Сергей ФИЛЬ - директор департамента дорожного хозяйства Приморского края: «На все четыре стороны»

– Автодорогам в родном Приморье всегда придавалось первостепенное значение. Сегодня - тем более. Развитие экономики края уже просто невозможно рассматривать в отрыве от самого понятия «современная автодорога». Ныне автомобильный транспорт связывает не только людей и населенные пункты, порты и отправляемые из них грузы, - он километр за километром выводит регион на новые экономические высоты. Этому придает большое значение и губернатор С. Дарькин, слова об этом все чаще звучат в высших эшелонах власти. Это, как нигде понимают в департаменте дорожного хозяйства Приморского края, в чьем ведении находится непростая задача содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог. В крае их 17 000 километров. 6 654 км - общего пользования, 552 км - федеральных и порядка 8500 дорог муниципальных. Есть еще 18 000 километров дорог, так называемых, лесных, находящихся на балансе лесопользователей. Департамент, естественно, несет ответственность за все дороги без исключения, но особенно внимательно он относится к автомобильным трассам общего пользования. В связи с выходом Закона «О местном самоуправлении» по их содержанию были разделены бюджеты всех уровней. Через нас проходят субсидии муниципальным образованиям, по наказам избирателей. Поэтому считаем политику ответственности правильной. Финансирование идет из разных источников: в первую очередь - из бюджета краевого, софинансирование - из федерального через «Росавтодор», с которым у нас заключено соглашение. И есть софинансирование, если мы выделяем муниципальным образованиям или городскому округу и на местном уровне. Финансирование «Росавтодора» раньше было на разных уровнях, а сейчас мы договорились - 95 % из федерального бюджета и 5 % - краевого. Если рассматривать 2009 год, то финансирование краевого бюджета на текущий и капитальный ремонт, а также содержание дорог составило 2 млрд. 200 миллионов рублей. При этом, было получено больше миллиарда рублей из федерального бюджета. Это - хорошие цифры. Используя такие средства, работаем по нескольким направлениям. Главное из них - строительство южной трассы: Раздольное - Хасан, которую заканчиваем. Протяженность ее - 216 километров. Там осталось всего два последних перевала: у села Филипповка и Нарвинский перевал. Трудные, скажу, участки. В Филипповке работа простая, - в 2009-м ее начали, а в 2010 году закончим. Куда сложнее дело с Нарвинским перевалом. Леса, где проходит участок трассы, являются территорией обитания дальневосточных леопардов, занесенных в Красную книгу. Ученые очень активно защищают жизнь этих зверей. И проектировщики учли требования экологов: сооружаем там для «сокрытия» дороги специальный тоннель, сохранив тем самым излюбленные тропы заказника леопардов. Конечно, расходы в связи с такой операцией на пятикилометровом участке резко увеличились - мы хотели на дороги истратить миллионов 800, а теперь выложим миллиарда полтора. Тем не менее, Минприроды и «Росавтотранс» администрацию поддержали - расходы «вбили» в проект, который сейчас на стадии завершения, а с 2010 года начнем активно строить этот отрезок дороги вместе с тоннелем. Затем в 2011 году окончательно закончим трассу Раздольная - Хасан и, так называемое, корейское направление будет полностью асфальтировано - откроется непрерывное движение автомобилей внутренних и международных линий. Этот район примечателен тем, что сюда помимо предпринимателей, торгующих с Китаем, в последние годы хлынул поток отдыхающих амурчан и хабаровчан - их манит море - песчаные пляжи самых южных заливов Приморья, уникальная бухта Витязь. Еще одно международное направление под нашим контролем: Уссурийск - Пограничный - Госграница. В 2009 году сдали качественно отработанные 35 - 51 километры. Теперь работаем на 20 - 35 километрах и начинаем реконструкцию 51 - 72 километров. Останется только привести в порядок километров 30. Эту трассу сдадим в год саммита АТЭС. Третье направление, которым занимаемся предельно напряженно, связано со строительством нефтеперерабатывающего завода в Приморье и знаменитой нефтяной трубы нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», идущей к новому порту в бухте Козьмино. Столь значимая для Дальнего Востока и всей страны стройка заставила нас четко разработать проект трассы Владивосток - Находка - порт Восточный - Козьмино. В 2009 году здесь сделаем 40-й километр. В связи с тем, что дорога раньше «петляла» между Артемом - Шкотово - Штыково, мы принципиально в обход этих сел вывели ее строительство на новый уровень, сократив длину на 15 - 20 километров с выходом сразу на Большой Камень. На все это необходимо потратить порядка 12 миллиардов рублей средств - часть их пойдет из региональной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, частично - из краевого бюджета, а также привлечем инвесторов. Возможно (и на эту тему уже ведутся дискуссии) попробуем ее сделать платной, хотя на Находку оставляем «свободной» существующую дорогу и будем ее поддерживать, но принципиально в связи с ростом движения на этом направлении оставим две параллельные нитки. На четвертое - самое большое и ответственное направление нас ориентирует непосредственно проведение во Владивостоке форума АТЭС-2012 подпрограмма развития морской столицы Дальнего Востока, как будущего российского центра международного сотрудничества с ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Из этой программы департамент дорожного хозяйства ведет шесть объектов. Вот на стенде показан подъезд к новому терминалу, который мы проектируем. Это принципиально иное проектирование и строительство, где подъездная дорога будет состоять из 4-х полос с двухсторонним освещением, с разделительной полосой. Все объекты АТЭС мы стали строить по европейским технологиям нового стандарта: то есть - в середине разделительная полоса барьерного ограждения, по бокам - опять же барьерные ограждения. Второй ответственный участок - мост через бухту Золотой Рог. Его начали в июле 2008 года подрядные организации во главе с Тихоокеанской мостостроительной компанией, руководимой Виктором Григорьевичем Гребневым. Дела здесь идут опережающими темпами. Деньги, которые были заложены - порядка 4,7 млрдрублей федерального бюджета, 700 млн рублей из краевого бюджета, - все освоены. Работы набрали такой оборот, что годовые лимиты финансирования выполнены за 9 месяцев. Сейчас в Минэкономразвития и Минфине нами запрошено 2,5 млрд рублей дополнительных средств. В период приезда во Владивосток председателя правительства Владимира Путина и Министра транспорта Игоря Левитина департамент нашел поддержку. Сейчас идет корректировка федеральной целевой программы - до конца года еще получим и освоим 2 млрд 200 млн рублей! Темпы, как я уже сказал, набраны творческие. Знаем, какие будут ванты - французские. Из зарубежного оборудования взяты как раз только эти вантовые канаты, опалубка на строительство 226 метров пилонов - в России все это еще не изготавливают. Остальные металлоконструкции отечественные, сборка - в Находке, Спасске, Владивостоке. Специалисты, работающие на объектах, - жители Приморского края и соседних регионов, их средняя зарплата 34 000 рублей. А всех работающих привлечено 2500 человек, из которых 1250 трудятся в одну вахту, а другая половина - в другую. Это позволило уже сегодня закончить земляные работы и начать монтаж металлоконструкций в основе моста. На май следующего года пилоны поднимутся на высоту 180 метров, и тогда начнем монтировать ванты. Нас все это удовлетворяет. Но тут есть и сложности - в основном со сносом жилья, не в части договоренности (денег компенсационных, за что выкупаются здания, дано достаточно), а есть неразбериха с оформлением документов: то ордера не соответствую БТИ, то заключения БТИ не соответствуют занимаемой площади. Скажем так, люди жили давно - пристроили хорошую зимнюю кухню, однако ее не оформили должным образом. Сроки поджимают, а дело не двигается. Приходится индивидуально и предельно скрупулезно работать с каждой семьей, с каждым домовладельцем. Для этого пришлось организовывать целый отдел юристов, работает их ни много, ни мало - восемь человек. Они персонально с каждой семьей разберутся и решат все проблемы в рамках российского законодательства. Следующий объект, который в работе, - это строительство дороги на бухту Патрокл, связывающей два моста: через Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный. Тихоокеанская мостостроительная компания выиграла аукцион - финансирование идет из краевого бюджета, объемы его - 2 млрд 250 млн рублей. Там тоже не обходится без сноса; есть развязки, но все находится в работе и под зорким «оком» администрации края. Жизненно важным для Владивостока, считаю, очередной объект саммита - строительство объездной дороги в поселок Новый. У города, по сути дела, - единственная въездная дорога. И новострой даст импульс развитию не только восточной части мегаполиса, но позволит без проблем слиться Владивостоку с Надеждинским районом. Заказчиком раньше было Федеральное дорожное агентство «Росавтодор». Губернатор края выступил инициатором смены заказчика на департамент дорожного хозяйства. И вот уже четыре месяца мы занимаемся проблемами этого важнейшего объекта. Начали строительство первого участка: поселок Новый - полуостров Де-Фриз, длиной в 14,33 километра. Прекрасно понимаем, что сроки сжаты до 2011 года, а необходимо построить 43 километра принципиально новой дороги и низководный мост в 4,3 километра. Закончено полностью проектирование, в ноябре состоятся аукционы - выберем подрядные организации и, не взирая ни на какие погодные условия, за 23 месяца на 100 % подготовим объект. Престижный, большой, значимый для морской столицы Дальнего Востока! Многие говорили, что это будет просто транзитная дорога. Я с такой оценкой никак не согласен, потому что мы здесь предусмотрели несколько транспортных развязок в районах Снеговой, Седанки, Патрокла, а также несколько съездов, чтобы можно было выехать с Первомайки в поселок Новый за каких-нибудь 15 минут. Бесспорно, это уже не транзит. В дальнейшем трасса даст развитие неосвоенным территориям у Амурского и Уссурийского заливов и слиянию с поселениями Надеждинского района. Прекрасно понимая, что все перечисленные объекты лимитированы временем и международным мероприятием - саммитом АТЭС, берем ориентир на 2011 год или крайний срок – февраль - март 2012. Однако бетон, асфальт необходимо будет уложить в теплое время, и потенциальные приморские подрядчики готовы к такому сроку морально и технически. Даже идут на финансовую инициативу - не ждут поступления денег, а берут на свой страх и риск кредиты, закупают большегрузную технику - японскую, китайскую и, не приостанавливаясь ни на минуту, стали жить и работать в вахтовых поселках; организуют на местах четырехразовое питание для строителей и даже решают некоторые социальные и коммунальные проблемы. Можно смело сказать - здесь созданы все необходимые условия для ускоренного продвижения. Скажу о нескольких небольших объектах. Ведем, допустим, реконструкцию дорог в аэропорту. Но на этом развитие уличной сети Владивостока не заканчивается. Есть еще два муниципальных объекта на самом острове Русском - заказчиком выступает администрация города Владивостока. И есть необходимость привести в надлежащее состояние некоторые существующие городские магистрали - особенно проспект 100-летия Владивостоку. Внимательно относимся к существующей дороге М-60 - от поселка Угловое до Ботанического сада, где заказчиком выступает «Рос-автодор», а исполнителем ЗАО «Примавтодор». Там колоссальные объемы работ, но трудность вся заключается в том, чтобы, не останавливая движения (задачу поставил губернатор), на старой трассе провести реконструкцию. Здесь будет шесть полос вместо четырех - из них отдельно для троллейбуса. Ну и, конечно, нельзя не сказать о строительстве мостового перехода на сам остров Русский. Заказчиком объекта выступает тоже «Росавтодор» из Москвы - здесь они создали свою дирекцию строящихся дорог Владивостока. Подрядчиком была назначена российская компания УСК «Мост». Ею тоже набраны очень хорошие темпы. Мост, который они сооружают, как и через бухту Золотой Рог, входит в пятерку крупнейших в мире. Есть у каждого моста определенные - индивидуальные особенности. Итак, в уходящий год на приморских объектах саммита резко возросли объемы. Это гарантия того, что в следующем году мы сумеем освоить порядка 42-х млрд рублей. Вообще по программе нам на 3 года отпущено на освоение около 62 млрд - по 20 ежегодно. Это только по департаменту дорожного хозяйства. С учетом заказчиков - города и «Росавтодора» необходимо освоить более 100 млрд рублей. Деньги колоссальные для развития Владивостока! Нам приятно всеобщее понимание: эти средства не только для укрепления Владивостока, а для всей России в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона. С приездом вице-председателя Шувалова была поставлена задача: часть Русского превратить в рекреационную зону, где возможно привлечение иностранных туристов, как и в других частях тихоокеанского региона. Владивосток - неплохо расположен и географически, и климатически, у нас теплая, затяжная осень, прекрасные бухты, куда заходят великолепные иностранные корабли - «Принцессы». И если по-человечески оборудуем места под пирсы, продумаем зону отдыха - Владивостоку суждено стать мегаполисом. Тем более, не только морская часть его обновится - пройдет громадная реконструкция ближайшего аэропорта - взлетно-посадочных полос для любых самолетов, возникнут новые - современнейшие терминалы - неплохая во всех отношениях выпала карта судьбы Владивостоку. Пути - дороги дадут импульс развития другой инфраструктуре - особенно жилищному строительству, расцвету пригородной сельскохозяйственной зоны с поселками малоэтажной коттеджной застройкой, привязанной к замечательной автомагистрали, которая поможет развить современную инфраструктуру и сервис.    



← Назад в раздел