Научить светить по-своему?

– Есть два принципа обучения: принцип подражания учителю и принцип личного творчества под руководством учителя. Первый - «делай, как я», или «как кто-либо», - зародился в незапамятные времена. В академиях живописи учили и учат подражать Леонардо да Винчи и Рафаэлю Санти, которые, в свою очередь, подражали великим мастерам античности. Мало что изменилось: в наше время во всех художественных школах, училищах, университетах учат подражать! Точно так же, как дети в обыденной своей жизни подражают родителям, авторитетным друзьям, любимым людям. Это нормально! Но… Для любого человека, а для ребенка особенно, самое важное - развить свою внутреннюю удивительность, неповторимость, ни на кого не похожесть в сравнении, вровень с великими примерами. Развивать неповторимость во всех проявлениях жизни. И именно это является для меня основой в обучении искусству. Творчество - это предлог, для того чтобы вскрыть, проявить индивидуальность каждого. Об этом же говорит древневосточная мудрость: «Важно, что изображает художник, но это не главное, важно как работает художник, но и это не главное. Главное - кто!» Когда речь идет о ребенке, этот Кто особенно важен. Дети - они другие: инопланетяне во взрослом мире! И ценность их искусства не в похожести на изобразительные мотивы взрослых художников, не в реалистическом отражении видимого мира (для этого существует фотоаппарат), а в другом особом видении. В год Быка, например, ребята придумывали сюжеты про быков и коров. И эти животные вдруг явились для них предлогом осознания мира, его ощущения, контакта и неповторимости. Мой шестилетний сын Корней, например, нарисовал насупленного быка, а над ним - улыбающееся Солнце в очках и написал: «Чтобы всему миру счастье, радость во всей Вселенной! А Солнце тоже, оно так, чтобы развеселилось! И все смехотой было!». Вот это реальность! И никто до него ведь не придумал такого быка и не написал этот текст. И еще очень важно - предоставлять детям возможности для роста. Картины для выставки в музее «Артэтаж» были написаны размером 180\120см (впервые на Дальнем Востоке!). И ребята сами удивились, когда получилось: «Мы и не знали, что сможем это сделать!». И в одночасье как бы повзрослели: качественно стали другими. И теперь смотрят на полотна взрослых художников и соизмеряют: а ведь я тоже так могу, и не когда-нибудь, когда выросту, а сейчас. И теперь уже ощущают себя не маленьким человечком, а большим, серьезным. Важно, я полагаю, помнить, что дети (да и взрослые) - меняющиеся существа. И эта возможность измениться, поиск нераскрытых способностей и есть предтеча человеческой гениальности. Гениальность присутствует в каждом ребенке и каждый неповторим: его сердце особенное, любит по-своему, а любовь - основа творчества. Если вскормить любовь, в нее вложить, дать возможность выплеснуться - скажем, на холст в живописи, в звук в музыке, в движение в танце, в слово в поэзии, то эта неповторимость возрастет, станет больше, сильней, устойчивее и наполнит собой пространство нашего Мира. И всем нам станет лучше! К сожалению, не всем это очевидно, а потому нет стремления вкладывать усилия и средства в развитие внутренней неповторимости, которая есть (где-то запрятана глубоко) в каждом человеке и не видна невооруженным глазом. Уважаемые родители! Вкладывайте в своих детей: нет более надежного и целесообразного вложения вашей любви, внимания, денег, чем дети! – Как долго мы существуем и почему «Элементы Света»? В феврале 2007 г. при Народной изостудии ДКЖД г. Владивостока, благодаря поддержке замечательного художника В.И. Серова, мы начали процесс обучения живописи - искусству видения. А в 2008 -м уже была первая выставка в музее «АРТ-ЭТАЖ», за что отдельное спасибо А.И. Городнему - директору музея. В 2009-м – вторая выставка. А название родилось благодаря картине Корнея «Элементы». Он и предложил выставку назвать «Элементами света». Получилось довольно глубокомысленно: мы все живем на Белом Свете и являемся его элементами. Так и студию назвали. – Какие из элементов нашего Белого Света необходимы каждому? Конечно, это дружба, любовь, счастье, радость, здоровье. Возможно ли это нарисовать? Да. Посетители нашей выставки почувствовали на себе ее целебный эффект. Из книги отзывов: «Стоило мне здесь очутиться, почувствовал небывалую радость, торжество. Чувство чуда, произошедшего и продолжающего происходить», «Я в восторге! Заряд радости и бодрости на целую неделю!», «Очень мега крутая выставка! У вас есть чему поучиться. Спасибо», «Побольше бы такого. Это - настоящее», «Выставка потрясающая!!! Море эмоций!!!», «Выставка супер! Заставляет улыбаться! Мы в восторге!», «Ну вы, блин, даете! Со своими Небесными Лошадьми и Желтыми Коровами. Класс!», «Взрослым можно столькому у вас поучиться!», «Абсолютное восхищение и удовольствие!», «Выставка просто взрывает! - здесь столько свободы, полетности, безграничности…» Нарисовать дружбу, любовь, счастье, радость, здоровье может только тот, чье сердце и душа полны ими. И тогда карандаш, кисть - палочки, которые художник держит в руках, превращаются в волшебные инструменты, с помощью которых совершается настоящее волшебство - преображение существующего мира. Картины детей - это подарок нам, нить Ариадны, ведущая в волшебный мир Детства. Туда, откуда мы родом! Ухватившимся за нее, возможно, станет ясно, что между ОНИ и МЫ огромная дистанция, но обозначенная знаком равенства. И равняться нужно нам на них. Тогда, быть может, посредственных взрослых станет меньше!    



← Назад в раздел