Верная орбита «Меридианов Тихого»

Многое было впервые По мнению не только журналистов, но и зрителей, седьмой фестиваль стал самым ярким и щедрым на сюрпризы, а также на знаменитых гостей. Впервые по голубой звездной дорожке прошла актриса, чей вклад в мировую кинематографию бесспорен, - Катрин Денев. Впервые фильмы открытия и закрытия представляли - задолго до российской премьеры! - такие мэтры, как Александр Прошкин и Павел Лунгин, а один из мастер-классов вел наш бывший земляк Сергей Невшупов, ныне работающий на одной из самых знаменитых студий по созданию спецэффектов - Weta Digital. Впервые Владивосток стал не просто городом, который принимает фестиваль, но и полноценным его участником: творческие встречи с артистами прошли в каждом районе города. Впервые приз губернатора «9288 км» не прилетел во Владивосток на самолете, а приехал на велосипеде - через всю Россию вместе с приветом от Никиты Михалкова и Московского кинофестиваля его провез наш земляк, спортсмен Николай Евменов, проделав более 10 000 километров… Впервые гости фестиваля посетили стройку на острове Русском (мост через Босфор Восточный) и пообщались со строителями… Все семь дней на фестивале царила удивительно доброжелательная атмосфера. Можно сказать, что ее задали люди, которым организаторы поручили самую ответственную миссию - сказать первые слова на церемонии открытия. Эти люди отлично знают, что такое почетная миссия и настоящая ответственность, ведь этокосмонавты - герой Советского Союза Александр Баландин и астронавт Бенджамин Элвин Дрю. – Я прилетел из Москвы на самолете. И смотрел на карту, где был отмечен наш путь, - сказал Бенджамин Элвин Дрю. - Мы летели над границами государств… Два года назад в космосе я понял, что все эти линии на карте - воображаемые, в реальности границ просто нет. Именно в космосе я понял, как важно игнорировать все эти искусственные линии на карте, собираться вместе и сотрудничать. Кино разрушает границы и объединяет людей - спасибо огромное всем кинематографистам за это! Приветствуем хорошее кино! О том, что программа фестиваля, в том числе конкурсная, состоит из высококачественных, сильных и ярких лент, говорили не только отборщики «Меридианов Тихого», но и члены жюри, которому, как признался возглавивший жюри китайский продюсер Чоу Вин Кен, пришлось нелегко - выбрать достойнейшего из достойных всегда трудно. Каждая из лент, вошедших в конкурсную программу, - не развлекательное, а умное кино, заставляющее зрителей спорить после просмотра и задавать множество вопросов создателям, представлявшим свой фильм. Например, Шон Бэйкер, снявший фильм «Принц Бродвея», рассказал, что намеренно разрешил актерам говорить не прописанные в сценарии реплики, а вести импровизированные диалоги, чтобы вышло действительно «как в жизни». О поисках нового в кино и о судьбах кинематографа стран АТР говорили и члены жюри, в которое помимо Чоу Вин Кена вошли режиссер Франсис Ксавье Пасьон (Филиппины), режиссер Тан Чуй Муй (Малайзия), режиссер Сюндзи Иваи (Япония), режиссер Леонид Рыбаков (Россия). – В АТР самое большое разнообразие культур и множество предметов для кинематографического исследования, поэтому фильмы, сделанные в нашем регионе, производят такое сильное впечатление, - считает Чоу Кен. - В них есть концептуальность, креатив авторов. Зрелость европейского сообщества направляет взгляды их кинематографистов не на мир вокруг, а внутрь, они фокусируются на личных отношениях, эмоциях… Для Америки же фильм вообще - больше бизнес, чем культурное явление. – Считаю, что учиться во ВГИКе режиссеру необязательно, - сказал Леонид Рыбаков. - Хочешь учиться, иди в достойную киношколу, каковой ВГИК сегодня не является. Надеюсь, что в России возникнут независимые киношколы, - может быть, на той киностудии, которую построят на острове Русском? Кстати, еще на открытии фестиваля губернатор Приморья Сергей Дарькин объявил, что правительством России принято решение об организации на острове Русском большой рекреационной зоны, в состав которой как раз и войдет киностудия. Собственно, во Владивостоке уже снимается кино - и это часть того «эха», которое создают «Меридианы Тихого»: за последние годы в городе нашенском снимали корейские, австралийские, российские кинематографисты (фильм Николая Хомерики «Сказка про темноту» целиком снят во Владивостоке). Француженка и хулиган Но, разумеется, самое большое число вопросов зрители задали тем, кто проводил творческие встречи, особенно - Катрин Денев и Леониду Ярмольнику, которых не отпускали больше часа… Французскую актрису, звезду мирового уровня, спрашивали обо всем на свете: от отношения к режиссерам, с которыми она работала, до деталей «звездной» диеты. Мадемуазель Денев (актриса настаивает, чтобы к ней обращались именно так) отвечала интересно, умно и терпеливо - и совершенно очаровала публику! – Мужчина должен родить сына, построить дом и посадить дерево. А женщина? – Я считаю, что то же самое… Причем родить можно и дочку, не только сына. Любить ребенка, посадить много деревьев - например, сажать его при появлении каждого ребенка - это вполне может и женщина. А дом можно не построить, но вести, ухаживать, украшать… – Есть ли у вас в жизни кумир, человек, которым вы восхищаетесь? – Я восхищаюсь многими людьми, например американской актрисой Луизой Брукс. У нее был очень сильный характер, за который - особенно на фоне киносистемы США тех годов - ей пришлось очень дорого заплатить. – Вы думали о том, кем бы стали, если бы не пошли в актрисы? – Думала. Я была бы архитектором. Актрисой я стала случайно: на съемки на роль сестры своей героини меня позвала моя родная сестра Франсуаза Дорлеак, которая на тот момент была уже известной актрисой. И после дебюта я не была уверена, что кино - моя судьба. И если бы не Жак Демии «Шербурские зонтики», неизвестно, стала бы продолжать работу актрисы. – Вы не фаталистка? – Я редко сопротивляюсь судьбе, с другой стороны, точно знаю, чего не хочу. Я упряма и свои принципы и правила в жизни редко меняю. Если моя совесть говорит: так нельзя, я не сделаю. Леонид Ярмольник показал во Владивостоке фестивальную - полную - версию картины «Стиляги», продюсером которой он является. Кроме того, Леонид Исаакович успел побывать на своей родине - в поселке Пограничном, где он родился и прожил два года, пока семья вслед за отцом-военным не переехала на Украину, к новому месту службы. С тех пор Ярмольник в Приморье не был - до этого года. – Скажите, Леонид Исаакович, сердце екало, когда вышли из самолета? – Врать не стану, никаких особых эмоций по прилету не было, было просто любопытно. Но, думаю, между мной и Приморьем есть какая-то связь… Я человек не церковный, но верующий, стал в последние годы внимательным к совпадениям, к сочетаниям событий. И у меня было внутреннее ощущение, что я должен сюда приехать. Семь лет подряд зовут, но не получалось. А в этом году приехал - ради меня в Москве перенесли съемки в «Любви в большом городе-2», где я снимаюсь. И я рад, что приехал, могу быть спокоен: побывал там, где родился. Должен сказать, что ни кино, ни телевидение не дают представления о том, как здесь красиво. Здесь удивительный край, ни на что не похожий, даже когда самолет идет на посадку среди сопок - очень красиво… Единственное, что хочется, - чтобы было больше внимания государства… У нас все как-то шиворот-навыворот. Я даже завидую Америке - у них есть не только Нью-Йорк и Вашингтон, но любой, даже самый маленький город все равно красивый, замечательный. А у нас на сегодняшний день есть Москва - и все. А если здесь будет работа, сюда и люди поедут, ведь для нормального человека это главное в жизни. – Творческие встречи вам не в новинку? – О, я на них собаку съел. Столько всего было… Когда я был молодым артистом, мы с Олегом Янковским и Сашей Абдуловым объездили с творческими встречами всю страну. И часто кроме коммерческой составляющей - а для нас, артистов, творческие встречи были важной частью заработка, потому что на театральную зарплату жить было невозможно - чудо состояло в том, что ты зарабатывал деньги и при этом после общения со зрителями в Москву возвращался с новыми планами, просветленным, понимающим, чего хочет зритель. Помню, ездили на такие встречи и с Леонидом Куравлевым. Он выходил первым, рассказывал о том, куда нас ведет партия, про идеологическое кино. При этом дико боялся записок из зала. Поэтому у него был простой трюк. Он собирал всю встречу записки, складывал их в правый карман пиджака, а в финале говорил: «Ну, теперь записки» - и лез в левый карман, где лежали пять потрепанных проверенных временем записок, на которые он отвечал десять лет... И вот я однажды, когда он снял пиджак во время встречи, подменил записки. Надо было видеть лицо Леонида, когда он понял, что случилось. Долго меня потом ругал: «Ленька, хулиган!»… – Ожидали ли вы, что у «Стиляг» будет такой успех? – Мы получили «Нику», это невероятно высокая награда в нашем сообществе, ведь признание коллег по цеху - это самое трудное. Валера Тодоровский представлял картину в Торонто, это третий в мире фестиваль после Венеции и Канн. Зал 15 минут аплодировал стоя после просмотра. Заинтересовался «Золотой Глобус», но главный успех не в этом, а в зрительском признании и признании коллег. Жаль, что в нашей стране это никак не выражается в деньгах. Творческие встречи, кинопередвижки, мастер-классы, 200 фильмов, показанных в 15 программах фестиваля, две фотовыставки, посадка «фестивальной аллеи», футбольный матч, концерт - таким он запомнится городу и владивостокцам, седьмой кинофестиваль «Меридианы Тихого». Ну что же, восьмой не за горами! Кстати Призы седьмого кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» жюри распределило следующим образом. Гран-при за лучший полнометражный фильм: фильм «ИЗГОИ», режиссер Ян Ик Чун (Южная Корея). Приз за лучший короткометражный фильм: фильм «КАНИСТРА», режиссер Джулиус Эйвери (Австралия). Специальное упоминание жюри: фильм «УРОК ПЛАВАНИЯ», режиссер Кат Го (Сингапур). Приз за лучшую режиссерскую работу: Шон Бейкер за фильм «ПРИНЦ БРОДВЕЯ» (США). Приз за лучшую женскую роль: Ким Кобби за роль в фильме «ИЗГОИ» (Южная Корея). Приз за лучшую мужскую роль: Ли Чжичжун за роль в фильме «ЧЖАЛАЙНУР» (Китай). Специальный приз жюри: фильм «РАСКОЛ», режиссер Нандита Дас (Индия). Кроме того, были вручены призы: Приз губернатора «9288 км» - режиссеру фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрею Хржановскому. Приз главы администрации города Владивостока - актрисе Алисе Хазановой за роль в фильме «Сказка про темноту». Приз зрительских симпатий - фильму режиссера Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». От первого лица Сергей Степанченко, президент кинофестиваля «Меридианы Тихого»: – В этом году фестиваль очень интересный - даже я был поражен насыщенностью программы, числом людей, которые к нам приезжают и качеством приглашенных гостей. Мы решили даже, что от некоторых гостей откажемся - тех, кто считает, что фестиваль - это повод для разудалого отдыха, и не более того. Наш фестиваль всеяден в хорошем смысле этого слова: мы не зацикливаемся на кинопроизводстве как таковом, мы проводим выставки, мастер-классы, а кинотуры - это вообще уникальная вещь. Именно все это придает «Меридианам Тихого» мощное социальное значение, я уверен, что в жизни края и города он имеет огромное позитивное эхо. Приморцы - я это знаю - гордятся тем, что у нас в крае проводятся «Меридианы Тихого». Людмила Александрова Фото автора.    



← Назад в раздел