Иван Федоренко: «Нам хватит работы и в следующем столетии»

– Иван Сергеевич, в стране, где высокий уровень коррупции, значимость вашей профессии приобретает особое значение. Вы взаимодействуете с правоохранительными органами? – До появления антимонопольного законодательства остановить противоправные действия или бездействия чиновников было сложно. Федеральные законы 94-ФЗ, 135-ФЗ и ряд других упорядочили действия властных структур и помогли сэкономить государству миллиарды рублей. Но мы не подменяем, а помогаем правоохранительным органам в их деятельности, взяв на себя контроль над соблюдением только антимонопольного законодательства. Отдел состоит из четырех специалистов и обеспечить контроль на всей территории Хабаровского края он не в силах, потому запрашиваем документы из отдаленных районов и проверяем их на соответствие закону о защите конкуренции. Однако в ходе работы часто выявляются нарушения, которые находятся в компетенции прокуратуры, потому наше взаимодействие с другими правоохранительными органами и общественными структурами укрепляется. За рубежом подобная деятельность выстраивается иначе и хозяйствующие субъекты должны сообщать в органы прокуратуры о нарушениях, допускаемых чиновниками, в том числе нарушениях конкурентного законодательства. Другими словами, в случае противоправных действий чиновника в прокуратуру поступают заявления предпринимателей, так как исполнение незаконного решения органа власти влечет за собой санкции, в том числе и директоров предприятий и организаций. – Давление со стороны власти ощущаете? Как восприняла создание отдела судебная власть? – Признаюсь честно, никакого давления не ощущаем. Ни угроз, ни звонков. Нарушения чиновниками можно разделить на две составляющие: по не знанию и сознательные. В районах и сельских поселениях наши отношения строятся по принципу ликвидации безграмотности, что вполне объяснимо. В селах часто и понятия не имеют об антимонопольном законодательстве. В крупных городах администрации создали юридические управления, потому после обнаружения мы предлагаем устранить нарушение в добровольном порядке, что чаще всего и происходит. В большинстве случаев чиновники понимают, какие последствия влекут за собой для бизнеса антиконкурентные действия (бездействие) и акты органов власти. За год работы в суде с чиновниками нам пришлось встречаться три раза. Один раз выиграли дело, в двух других случаях суд не согласился с нами, хотя, например, на Сахалине подобные вопросы решались в пользу ФАС России. Между тем, известно, что в спорах с энергетиками положительные и отрицательные решения складываются как 50 на 50 процентов, потому итоги деятельности отдела можно рассматривать как положительные. – Что изменилось за прошедшее время? Что заставило чиновников работать с отделом конструктивно? – Совершенствование законодательства. С августа вступили в действие поправки в Административный кодекс РФ, установившие материальную ответственность должностных лиц. Впрочем, как показывает практика контроля исполнения закона о закупках, снижение числа нарушений ждать не стоит. Соблазн обходить закон остается. Санкция в размере 50 тысяч рублей не так велика по сравнению с доходами, которые может получить чиновник в случае нарушения антимонопольного законодательства. Речь о материальной помощи хозяйствующим субъектам в обход рассмотрения вопроса в ФАС, распределении без конкурса муниципального имущества или налоговых льгот приближенным структурам. В последнее время создаются управляющие компании с муниципальным участием. Здесь не прикроешься оговоркой о необходимости пополнения доходной части местного бюджета. Низкая активность жильцов позволяет принимать решения в пользу нужных людей, ведь за обслуживание жилищного фонда собираются немалые деньги, а как видно по деятельности управляющих компаний, ремонт редко где увидишь. Значительные суммы поступают из федерального бюджета в рамках поддержки реформы ЖКХ. Можно получать солидные зарплаты и премии при минимальном участии в судьбе обветшавших домов. – Приведите пример деятельности отдела по ограничению произвола органа власти. В отчете упоминается о незаконных взиманиях платы с хозяйствующих субъектов? – Взимание платы за исполнение государственных полномочий весьма распространено. Речь не о малых суммах за бланки оформления разрешений, а о конкретных ставках, распространяющихся на всех предпринимателей. Станция по борьбе с болезнями животных в Комсомольске-на-Амуре берет плату за оформление разрешения продажи рыбы на рынке. Плата берется с каждого предпринимателя ежедневно, потому руководство учреждения не пожелало лишаться дополнительных доходов и обжаловало наше решение в суде, но мы рассчитываем, что закон здесь на стороне УФАС. Судя по числу заявлений в адрес отдела, а их уже поступило 170, по которым в 70 случаях возбуждались дела, потому работы нам хватит и в следующем столетии. – Что в планах на будущее? – Совершенствование законодательства и укрепление кадров. Отсутствие нормы в законе всегда ведет к произволу чиновника, потому правительству России нельзя упускать из виду разработку подзаконных нормативных актов. Например, выход в свет правил, регламентирующих порядок оценки конкурсных заявок при проведении торгов в рамках закона о размещении заказов, в корне изменит ситуацию в этой сфере. Мы провели два конкурса на вакантное место специалиста в отделе, но пока безуспешно. Нужны грамотные юристы, готовые к самоотдаче без оглядки на не высокую мотивацию труда. Недостаток кадров в федеральной службе необходимо ликвидировать. В целом готовимся к увеличению объема полномочий, что подталкивает коллектив отдела к сплоченности. Андрей СМИРНОВ.   Дело о закупках Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под номером 94 существует четыре года, но количество жалоб от участников конкурсов и аукционов на нарушение процедур исполнения законодательства продолжает расти. В 2008 году по Хабаровскому краю их зарегистрировано более 80, а всего уже 230 случаев обращений. Четверть нарушений связана с ограничением доступа участков к проведению торгов. За время действия закона федеральные структуры смогли сэкономить на аукционах 180 миллиардов, а субъекты РФ - около 400 миллиардов рублей, потому совершенствование нормативных актов продолжается полным ходом. Вступили в действие правила оценки заявок на размещение государственного и муниципального заказа. Принята методика, устанавливающая единый порядок определения победителя и подведения итогов торгов. Утверждены поправки в Административный кодекс РФ, ужесточающие ответственность заказчиков и организаторов торгов. Сумма санкций на должных лиц увеличена до 50 тысяч рублей. Введена и обязательная норма в 20 процентов объема заказа для субъектов малого предпринимательства. Но общественно-консультативный совет при Хабаровском УФАС собрался не для проведения ликбеза, а для оглашения фактов нарушений, по сути, издевательства над 94-ФЗ законом. Показать, что может произойти, если законодатель «забудет» написать одну строчку нормативного акта - отметила руководитель отдела УФАС Лариса Самар. Эксперт министерства экономического развития России Нина Поличка проверила организацию проведения торгов муниципальными образованиями. По мнению эксперта, нарушения вопиющие и нуждаются в проверке прокуратурой не только на предмет ограничения конкуренции, но и коррупционности. Мэрия Хабаровска объявила конкурс на изготовление восьми новых скульптур для парка и объявила сроки выполнения работ 20 октября. Но пресс служба мэрии еще 9 сентября информировала жителей города, что образцы скульптур уже согласованы администрацией города и приняты к исполнению, хотя конкурс еще не объявлялся - констатировала Нина Поличка. Проверено исполнение муниципального заказа по межеванию земельных участков для жилых домов от 31 декабря 2008 года. По заявке заказ должен быть исполнен 20 января 2009 года, хотя в этот период народ 10 дней отдыхал. Обратились в кадастровую палату - сколько дней необходимо для выполнения такой работы? Ответ - не менее полугода. Как можно отмежевать 157 участков за 10 дней на сумму около двух миллионов рублей? Проверили исполнение заказа на нескольких участках. Через месяц кадастровая палата выдала информацию - работы проведены в 2004 и 2005 годах. Законодатель забыл указать о необходимости реальных сроков исполнения заказа, потому суд оценку такого поведения муниципальных органов власти не дал. Отсюда рост числа нарушений закона органами власти за 2008 год в Хабаровском крае на 157 процентов, а в целом по России - на 200 процентов. Заместитель руководителя УФАС Елена Гуринович столкнулась с другим нарушением 94-ФЗ закона. Она проверила, каким образом участником аукциона по исполнению работ на объекте становится только один подрядчик? Подрядчики уже знают все уловки заказчика, который закладывает невыполнимые для других участников условия. Они сразу направляются по адресу объекта и убеждаются, что аукцион еще не состоялся, а работы на объекте уже завершаются. Желая не портить отношения с организатором и участвовать в следующих торгах, они не информируют правоохранительные органы о нарушении законодательства. Не случайно создаваемые управления при муниципалитетах по организации размещения заказов перевыполняют планы досрочно. Как говорится, конкуренты отдыхают. Организаторы идут на нарушения сознательно, не обращая внимания на экспертов и специалистов УФАС и используя прорехи в законе. Потому по рекомендации членов общественно-консультативного совета принято решение рекомендовать депутатам Госдумы РФ срочно дополнить законодательство нормами, которые бы устранили произвол чиновников при размещении государственного и муниципального заказа. Андрей СМИРНОВ.  



← Назад в раздел