Развитие гидроэнергетики продиктовано потребностями экономики

 

К 2030 году  увеличение потребления электроэнергии в Республике Саха (Якутия)  по сравнению с 2006 годом  прогнозируется в пять раз. Это связано в первую очередь с реализацией  включенных в Схему развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии проектов  по освоению  месторождений полезных ископаемых, строительству железной дороги, металлургических, горно-обогатительных и минерально-химических комбинатов, прокладке нефте- и газопроводов.

На совещании  по перспективам развития  якуткой энергетики  в рамках визита главы российского правительства Михаила Фрадкова в нашу республику председатель правления  ОАО «ГидроОГК», генеральный директор ОАО «УК ГидроОГК»   Вячеслав Синюгин  доложил  о том, что проект создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса   предполагается осуществлять на основе государственно-частного партнерства, с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ для проектирования и строительства гидроэлектростанций, а также создания  необходимой инфраструктуры. В целом проект оценивается  в сумму более 400 миллиардов рублей. 

В качестве первого шага предлагается рассмотрение первого  кластера развития, включающего несколько предприятий – потенциальных крупных потребителей. Это  Якутский газоперерабатывающий газохимический комбинат, комплекс ГОКов, включая Нерюнгринский металлургический и Эльконский горно-металлургический комбинаты. Кроме этого,  Якутский цементный комбинат, который будет обеспечивать строительство ключевых объектов структуры, в том числе гидроэлектростанций.

На сегодняшний день отобраны  две первоочередные ГЭС – Нижне-Тимптонская и Канкунская мощностью более 1000 МВт каждая.  Их выбор обусловлен транспортной доступностью створов, оптимальным сочетанием технико-экономических  характеристик и наличием прогнозируемого рынка сбыта электроэнергии, а также уникальным рельефом местности. Реки Тимптон и Учур расположены так, что большая часть будущих водохранилищ – это фактически сам  речной каньон. Соотношение площади водохранилища на единицу установленной мощности, по предварительным оценкам, в 45 раз меньше, чем у типовой ГЭС такой же мощности, что позволит свести к минимуму воздействие  гидростанций на окружающую среду.

Проект ЮЯГЭК предполагает строительство  семи гидростанций  суммарной установленной мощностью  до 9000 МВт на реках Тимптон, Алдан, Учур и Олекма. Первые киловатт-часы по планам «ГидроОГК» гидроэнергетический комплекс  должен  выдать в 2015 году. Реализовываться проект будет поэтапно, по мере  появления на территории Якутии крупных потребителей энергии. На полную мощность ЮЯГЭК  должен выйти к 2030 году.

Позицию Министерства промышленности и энергетики России озвучил заместитель руководителя ведомства  Андрей Дементьев. По его словам,  в цифрах потребления электроэнергии  нефтегазовый комплекс в состоянии стать в ближайшее время ключевым сектором экономики Якутии. Потенциально Якутия может выйти на существенные объемы добычи нефти и газа, максимальная энергетическая нагрузка для обеспечения этой отрасли оценивается в 377 МВт мощности. Золотодобывающая отрасль  с учетом  прогнозируемого роста  в три раза – это еще 150 МВт электрической нагрузки. Разработка  Эльконской группы месторождений – 383 МВт, железорудных – 264, урановых – 160 МВт.

– На наш взгляд, проект создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса может быть не просто одним из элементов развития Южной Якутии, а практически ее основной частью, - сказал Андрей Дементьев. - В перспективе до 2030 года возможен ввод мощности на уровне 8,5 Гигаватт при общей оценке потенциала гидрогенерации в 72 Гигаватта.

Что касается других направлений развития генерации в Якутии,  то, по словам докладчика, в Программе развития  Республики Саха (Якутия)

заложено и развитие действующих станций.  В рамках генеральной схемы  учитывается и развитие Якутской, Светлинской ГРЭС, строительство ряда мини-ТЭЦ и ввод новых дизельных станций. 

Напомним, что сегодня энергосистема республики – это три изолированных энергорайона: центральный, западный и южный.  В ближайших планах РАО «ЕЭС России»: к  2015 году  объединить южный и центральный энергорайоны  и значительно усилить схему энергоснабжения  в западном.

К 2020 году создать сеть постоянного тока, которая обеспечит объединение южного и западного энергорайонов, а также свяжет  объединенные системы Сибири и Востока через Якутскую энергосистему.

- Это достаточно серьезные деньги, - заметил представитель Минпрома и энергетики, - только сетевое строительство потребует порядка 171 млрд. рублей в ближайшей перспективе, сейчас  мы работаем над определением источников финансирования. Бюджетных денег в программе развития электроэнергетики  планируем  на уровне, не превышающем 15 процентов от всей инвестиционной программы.

При разработке финансовой модели необходимо определиться с моделью финансировании в целом. По словам Вячеслава Синюгина,  есть два разнополярных варианта строительства. Первый. Когда крупная инфраструктура финансируется с участием государства и на выходе рассматривается невысокая цена продаж с гидростанции.

Вторым вариантом предусматривается частное финансирование на строительство ГЭС, но тогда и цена продаж будет значительно выше . На что глава российского правительства жестко заметил, что не надо забывать о своей роли и ответственности. По мнению российского премьера, вариантов финансирования – либо государство, либо частный капитал – быть не может.

- «Очевидно, бизнес должен быть вовлечен. Но бизнес, который хочет только заработать, причем, в краткосрочный период, да еще захватить  вагонетку из бюджета, нам не нужен. Не для этого мы проводим реформирование и создаем конкурентную среду, - сказал Михаил Фрадков. Премьер поручил в ближайшее время еще раз изучить вопрос финансирования с учетом решения поставленной задачи - развитие экономики Республики Саха (Якутия) и всего Дальнего Востока.

– Для Республики Саха (Якутия) энергетика является ключевой отраслью и внимания ей уделяется много, - сказал в своем выступлении президент республики Вячеслав Штыров. - За последние пять лет созданы резервные мощности, мы очень тесно взаимодействуем с РАО «ЕЭС России», Министерством промышленности и энергетики. Сегодня здесь высказана общая точка зрения видения будущего развития Республики Саха (Якутия). Но хотел бы обратить внимание на три вопроса.

Первый. Вот мы говорим, что на Дальнем Востоке очень высокие тарифы для любых потребителей и такие же   в коммунальном хозяйстве, особенно на тепло. Именно это является причиной низкой конкурентоспособности  в экономике региона. Как эту задачу решать? Мы пытаемся вместе с губернаторами, Законодательным Собранием, выпрашиваем у Правительства РФ субсидии и дотации. На каком-то этапе, может, это и есть решение проблемы.  Но надо все-таки заглянуть в корень, посмотреть саму величину этих тарифов и попытаться найти пути их снижения. Снизить тарифы можно за счет замещения генерации. В генерирующую систему Дальнего Востока  включены разные электростанции, есть и допотопные, у которых себестоимость выработки может доходить до  пяти рублей. Такие станции надо выводить из эксплуатации. А есть  современные ГЭС, как, например,  наша Нерюнгринская или Амурская, у которых себестоимость низкая.

Дешевая электроэнергия –  не только каскад южно-якутских гидростанций. Это и завершение  строительства  двух станций в Амурской области. Одним словом, проблематика  развития гидроэнергетики региона должна стоять в повестке под номером один.  И, прежде всего,  мы должны рассчитать внутренние потребности  и для будущего роста экономики Дальнего Востока,  и для снижения тарифа за счет выработки дешевой электроэнергии.

Радикально решить задачу по теплу можно, перейдя на другие виды топлива, например,  газифицировать все котельные. Но для этого надо вернуться к вопросу строительства магистрального газопровода.

Второй вопрос, на котором заострил внимание Вячеслав Штыров –перекрестное субсидирование. Есть предложение превратить эти субсидии в целевые,  с инвестиционным назначением. Третья тема касалась создания объединенной энергосистемы. Президент обратил внимание  на то, что  схема соединения с дальневосточной энергосистемой через Республику Саха (Якутия)  по всему маршруту полностью совпадает со строящимися  сооружениями. Это  и железнодорожная линия, и нефтепровод «ВСТО», и практически на две трети  с возможным маршрутом газопровода. В принципе снабжение этих линейных объектов электроэнергией могло быть осуществлено централизованно, если бы созданием схемы занялись раньше. Сегодня, получается, ситуация уже упущена. Железнодорожники строят вдоль лини свою ЛЭП,  «Транснефть»  решила построить ЛЭП на половину всего пути от  автономных источников, потом придет «Газпром» и свою линию построит. Будут истрачены колоссальные деньги. А на самом деле можно было одну систему создать, которая  обойдется втрое дешевле, чем делается сейчас. Этот вопрос необходимо рассмотреть отдельно, подчеркнул Вячеслав Штыров.

О снижении себестоимости, а значит, и тарифов на электроэнергию, на совещании говорил руководитель Федеральной службы по тарифам  Сергей Новиков. Тарифы сегодня высоки за счет перекрестного субсидирования - в республике установлены единые тарифы, чтобы компенсировать высокую себестоимость производства электроэнергии на севере республики, где используются малоэффективные источники электроэнергии. Сегодня в республике рассматривается программа ликвидации перекрестного субсидирования, и если она будет реализована, то  в одном из регионов Российской Федерации о высоких тарифах можно будет забыть, - подчеркнул Сергей Новиков.

Завершая совещание, Михаил Фрадков отметил, что подготовленный проект  протокола  рабочей поездки премьера российского правительства в Якутию выходит за рамки регламента. «Это десять страниц конкретных поручений. Но я его подпишу, несмотря на то, что он становится обязывающим», - сказал Михаил Фрадков.

Ирина ЛИХАУ.

г. Якутск

 



← Назад в раздел