хозяйствовать осталось только 4,6 % от всего населения страны – 6,5 миллиона. Численность одного крупного города России! Не правда ли, какие разительные цифры? И мало кто раскрывает истину, что эти люди, живущие на самой дальней окраине, где экстремальные погодные условия (даже земля за лето до необходимых глубин не оттаивает),далеко не иждивенцы – не сидят на шее у наших «благополучных» западных регионов, а трудятся в поте лица и более чем справляются со своими обязанностями и задачами, поставленными правительством. Они добывают алмазы, золото, серебро, закрывают потребности в угле, рыбе, лесе, в последние годы поставляют газ и нефть. Здесь расположены прекрасные города: Хабаровск и Владивосток, Чита и Якутск, Анадырь и Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский… Тысячи городов и сел районного подчинения. А сколько шахт, рудников, заводов и ТЭЦ, лесообрабатывающих предприятий? Смотрите по той же карте – вот тянется Транссиб, начавший свою жизнь от самого Тихого океана. На этом стальном хребте держится вся наша страна. И второй «стержень», скрепляющий все регионы Дальнего Востока, – БАМ, строительство которого было осмеяно в начале рыночного периода, а теперь, оказывается, и экономически, и политически с точки зрения его значимости для внедрения России в АТР оказалось очень прозорливым решением. Цепь морских портов от юга Приморья до необорудованных портпунктов Восточного сектора Арктики – осваивать Северный Ледовитый океан, его водные и донные ресурсы. А сколько аэропортов, вдыхающих жизнь в неосвоенные «белые» пятна тундрового пространства! И автомобильных дорог, не указанных на больших картах, но они словно крепкие нити, соединяющие рассыпанные на тысячи верст поселки, рудники, лесные участки. Нет, невозможно перечислить всего того, что дальневосточники дают стране; гораздо проще показать, чего они за труды свои праведные не получают от страны. У дальней нашей территории очень много «болевых точек». И главная из них, считаю, социальная неустроенность и необустроенность, проистекающая только по вине неверной экономической позиции государства по отношению к Дальнему Востоку. Проанализируйте прошлые программы развития Дальнего Востока и Забайкалья – парадокс, но ни одна из них не была выполнена. И лишь в последние годы под строгим контролем президента Дмитрия Медведева и Государственной Думы целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года» четко скорректировали и обосновали до 2013 года. Я хочу как раз подчеркнуть то обстоятельство, что программы могут быть идеально просчитанными, эффективными, если они обосновываются и рождаются на базе долгосрочно разработанной государственной Стратегии развития данного региона, а не на «вахтовых» методах хозяйствования, как хотели поступить с Дальним Востоком наши предыдущие экономические политики. Дальний Восток мы раньше называли «окном» России в Азию и на Тихий океан. Теперь нам нужна Стратегия, которая позволит эффективно использовать уникальное геополитическое положение этого края, его богатейший человеческий и природный потенциал, традиционные связи со странами АТР. Для этого нужно обеспечить дальнейшую интеграцию дальневосточных регионов в единое экономическое пространство страны и одновременно укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мировом хозяйстве. Такую политику сегодня точно называют базовой экономической основой для внедрения нашего государства в АТР – этот экономический центр развития человечества ХХI века. Однако такая задача может стать невыполнимой, если не создать условия, чтобы жители Дальнего Востока явственно ощущали, что Россия – это не что-то далекое, а она здесь - в Приморье, Хабаровском крае, Амурской области, на Камчатке, Сахалине и Чукотке. Думаю, что именно такой подход отвечает как государственным, так и региональным интересам. Выгоден он и зарубежным партнерам, поскольку создает более надежную и долгосрочную основу для сотрудничества. За последние годы на Востоке России интенсивно развивается внешнеэкономическая деятельность. Руководители регионов прилагают немалые усилия по улучшению предпринимательского климата и привлечению инвестиций. Растет заинтересованность сопредельных стран, прежде всего – Китая, Японии и Республики Корея, в развитии международного сотрудничества с Россией. Создано немало совместных предприятий, значительно выросли их возможности. Мне довелось побывать во многих субъектах Дальневосточного округа и напрямую общаться не только с их руководителями и депутатами, но и трудовыми коллективами. Не раз убеждался в том, что здесь в последние годы происходят позитивные перемены. Открыт, скажем, прямой проезд по федеральной трассе Чита - Хабаровск, которая связывает весь комплекс экономики Дальнего Востока с центром России и Сибирью, дает прямой выход к Тихому океану, к Находке. Якутск тоже укрепил связи с «большой землей» железной дорогой! Газ с Сахалина пришел в Хабаровский край, а скоро пойдет по городам и весям Приморья. Нефтяная труба «Восточная Сибирь - Тихий океан» дотянулась до Амурской области и идет уже к своему второму этапу, за год построен ее конечный «пункт» – нефтеналивной порт в бухте Козьмино. По грузоперевозкам обновленный хабаровский порт Ванино перешагнул некогда легендарный по техническому оснащению порт Восточный, что в глубоководной бухте Врангеля! Владивосток готовит десяток крупных строек к саммиту АТЭС-2012. Можно назвать много реальных объектов… Вместе с тем по многим показателям социальные условия жизни и работы людей на Дальнем Востоке не могут нас устроить. Это касается бюджетной обеспеченности, развития инфраструктуры и качества жизни населения. Особое беспокойство вызывает продолжающийся его миграционный отток. На остроту этой проблемы мы не раз обращали внимание на заседаниях Совета Федерации РФ, неоднократно предлагали различные механизмы финансового стимулирования жителей Сибири и Дальнего Востока. Главное, что сегодня необходимо для прогресса Дальнего Востока, – это крупные инвестиции. Дальний Восток занимает второе место по притоку иностранных инвестиций в России. Однако объем накопленных здесь за полтора десятилетия иностранных инвестиций, который составляет лишь девять миллиардов долларов, мало сказать, недостаточен, он просто не сопоставим с потенциалом и масштабом проблем региона. Думаю, что прежде, чем ждать большого притока капиталов из-за рубежа, необходимо, чтобы государство и отечественный бизнес вкладывали серьезные средства в Дальневосточный регион. Хочу обратить внимание на то, что необходимость разработки комплекса мер по обеспечению экономического роста в Дальневосточном регионе является одним из основных направлений политики государства. Проведение Байкальских экономических форумов, а также дополняющих их Дальневосточных международных экономических конгрессов, в работе которых Совет Федерации всегда принимал деятельное участие, стало своеобразной реальной площадкой по выработке практических предложений в области развития экономического и человеческого потенциала Сибири и Дальнего Востока. Именно Сибирь и Дальний Восток призваны стать основной площадкой экономического, культурного и инвестиционного сотрудничества России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому сегодня не только Сибири и Дальнему Востоку, но и всей стране необходима продуманная, четкая, а главное - рассчитанная на перспективу «азиатская» политика. И к этому нас подталкивает сама жизнь. Возьмите хотя бы решение о проведении во Владивостоке – на острове Русском – саммита АТЭС 2012 года, представляющего значительное событие мирового масштаба в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Владимир Путин, посетивший осенью 2009 года возводимые к саммиту стройки во Владивостоке, подчеркнул, что его проведение позволит России укрепить свои международные позиции, наладить дополнительные контакты с нашими партнерами в регионе. Саммит – это и хорошая возможность сконцентрировать ресурсы, решить многие проблемы крупнейшего мегаполиса на Дальнем Востоке, сделать жизнь горожан более комфортной, позиционировать Владивосток как «тихоокеанские ворота» России и как перспективный центр международного сотрудничества. Здесь строятся два уникальных моста, Дальневосточный федеральный университет, медицинский центр на острове Русском, театр оперы и балета, реконструируется аэропорт международного значения. Обустраиваются дороги и транспортные развязки в крупных городах – только на них будет потрачено более 100 миллиардов рублей из разных источников. Процесс подготовки к саммиту, темпы, которыми движется дело, являют пример того, как нам надо обустраивать весь «азиатский фасад» для достойного внедрения в АТР.      



← Назад в раздел