Нефтяная магистраль для АТР

Надо признать: премьер страны Владимир Путин в своем предновогоднем визите к Тихому океану получил законное «крещение», как государственного деятеля, предельно заботящегося о развитии Дальнего Востока. На сей раз Владимир Владимирович прибыл сюда запустить нефтяную магистраль века «Восточная Сибирь - Тихий океан». В аэропорту Владивостока его встретили: губернатор Приморского края Сергей Дарькин, первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин, а также полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке Виктор Ишаев. Прямо из аэропорта председатель правительства на вертолете отправился в Находку, где в бухте Козьмино в торжественной обстановке дал команду начать погрузку сибирской нефти в танкер, вставший к причалу построенного в 2009 году нового порта «Козьмино», который и является конечной «точкой» известной теперь на весь мир нефтяной магистрали «Восточная Сибирь - Тихий океан». Пуск нефтепровода был осуществлен после того, как диспетчер компании «Транснефть» доложил о готовности системы принимать нефть из резервуаров на терминал порта. В своем выступлении во время торжественной церемонии Владимир Путин в частности сказал, что «это завершение одного из крупнейших проектов в современной России. Да и не только в современной России. И для бывшего Советского Союза такой проект был бы грандиозным». « По протяженности вся система больше, чем БАМ. Мы приняли решение о начале работ 31 декабря 2004 года. За 5 лет завершили практически все, что задумали. И средства немалые вложены – 360 млрд рублей на саму систему и еще плюс 60 млрд рублей на порт «Козьмино», где мы сейчас находимся, – сказал Владимир Владимирович. – Для России это действительно серьезное событие. Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня Россия здесь присутствует, но в недопустимо малом объеме. И сегодняшнее открытие трубопроводной системы и порта «Козьмино» предоставляет нам совершенно новые возможности. Но дело не в том, что мы собираемся просто продавать нефть. Это – современные технологии, это толчок в развитии Дальнего Востока и Восточной Сибири. Более 3 тысяч новых рабочих мест. Во время работы были загружены дополнительно металлургические предприятия. А они, в свою очередь, давали заказы шахтерам. Обращаю ваше внимание на то, что вам удалось все это сделать, завершить работу в условиях мирового финансового и экономического кризиса без сбоев. Люди работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь это все создано. Создано талантом, трудом инженеров, рабочих. Действительно, большое событие. Я вас поздравляю. Это отличный подарок России к Новому году». Новый дальневосточный порт «Козьмино», где происходило событие, стал рекордсменом строительства – его в Приморье соорудили буквально за 20 месяцев. Еще совсем недавно Путин во время своего предшествующего визита к Тихому океану наблюдал, как здесь кипела работа – в любую погоду рычала техника, шло строительство железнодорожной ветки, осуществлялась прокладка трубопровода. Несмотря на то, что грандиозный размах стройки и ее темпы поражали воображение даже самих строителей, премьер, выполняя поручение президента страны, попросил еще плотнее сгруппировать планы и графики и уже к 2010 году сдать этот важный причал для экономической политики страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И вот готовность №1 объявлена: все объекты нового порта - железнодорожная эстакада, куда уже осенью стали поступать составы с нефтью из Сковородино, нефтебаза и морской нефтеналивной терминал безукоризненно приняли сибирскую «продукцию». Четыре сливных эстакады нефтяного порта могут одновременно разгрузить 144 вагона. По словам специалистов, время слива нефти с каждого состава занимает около трех часов. Ежедневно на станции разгрузки могут обрабатываться 720 цистерн, что значительно превосходит мощность существующих ныне приморских нефтебаз. Нефть поступает сначала в специальные резервуары, а затем подается по 23-километровому трубопроводу к причалам спецморнефтепорта. Он рассчитан на возможность загрузки нефти с 300-метрового причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн. Пропускная способность морского «грузового постоянного пункта пропуска» через границу РФ, входящего в комплекс порта, - до 150 судозаходов, что приблизительно составляет 15 миллионов тонн нефти в год. Что касается непосредственно нефтепровода, то первая очередь его строительства Тайшет - Сковородино была начата в апреле 2006 года. Маршрут магистрали «Восточная Сибирь - Тихий океан» пролегает через Иркутскую область, Республику Саха (Якутия), Амурскую область. Протяженность отрезка от Тайшета до Сковородино (Амурская область), где проложен линейный трубопровод, составляет 2694 км. От Сковородино нефть железнодорожными составами направляется как раз сюда – в порт Козьмино - протяженность этого участка 2100 км. Из бухты Козьмино нефть будет экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. ВСТО призван диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок сбыта – рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, потребности которого в нефти непрерывно возрастают. В период реализации ВСТО у России сложились доброжелательные и коммерчески выгодные отношения с Китаем, на потребление которого в значительной степени ориентирован проект. Не менее важная цель проекта – освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в этих регионах. Торжества конца 2009 года завершатся рабочими буднями 2010-го. Российско-британская ТНК-ВР отправит первый танкер с нефтью сорта ВСТО из нового морского порта Козьмино, конечной точки нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО) 1-2 января 2010 года. Компания продала 100 тысяч тонн нефти одному из крупнейших международных трейдеров Trafigura, который, по имеющимся данным, предложил наиболее высокую на данный момент цену за сорт ВСТО (она превышает цену сорта нефти Dubai плюс 50 центов, по которой из порта Козьмино была продана первая партия нефти в конце декабря 2009 года). ТНК-ВР в первом квартале 2010 года намерена продать 500 тысяч тонн нефти сорта ВСТО из порта Козьмино. Несмотря на то, что нефть Верхнечонского месторождения поступает в нефтепровод ВСТО, ТНК-ВР не будет проводить тендеры по продаже партий этого сырья из-за отсутствия спецификации в Козьмино и опыта работы с этим сортом нефти. «Тендеры эффективны на ликвидном рынке с известным товаром. Сорт нефти ВСТО пока еще не достиг достаточного уровня проникновения на рынок, чтобы проведение тендеров было эффективным. Мы вместе с другими нефтяными компаниями, которые поставляют сырье в Козьмино, изучаем сорт ВСТО, и стараемся увеличить его проникновение на рынок. Это позволит нам расширить число покупателей и понять, как в будущем лучше продавать это сырье. Мы также хотели бы гарантировать стабильность в логистике при поставках нефти сорта ВСТО, прежде чем начнем осуществлять долгосрочные сделки», – заявил вице-президент компании по продажам и логистике Джонатан Коллек. Первую нефть по ВСТО, как сообщалось, отправит на экспорт «Роснефть» в адрес финской IPP. «Роснефть» отмечала, что цена на нефть ВСТО в рамках пилотных продаж определяется по формуле: средняя котировка нефти сорта Dubai за месяц отгрузки, плюс премия (скидка), предлагаемая участниками тендера. Исходя из сложившихся за ноябрь 2009 года котировок нефти, в пересчете на сорт Brent премия покупателя - финская IPP Oy – к цене продавца составит 1,7 доллара за баррель. На первом этапе сибирская нефть из города Сковородино Амурской области, где создан накопительный комплекс, будет доставляться в Приморский край по железной дороге, далее – экспортироваться танкерами в страны АТР. На втором этапе ВСТО предусмотрено строительство участка нефтепровода от Сковородино до бухты Козьмино. С запуском второй очереди мощность нефтепровода возрастет до 80 миллионов тонн. Российские власти приняли решение об обнулении экспортных пошлин на нефть восточносибирских месторождений по итогам февральского совещания, прошедшего под председательством премьер-министра РФ Владимира Путина. Данная мера призвана активизировать разработку недр региона, который служит ресурсной базой для заполнения стратегического нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). *** После торжественного открытия нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» премьера Владимира Путина пригласили принять участие в церемонии закладки плавучей полупогружной буровой установки на дальневосточном заводе «Звезда» в городе Большой Камень, ознакомиться с проектами по строительству верфей в приморских городах Большой Камень и Фокино. Эти проекты планируется осуществлять совместно с южнокорейской компанией «Дэу» и сингапурской «Янтаи Раффлз Шипйард Лимитед». Выступая перед работниками предприятия, премьер отметил, что «это не просто новый заказ, это первый шаг к созданию нового предприятия». «Работа рассчитана на многие десятилетия», – подчеркнул Путин. Он отметил, что с участием иностранных партнеров на базе завода будет создано новое производство гражданских судов, в частности, танкеров. «Общий объем инвестиций составит 400 миллионов долларов», – сказал премьер. Полупогружная плавучая буровая установка «Большая Медведица» предназначена для работы в северных морях и на Дальнем Востоке при глубине моря от 50 до 2 тысяч метров. Глубина бурения, без учета глубины моря, может доходить до 7 тысяч метров. Персонал платформы – 160 человек, ее высота – 48 метров (16-этажный дом). На платформе будет установлена усиленная ледовая защита колонн и понтонов. Проект реализуется Дальневосточным центром судостроения и судоремонта на базе завода «Звезда» по заказу НК «Роснефть». Планируемый срок завершения строительства платформы – 2014 год. До 2017 года «Роснефть» планирует ввести в эксплуатацию три мобильные буровые платформы и восемь судов снабжения ледового класса. Кроме того, компании будут нужны танкеры, буксиры и другие суда – всего 36 единиц. Сейчас судостроительные и судоремонтные предприятия, расположенные на Дальнем Востоке, объединены в рамках «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта», который является дочерним предприятием Объединенной судостроительной корпорации. Предполагается, что на новых верфях будут строиться наливные крупнотоннажные суда, современные морские газо- и нефтебуровые платформы. Премьер проведет совещание по развитию судостроительной промышленности Дальнего Востока. В дни пребывания глава правительства посетил Всероссийский детский центр «Океан» и ознакомился с результатами первого этапа внедрения цифрового вещания на Дальнем Востоке. – Более 130 млн будет выделено Всероссийскому детскому центру «Океан» в ближайшее время, – заявил российский премьер Владимир Путин, – 133 млн рублей будет направлено на строительство новых жилых корпусов». Во вторник Путин посетил автозавод «Соллерс - Дальний Восток», который построен в рамках проекта по формированию на Дальнем Востоке мощностей автомобильного производства. Проект предусматривает создание автозавода полного цикла для выпуска не менее 10 тысяч автомобилей в 2010 году с выходом на полную мощность в 40 тысяч автомобилей в 2012 году. На нем будут производиться корейские внедорожники Ssang Yong, японские грузовики Isuzu. Двухдневная программа Владимира Путина во время новогоднего визита была до предела насыщенной. Он также провел совещание с руководящим активом Приморья. Степан НИКОЛАЕВ.    



← Назад в раздел