Приоритеты якутской энергетики

 

На совещании в городе Нерюнгри мы рассмотрели важнейшие межрегиональные инвестиционные проекты, такие как: строительство магистрального нефтепровода «ВС-ТО» с учетом развития нефтедобывающей промышленности и комплексное развитие основного территориального кластера республики - Южной Якутии. Главными элементами данного проекта станут  развитие металлургии, газопереработки и газохимии, добычи угля, золота и урана, восстановление стройиндустрии. Рассмотрели проблемы транспортной инфраструктуры.

Совершенно очевидно, что реализация этих мегапроектов потребует четко налаженного, бесперебойного энергоснабжения и ввода дополнительных мощностей. Потребуется порядка 16 млрд. кВтч электроэнергии при существующем уровне потребления – 6,2 млрд. кВтч.

В тоже время, имеющихся мощностей уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия растущих нагрузок Республики Саха и соседних территорий.

В настоящее время Якутская энергосистема работает четырьмя изолированными энергорайонами (Северный, Западный, Центральный и Южно-Якутский) на базе собственных источников электроэнергии, связь с объединенной энергосистемой (ОЭС) Востока имеет только Южно-Якутский энергорайон. Таким образом, для энергосистемы республики характерны такие же проблемы, как и для энергосистем всего северо-востока страны, это:

″       технологическая изолированность;

″       наличие большого количества энергоисточников (также изолированных в рамках одной энергосистемы) и ДЭС малой мощности;

″       отсутствие магистральных межрегиональных электрических сетей.

Уже имеются в наличии свободные электрические мощности, и ведется опережающее развитие генерирующих мощностей как на западе (завершение строительства Светлинской ГЭС и  энергоизбыток каскада Вилюйских ГЭС), так и на юге Якутии (энергоизбыток Нерюнгринской ГРЭС).

Следует особо подчеркнуть, что специфические особенности функционирования экономики на Севере ставят повышенные требования к обеспечению надежности систем жизнеобеспечения. Это требует особой государственной политики в области энергетической безопасности.

Справочно: Институтом систем энергетики им. Мелентьева СО РАН определены индикаторы состояния энергетической безопасности в соответствие с которыми в республике особую тревогу вызывает значительный износ основных производственных фондов – в среднем до 50%:

Правительством Республики Саха принимаются меры по усилению энергетической безопасности. Введены в эксплуатацию ряд сетевых объектов и генерирующих источников, в том числе: два агрегата Светлинской ГЭС. Продолжается реконструкция Якутской ГРЭС, ВЛ 220 кВ «Вилюйская ГЭС-Айхал-Удачный», введены ВЛ–110 кВ Хандыга-Джебарики-Хая и первый этап ВЛ 220 Мирный-Сунтар-Нюрба.

Своеобразным итогом деятельности в 2006 году стало подписание в январе 2007 года дополнительного Соглашения о сотрудничестве между республикой и РАО «ЕЭС России» в целях реализации проектов развития генерирующих мощностей и электросетевой инфраструктуры до 2030 года. 

Согласно данному документу ключевым проектом в электроэнергетике республики станет создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, который позволит обеспечить не только внутренние потребности, связанные с реализацией инвестиционных проектов, но и перетоки в объединенную энергосистему Сибири и Востока, в том числе для экспорта.

В 2006 году Правительством республики и ОАО «РАО ЕЭС России» проведена значительная работа для начала реализации первого этапа проекта ЮЯГЭК:

″       оформлены решения по проектно-изыскательским работам ЮЯГЭК, одобрена декларация о намерениях строительства каскада ГЭС на р. Тимптон;

″       создано и зарегистрировано  ОАО «ЮЯГЭК», утверждена исходная документация и объявлены конкурсы на разработку обоснований и инженерные изыскания по строительству Тимптонских ГЭС.

Помимо ЮЯГЭК, в перечень объектов генерации, принимаемых для рассмотрения, включены:

– три блока по 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС с вводом первого блока в 2011 году;

– реконструкция Якутской ГРЭС с увеличением мощности второй очереди на 240 МВт;

– строительство в изолированных энергорайонах республики мини-ТЭЦ общей установленной мощностью 96 МВт.

Реализация данных проектов будет осуществляться программно-целевым методом федерального и регионального уровней. Ряд объектов заявлено при корректировке ФЦП  Дальнего Востока и Забайкалья.

Для осуществления поставленных задач в области развития генерации Республики Саха, в проекте протокола данного совещания отразили следующие поручения:

1. ОАО РАО «ЕЭС России» совместно с ОАО «УК Гидро ОГК» разработать и утвердить план-график финансирования и строительства каскада Тимптонских ГЭС с учетом срока пуска первого агрегата (Канкунской ГЭС) в 2015 году.

2. Министерству промышленности и энергетики России, ОАО РАО «ЕЭС России» при уточнении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики Российской Федерации на период до 2020 года и на последующие годы:

– включить строительство каскада Тимптонских ГЭС с учетом срока пуска первого агрегата  в 2015 году;

– определить конкретные сроки пусков перечисленных выше объектов генерации.

Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики предусматривается объединение трех изолированных энергорайонов Якутии в одну систему с  Амурской, Магаданской и Иркутской областями. Это позволит создать объединенную энергосистему страны с выходом на Восток.

Очень важно, что проектируемые линии электропередач пройдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод ВСТО, проектируемый газопровод Чаянда – Дальний Восток, железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, автодорога «Колыма»), что обеспечит их надежное электроснабжение.

Кроме того, в рамках Проекта увеличения экспорта электроэнергии в Китай в ноябре 2006 года подписан долгосрочный контракт на поставку 3,6-4,5 млрд. кВтч. электроэнергии из ОЭС Востока в КНР. 

По прогнозным расчетам Сибирского ЭНТЦ (Энергетический Научно-Технический Центр) Иркутская энергосистема к 2010-2012 году при реализации энергоемких проектов также становится дефицитной.

Правительством республики совместно с РАО «ЕЭС России» в 2006 году проведен большой комплекс мероприятий по вопросам сетевой инфраструктуры.

Создана комплексная рабочая группа по вопросам перспективного развития электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия), подписан ряд соглашений, разработаны концепция и целевое видение развития электроэнергетики республики  до 2030 года.

В развитии  сетевой инфраструктуры в условиях максимального сценария социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) прослеживаются два основных этапа совместно с РАО «ЕЭС России»:

До 2015 года определены приоритеты по развитию электрической сети:

– для обеспечения связи Южного и Центрального энергорайонов в целях повышения надежности и электроснабжения потребителей в зоне железной дороги, Алданского промузла, Куранахского ГОК и др. ЛЭП в направлении Нерюнгринская ГРЭС - Томмот - Якутск,

– для электроснабжения Нежданинского золоторудного месторождения потребуется усиление транзита по направлению ЛЭП Майя - Хандыга и Якутск - Развилка;

– завершится строительство ВЛ 220 кВ Мирный -Сунтар -Нюрба -Вилюйск, переход на электроотопление потребителей в Сунтарском и Нюрбинском улусах;

– в целях использования избытка Западного энергорайона должна быть построена ЛЭП Сунтар – Олекминск;

– построена ЛЭП 500 кВ Канкунская ГЭС - Нерюнгринская ГРЭС для осуществления выдачи мощности Канкунской ГЭС.

2016-2020 годы – самый напряженный период электросетевого строительства:

– создание сети постоянного тока для транспортировки электрической энергии и мощности электростанций Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса в направлении Южный энергорайон - Западный энергорайон - ОЭС Сибири (север Иркутской области) и Южный энергорайон - Китай;

– строительство ЛЭП Нерюнгринская ГРЭС - Центральный энергорайон;

– строительство ЛЭП Нерюнгринская ГРЭС - ОЭС Востока.

– строительство ЛЭП вдоль БАМа по направлению Тында - Хани.

Реализация проектов по электросетевому строительству позволит осуществить связь между ОЭС Сибири и ОЭС Востока через сети Якутской энергосистемы.

В этой связи нами предложено:

Минпромэнерго России, РАО «ЕЭС России» при корректировке схемы развития ЕЭС и ОЭС до 2020 года и схемы развития ЕНЭС утвердить план-график финансирования и окончания строительства объектов.

Реализация намеченных мегапроектов согласована как с федеральными министерствами и ведомствами, так и с крупными бизнес-структурами, смежными регионами. Если будет одобрена Концепция развития электроэнергетики с конкретными сроками ввода, это даст реальные предпосылки для начала активного инвестирования межрегиональных инвестиционных проектов.

Предложенные на совещании проекты развития транспортных и энергетических коммуникаций полностью соответствуют задачам, поставленным Президентом Российской Федерации Путиным В. В. перед органами государственной власти и частным капиталом по развитию инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, достижение глобальной энергетической безопасности, в основу которой должны быть заложены принципы долгосрочного (50 лет и более) и надежного энергоснабжения, определяется в XXI веке в качестве приоритетной движущей силы социально-экономического прогресса.

В.А. ШТЫРОВ,

Президент Республики Саха (Якутия).

 

 



← Назад в раздел