На перекрестке трех дорог…

– У нашего предприятия, - говорит генеральный директор компании Виктор Тур, - есть ряд ценных преимуществ. Прежде всего - географическое расположение. Мы находимся в столице БАМа, откуда на все четыре стороны протянулись нитки стальных магистралей: самого БАМа, строящейся железной дороги Сковородино - Алдан - Якутск. Здесь же проходит и Амуро-Якутская автомобильная дорога. Это дает возможность поставлять произведенную продукцию практически во всеконцы Дальневосточного региона. Остров Сахалин; порт Ванино Хабаровского края; Екатеринославка, Бурея, Ерофей Павлович, Февральск Амурской области; автодорога «Колыма» Магаданской области; Нерюнгри, Томмот, Алдан, Кердем Республики Саха (Якутия); города и поселки Иркутской и Читинской областей - далеко не полный перечень населенных пунктов, где расположены объекты наших региональных клиентов. Добавим сюда еще и Краснодар, Люберцы, Уфу, Челябинск, откуда также поступают заказы на производимые нашим заводом мостовые конструкции. На амурском Севере Чтобы лучше понять, какую роль предприятие играет в развитии Дальневосточного региона, в системе холдинга «Мост», в мостостроении в целом, я выехал на объекты, где используется продукциятындинских производителей мостовых конструкций. Плоды труда дружного коллектива ООО «Мостовые конструкции «Трест Мостострой-10»виделв Февральске, где нынешней весной был на участке № 1 ЗАО «Мостоотряд № 64» - одного из старейших мостостроительных предприятий Дальнего Востока. Там, на севере Приамурья, силами отряда на 279-м километре автодороги Введеновка - Февральск - Экимчан выполняется спрямление трассы автодороги длиной 6, 5 километра с устройством железобетонного путепровода через железную дорогу (по схеме 15+24+15) и моста через реку Бысса. У второго объекта схема посложнее:24 + 63, 6 (в металле) + 4х24 (железобетонные балки). Габарит по ширине - 8 метров. – Активно работал коллектив участка в феврале - марте, - рассказывает начальник участка Юрий Денисов. -Вэтот период получали железобетонные балки и конструкции: ригели, столбы, шкафные стенки, переходные плиты. Их поставил коллектив ООО «Мостовые конструкции «Трест Мостострой-10». Следует заметить, что поставлялась продукциясвоевременно, пографику. И качество ее отвечает всем современным требованиям. Прибывший на участок генеральный директор компании Александр Шишкин вместе с начальником участка осмотрел места, где складировались изделия тындинских железобетонщиков. Качествомприбывших конструкций и условиями их хранения руководитель остался доволен. Сейчаспродукцияколлектива ООО «Мостовые конструкции «Трест Мостострой-10» на участке уже в деле. Нужный, как воздух, объект Еще один объект, где используются произведенные в Тынде мостовые конструкции, - с. Екатеринославка. Именно здесь строится путепроводчерез Транссиб. Он находится в самом центрекрупной железнодорожной станции с населением в полтора десятка тысяч человек. На станцию постоянно прибывают уголь, минеральные удобрения, гравий. Железнодорожный переезд делит населенный пункт на севернуюи южную части. Он находится в зоне маневровых работ по обработке подвижного состава Ерковецкого угольного разреза. Маневровые работы проводятся в течение всего дня, из-за чего рейсовые автобусы, пожарные машины, скорая помощь, милицияпростаивают по часу и более. Доставка грузовжителям района также осуществляется через существующий переезд. Понятно, что путепровод, как воздух, здесь нужен очень многим, если не всем, кто здесь живет постоянно либо волею судеб проезжает через эту железнодорожную станцию. Сознают это все. Мостостроители же, в отличие от иных, не только понимают сложность ситуации. Они вносят реальный и конкретный практический вклад в то, чтобы поправить дело, возводя по заказу «Амурупрадора» уникальное сооружение. Причем в очень непростых условиях постоянно действующей железнодорожной станции. В ту пору, когда я там появился, шла установка изготовленных в Тындестолбов опор. Поставили по три столба на пятойи шестойопорах; на седьмой опоре - три столба истолько же укосов. В ближайшее время предстояло установить с нечетной стороны Транссиба шесть столбов – по три на второй и третьей опорах. Самым сложным представлялось выполнить работы между вторым главным путем и пятым путем обводной ветки. Прежде всего, нельзя прерывать движение поездов. И второе - с обеих сторон контактный провод с нагрузкой в 28 киловольт. Тогда ожидалось, что вскорости будут «окна»(как раз шло согласование их времени в службах Свободненского отделения Забайкальской железной дороги). Именно в эти промежутки времени можно было бы, с отключением и последующим заземлением контактной сети вести монтаж ригеля на четвертой опоре. А уж послемонтажа столбов на опорах, монтажа ригелей и заливки тумбочек осуществлять надвижку балок пролетного строения. Почти все эти конструкцииизготовлены на заводе мостовых конструкций в Тынде. Время показало, что рабочие участка умеют справляться с задачами самой различной сложности. Свои мастерство и сноровку они продемонстрировали во времясостоявшихся недавно «окон». О том, как они были проведены, рассказывает заместитель главного инженера ЗАО «Мостоотряд №64» Юрий Одинцов. – Первое «окно»состоялось 3 июля, - говорит Юрий Александрович. - В отведенное время 80-тонным краном «Сокол» смонтировано два блока ригеля опоры № 4. Второе прошло в проливной дождь и длилось шесть часов. Осуществлен монтаж трех балок длиной 24 метра краном ЕДК-1000 грузоподъемностью 125 тонн в пролете 4-5 путепровода на 7945-м километре. Успешно проведено и третье «окно». Конструкции рождаются здесь Продукция,изготовленная умелыми руками тындинских мастеров мостовых конструкций, находит применение на очень серьезных объектах. В этом читатель мог уже убедиться.А как она производится?Чтобы узнать об этомподробнее, я приехал на завод ООО «Мостовые конструкции «Трест Мостострой-10». Руководитель предприятия Виктор Иванович Тур - бамовец со стажем.В суровые и прекрасные северные местасам попросил назначения,окончивв 1981 году с отличиемОмский автомобильно-дорожныйинститут. И, заметим, гордился полученным направлением в трест «Мостострой-10». Трудовой накал на БАМе в ту пору был в самом зените. Полным ходом шла подготовка к стыковке. С востока и запада укладывались нитки стальной колеи, целеустремленно следуя навстречу друг другу. Дел хватало всем, что называется, под завязку. Виктор Иванович, начавший трудовую деятельность начальником автоколонны в притрассовом поселке Дюгабуль(это в двадцать два года!) оказался, в буквальном смысле, на самом острие всеобщего стремления к победе. Руководимые им водители доставляли железобетонные конструкции в голову укладки рельсов БАМа. Его бригада автомобилей-самосвалов была основным перевозчиком товарного бетона в последние дниперед стыковкой на станции Куанда. И как память о тех годах, и как свидетельство трудового героизмаостались самая дорогая для истинного бамовца награда - медаль «За строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали»,знаки «Золотое звено» и «Молодой гвардеец пятилетки». С мостовыми конструкциями - делом, которым он сейчас занимается, жизнь свела Виктора Ивановича не сразу.Звезды в его судьбе сложились так, что только в 2001 году пришлось ему возглавить коллектив завода «Мостовые конструкции» и непосредственно заниматься выпуском железобетона. – А вообще, у предприятия, - говорит генеральный директор, - очень сложная судьба. Появилось оно под эгидой Мостоотряда-43. В тяжелые времена экономического лихолетья оно стало предметом дележки. Сначала было самостоятельным, потом его объединили с Мостоотрядом-54.Коллектив оставался, менялась подчиненность. Были годы, что за весь летний сезон приходилось делать только бортовые камни. Чтобы выжить, приходилось в буквальном смысле изворачиваться. Сами искали заказчиков, рынок сбыта своей продукции. Учились жить самостоятельно. И научились. Люди перестали быть нахлебниками. Они поняли смысл мудрости «Жить не по средствам», то есть тратить меньше чем заработано. На пути стабилизации Значительный стимул в развитии предприятие получило всвязи со строительством подъездных путей к Эльгинскому каменноугольному месторождению, новой железнодорожной ветки Южно-Сахалинск - Ноглики на острове Сахалин,федеральной автодороги «Амур». Завод стал основным поставщиком железобетонных конструкций разной сложности на мосты этих строек. Численность производственногоколлективас 70 человеквозросла до 300. Выпуск железобетонас 200 кубометров», причем самой разнообразной номенклатуры: сложной, индивидуальной, неудобной. Люди почувствовали, что времена получения зарплаты хлебом, стиральным порошком ушли в прошлое. Чтобы справиться с возросшими объемами производства, перешли на работу в полторы смены. Вернулись гордость за свою профессию, сознание собственной значимости и востребованности. Прошло некоторое время,и железнодорожнаяветка Улак - Эльга как проект пошла прахом. Но люди получили возможность понять, что их счастье в их же руках. У них были заказы от «федералки». В месяц комплектовали конструкциями по одному - два средних или крупных моста. Затем начались работы на автодороге «Колыма», на строительстве железной дороги на участке Томмот - Кердем - Якутск. Для неетожеготовилась продукция. Единственная в то времяпроблема - отсутствие стабильности: заявок было то много, то мало. Но и этот этап был преодолен. Действовать предприятие стало ритмичнее. Такой режим понадобился осенью 2007 года с началом строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». На этом проекте был большой спрос нафундаменты опор. Изделиябыли эксклюзивные, с особо сложными закладными деталями, анкерными болтами. – Заказ был сложный, - рассказывает генеральный директор. - И выполнить его надо было в короткие сроки. Но с самого начала дело у нас не заладилось. Никак не могли выйти на ежедневное задание. Вместо четырех фундаментов опор выпускали по одному - полтора.Чтобы поправить ситуацию, за опытом направились в Иркутск,на завод железобетонных изделий, где уже много лет выпускалась аналогичнаяпродукция. Поехал туда и я. Выяснилось, что технологическивсе делали правильно. Подводила психология. Людям казалось, что они допускают ошибки, которых, в сущности говоря, не было. Когдаэто выяснилось,у людей стала появляться вера в свои силы. Пример всем подали мастер, опытный бамовец Николай Андреевич Костыря, и бригадир бетонщиков Александр Иванович Мартель. Руководимый ими коллектив вместе с другими инженерно-техническими работниками задерживался на работе подольше, чтобы лучше «обкатать» технологию и организовать производство без сбоев. И произошло то, что и должно было случиться. Люди поверили в свои силы, выпуск конструкций стал осуществляться в соответствии с графиком. Заявка была выполнена в срок. За счет полученных от нефтяников средств за свое-временное исполнение этого заказа финансовое положение предприятия стабилизировалось, появились оборотные средства. Можно было уже действовать на перспективу, приобретать новую технику, начать ремонт помещения. Что в общем-то и делается. У завода появился новый бульдозер, оборудование плазменной резки, другая техника. Проводится облагораживание фасада, утеплен цех, в нем осуществляется текущий ремонт,исчезли сквозняки. Поменяли окна, капитально отремонтировали эстакаду. Много это или мало?Смотря,с каким критерием подойти. В коллективе считают, что руководство действует в полную меру возможностей. И самое главное - люди вовремя стали получать заработную плату. Появились деньги на выполнение условий коллективного договора. Для рабочих своевременно и в нужном количестве приобретается спецодежда, на работу и с работы людей подвозят транспортом предприятия. Оплачивается зубопротезирование. Отпускники имеют возможность выехать в страны СНГ (и не только) за счет предприятия в рамках действующего законодательства. И еще одна очень важная проблема решается здесь - преемственность поколений. Привлечению молодежи на производство уделяется самое пристальное внимание. Развито наставничество. На предприятии немало трудовых династий. ООО «Мостовые конструкции «Трест Мостострой-10»выпускает широкий ассортимент конструкций. Это столбы, стойки, ригели, карнизные блоки, водоотводные лотки, плиты мягкого въезда, конструкции лестничных сходов. Заказы мостостроительного предприятия заводом выполняются через холдинг «Мост». Ежедневно на заводе выпускается более 30 метровлотков в рамках счет заявки на 5000 лотков , потребность в которых есть на федеральной дороге Чита - Хабаровск. Взгляд на перспективу Если посмотреть немного подальше, то потребность в производимых заводом конструкциях остро ощущается на автодороге «Колыма», где сейчас прочно обосновалась холдинговая компания «Амур-мост». Сухая смесь отправляется на реконструкцию мостов на Южном ходу Забайкальской железной дороги,где занят коллектив ОАО «Трест Мостострой-10». Шестьсот кубометров бетона требуетсяна строительство еще одного объекта этой компании - подстанции «Тында». Обратилось на завод с просьбой руководство компании ЗАО «Мостострой-9», которой нужны сложные конструкции: шкафные блокиШ-9 (уникальные в соем роде конструкции. В России ихвряд ли ктоделает), Ш-10, въезды на мост и другие изделия. Задействованы работники ООО «Мостовые конструкции «Трест Мостострой-10» наизготовлении железобетонных конструкцийстроящейся железной дорогиТоммот - Якутск. Оттуда им поступили заказы на конструкции для семи мостов, которые нужно сделать в этом году. К номенклатуре выпускаемых здесь уникальных изделий следует отнести насадки НУ- 15, НУ-16, НУ-17, конструкции распорных мостов, хорошо вписавшихся на строительстве подъездных путей к Эльгинскому каменноугольному месторождению, два вида опалубки арочных мостов диаметром 6 метров и более. – Каждая из названных выше конструкций - «штучная» работа, - подчеркивает руководитель. - И мы ее выполняем качественно и в срок. Мы, вообще, не отказываемся от заказов. Для нас нет слов «не можем»! Конечно, то, что делается на предприятии, под силу людям опытным, прошедшим школу БАМа, умеющим осваивать то, чем раньше не занимался. И таких на заводе большинство. С гордостью называет директорлучших производственников. Это бригадир плотников Шамиль Загидуллович Фаткулин. Он любит свою работу. И то, что он делает проверять не надо. Два года назад пришел на работу его сын Илья. Он старается достичьуровня производственной квалификации отца. Заслуживают похвалыарматурщики отец и сын Насиховы. Отец, Рустам Лукманович, прекрасно разбирается в чертежах, которые, порой, недоступны и мастерам. Тонкости профессии у отца перенимает и сын Роман. Среди передовиков Виктор Иванович назвал такжеводителя автобуса Николая Трофимовича Эмиша, который возит людей, несмотря на капризы погоды, водителей автомобиля Леонида Гончара, Анатолия Сластухина, сварщика Николая Бочарова, мастера участка бетонно-смесительного узла Веру Александровну Волкову, главного инженера Николая Петровича Рошака, главного энергетикаГеннадия Ивановича Гармаша, сантехника Виктора Медведева, главного экономиста Ольгу Ефимовну Ксенофонтову, которая в свое время, много лет назад, была наставником нынешнего генерального директора. За что ей тот искренне признателен. Тем не менее у предприятия имеется потребность в молодых инженерных кадрах, которым есть перспектива карьерного роста. Предприятие шефствует надсредней школой№ 6. При подготовке помещенияк новому учебному году сделаны новые двери, а натерриториихудожественно оформлена клумба из шести ваз, посвященная 35-летию БАМа. Вот так, решая большие и малые производственные проблемы, живет и работает коллектив ООО «Мостовые конструкции «Трест Мосто-строй-10», руководимый человеком, беззаветно влюбленным в свое дело, в БАМ - главную дорогу своей жизни. Геннадий Астахов  



← Назад в раздел