Приморье: сегодня и завтра

 

″       Приморский край стал третьей точкой роста в России. Об этом говорят экономические показатели и те проекты, которые предстоит реализовать Приморью. По многим параметрам экономику Приморского края сегодня можно считать одной из самых конкурентоспособных в России. Хотя у нас в регионе нет ни нефти, ни газа, ни металлургических комбинатов. Пока нет.

Несколько цифр, которые, я думаю, будут вам интересны. По итогам 2006 года рост ВРП в Приморье составил 8,2 процента или 226 миллиардов рублей. За три последних года динамика ВРП в крае опережает темпы роста ВВП России. Это очень хороший показатель, поскольку для удвоения ВВП необходимо 7 процентов роста в год. Приморцы этот показатель даже превысили. А это вопрос нашей экономической безопасности, поскольку мы находимся на границе со странами, где темпы роста Валового внутреннего продукта неизменно растут.

Основная причина роста в том, что мы с вами смогли создать новую конкурентоспособную структуру экономики, которая имеет сервисный характер. Важно, что высокие темпы роста экономики достигнуты не за счет инфляционного эффекта, а за счет создания условий для конкурентоспособности местной промышленности и бизнеса. Свидетельство тому – инфляция в Приморье одна из самых низких в стране – всего 7 процентов. 

Очень важный показатель – 19, 4 процента составил вклад малого бизнеса в ВРП края. Это свидетельствует о стабильности экономики и помогает в решении еще одной важной корпоративной задачи – борьбе с бедностью. По итогам прошлого года количество населения, проживающего за порогом бедности, составило 21 процент. Это еще очень много, поэтому администрация края будет и дальше продолжать реализацию программы по увеличению роста благосостояния граждан. Мы поставили перед собой цель - снизить этот показатель к 2010 году до 10,7 процента. Мы понимаем важность ее выполнения, ведь за каждой цифрой – люди, семьи и их судьбы. Для нас важно, чтобы каждый приморец жил в достойных условиях.

″       Минувший год стал годом реализации в Приморье, равно как и во всей России, приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, доступного жилья, качественного образования и развития сельского хозяйства.

Если говорить о проблеме доступности жилья, отмечу, что по итогам прошлого года совокупный объем жилищного кредитования в Приморье составил 1 миллиард 640 миллионов рублей. Также в минувшем году мы начали субсидировать из краевого бюджета половину процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам на новое жилье.

В Приморье успешно реализовываются различные краевые жилищные  программы. За время работы программы «Квартира молодой семье» собственное жилье получили  тысяча сто сорок девять семей. Из краевого бюджета на строительство и приобретение квартир для молодых  направлено более 1 миллиарда рублей.

Хочу отметить, что 80% участников программы имеют высшее образование. Это показывает, что наш расчет был точным. Таким образом, в крае остаются жить и работать квалифицированные кадры, необходимые для развития экономики Приморья. И еще один важный показатель для будущего края – в каждой 2-ой семье,  ставшей  участницей краевых жилищных программ, родился ребенок.

Говоря о будущем программы, хочу подтвердить, что темпы по обеспечению приморцев доступным жильем мы будем только повышать. Но при этом у меня есть одно пожелание к проектировщикам зданий. Практически отсутствуют варианты проектов домов, где бы учитывались потребности многодетных семей. Это надо исправлять.

″       Если говорить об итогах года, то хочу отметить четкую работу жилищно-коммунального комплекса. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для социально-экономического развития края.

Каждый год мы инвестировали в жилищно-коммунальное хозяйство по 500 миллионов рублей. Это позволило снизить потери в теплосетях более чем в два раза.

В 2006 г. на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период из консолидированного бюджета был выделен 1 миллиард 670 миллионов рублей.

За пять лет реализации краевой программы по восстановлению основных фондов жилищно-коммунального хозяйства Приморского края инвестировано 6 миллиардов 167 миллионов рублей.

Говоря о ЖКХ, не могу не затронуть тему тарифов. Тарифы на электрическую и тепловую энергию выросли в среднем на 10 процентов. Понимая, что рост тарифов тяжелее всего сказывается на социально незащищенных слоях населения, мы из краевого бюджета только на субсидирование разницы в тарифах выделили 1 миллиард 800 миллионов рублей.

В администрации Приморского края утверждён перечень энергоснабжающих организаций – получателей компенсаций из краевого бюджета. В него вошли более 70 организаций, себестоимость производства тепловой энергии в которых выше, чем установленный единый краевой тариф – 1078 рублей за гигакалорию.

Теперь, благодаря компенсациям из краевого бюджета, эти предприятия смогут реализовывать потребителям тепло по общекраевому тарифу.

″       Говоря о стратегии развития в вопросе жилищно-коммунального хозяйства, хочу подчеркнуть, что решающим здесь будет проект газификации Приморского края. Соответствующее соглашение было подписано в прошлом году с руководством «Газпрома». Это позволит в ближайшие годы начать переводить жилищно-коммунальное хозяйство края на газ, что должно привести к уменьшению стоимости тарифа. Газификация позволит создать новые высокоэффективные производства,  в том числе в области газопереработки и газохимии. Часть автотранспорта будет переведена на газ, а это благотворно скажется на экологической ситуации в крае. В основе проекта газификации Приморья – комплексный подход к использованию газа, включая рынок газа, тепла и электроэнергии. В перспективе – строительство завода по производству сжиженного природного газа.

Одновременно реализовывается проект нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». В финальной точке нефтепровода планируется строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 миллионов кубометров сырой нефти в год, со степенью переработки не ниже 95 процентов.

″       Среди позитивных тенденций минувшего года хочу отметить рост промышленности в Приморье.

Дальневосточным заводом «Звезда» сдан Тихоокеанскому флоту ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Петропавловск-Камчатский».

Впервые за последние 8 лет Минобороны России приняло решение о достройке в 2006 году боевых вертолетов КА-50 («Черная акула») в ОАО ААК «Прогресс». В этом году будет построено 3 военных вертолета Ка-50. В дальнейшем в рамках программы государственного оборонного заказа до 2015 года для нужд российской армии планируется строительство 12 вертолетов усовершенствованной модели Ка-52 («Аллигатор»).

Что касается гражданской техники, то уже в этом году будет построено 10 легкомоторных самолетов Як-54. Предполагается, что уже в будущем году это количество будет увеличено в несколько раз.

В перспективе - рост объемов производства и совершенствование качества продукции «Прогресса», освоение других моделей вертолетов.

Считаю, что огромная заслуга в том, что завод, по сути, получил второе рождение – в высоком профессионализме нового руководства завода «Прогресс» и лично генерального директора Юрия Петровича Денисенко.

ОАО «ХК «Дальзавод» в 2006 году получило ответственный заказ на заводской и доковый ремонт ракетного крейсера «Варяг».

В 2006 году передано заказчику головное судно типа РС-450, построенное на заводе «Звезда» в рамках  краевой Программы строительства рыбопромысловых судов на предприятиях края. В эксплуатацию сданы три бота, самоходная баржа, заложено строительство двух морских лоцманских буксиров по контракту для Сахалинского шельфа. Судоремонтные предприятия края выполнили ремонт 454 судов.

В этом году роль судостроения и судоремонта в экономике края значительно усилится. Как вы знаете, Владимир Путин подписал ряд указов, в соответствии с которыми будет создана Объединенная судостроительная корпорация. Предприятия Приморского края вошли в ее состав. Уверен, что наши предприятия справятся с возложенной на них задачей, поскольку в Приморье для этого есть все необходимое: накопленный опыт, существующие производственные мощности, кадровый и научный потенциал.

″       Сегодня в этом зале я хочу заявить о смене векторов в стратегии администрации края. Я считаю, что в экономике края мы с вами навели порядок. Сейчас пришло время все силы бросить на повышение качества образования и медицинского обеспечения.  Дело в том, что Россия по объемам ВВП уже в ближайшее время выйдет на 6 место в мире и опередит ведущие европейские страны. При этом по медицинскому  обслуживанию мы находимся в мире во второй сотне, а по уровню образования ниже 70-сятой строчки. Если мы хотим, чтобы у страны было будущее, надо резко менять векторы. И мы будем это делать. В краевом бюджете уже предусмотрено увеличение финансирования в области социальной политики. Я считаю, что государство должно учить, лечить и защищать.

Вопросы качественного медицинского обслуживания, наличия конкурентоспособного образования, доступного жилья, достойной зарплаты – это все составные важнейшей задачи, которая стоит перед Приморским краем – улучшение демографической ситуации.

В вопросах демографии надо планировать на несколько поколений вперед. Мыслить стратегически. И все наши краевые программы должны комплексно решать именно эту задачу.

Одна из важнейших составляющих частей в вопросах демографии – это здоровье граждан.

На медицинское обслуживание из консолидированного бюджета в прошлом году было выделено 5 миллиардов 354 миллиона рублей

Большая помощь была оказана федеральным центром в рамках реализации национального проекта «Здоровье». Была существенно увеличена заработная плата работникам здравоохранения, закуплена современная техника и автотранспорт.

″       Говоря о важнейших событиях в социальной сфере, отмечу создание «Единого социального окна» в Приморье. Мы организовали 218 «единых социальных окон» во всех муниципальных образованиях края для того, чтобы упростить и облегчить оформление различных субсидий и льгот. За прошлый год 800 тысяч граждан оформили различные соцвыплаты и получили необходимые консультации. Всего же в Приморье 650 тысяч граждан получают различную социальную поддержку и соцуслуги.

В минувшем году на социальную защиту населения направлено 5,6 миллиардов рублей.

Важной задачей на 2007 год в этой сфере считаю подготовку к монетизации льгот по оплате услуг ЖКХ.

Четвертый год подряд из краевого бюджета мы выплачиваем всем приморским пенсионерам краевую надбавку. Этот год не стал исключением. Все 500 тысяч пенсионеров получат по 660 рублей. Выплаты  уже начались.

″       Еще одна важная задача, которая была вынесена в национальный проект – повышение конкурентоспособности нашего образования.

В Приморском крае каждый год увеличивается финансирование всех аспектов образования. Так, расходы консолидированного бюджета на образование  в 2006 году составили  9 миллиардов 297 миллионов рублей.

Мы продолжаем закупать для школ учебные пособия, учебники, спортивный инвентарь и школьную мебель. Закупили 218 школьных автобусов.

Свидетельством высокого качества приморского образования стал тот факт, что 2 вуза Приморья в рамках нацпроекта получили гранты - порядка 1 миллиарда 600 миллионов рублей из федерального бюджета.

В 2006 году 41 школа Приморского края в результате конкурсного отбора получила грант в размере 1 миллиона рублей. 137 учителей Приморского края получили Премию Президента России в размере 100 тысяч рублей каждому. В этом году данные выплаты будут продолжены.

К 1 сентября этого года мы решим еще один вопрос, который я обещал закрыть, - завершим полную компьютеризацию школ и подключим все школы Приморья к интернету.

Говоря о транспорте, не могу пройти мимо вопроса состояния наших дорог. Для того, чтобы сделать дороги края не только комфортными, но и безопасными, администрация края совместно с ГИБДД  реализует «Программу по снижению аварийности на дорогах Приморья». Мы провели анализ самых опасных дорожных участков в крае. На выделенные средства там была расширена проезжая часть, нанесена новая разметка, построены дополнительные развязки, переходы,  произведен ремонт. Хочу сообщить, что благодаря этому комплексу мер на этих участках погибло на 30 человек меньше, чем в 2005! Самый главный итог – в 2006 году на 32,8 процента сократилась аварийность на сложных участках краевых дорог. За этой цифрой – спасенные жизни и здоровье людей.

″       Важная задача, которую я поставил перед исполнительной властью – привести в порядок все центральные муниципальные дороги края.

Если говорить о перспективных задачах в области  дорожного строительства, хочу отметить реконструкцию и строительство федеральной автодороги Хабаровск-Владивосток для увеличения ее пропускной способности и ликвидации аварийных участков, а также продолжение строительства дороги на Хасан и север Приморья.

Затрагивая вопрос расширения транспортных услуг и развития транспортной инфраструктуры, хочу сообщить, что уже в этом году начнет работу новый грузо-пассажирский паром. Его маршрут охватит весь север Приморского края с заходами в Находку, Ольгу, Терней и бухту Светлую. Также паром будет выполнять международные рейсы с заходами в Корею и Японию. По нашим оценкам, работа парома даст толчок в развитии северных территорий края, а также активизирует туристическую отрасль края.  В планах администрации края – закупка еще одного парома.

Говоря о развитии инфраструктуры морского транспорта, хочу отметить, что этот вопрос на сегодняшний  день строит остро для России в целом. Владимир Владимирович Путин вынес эту тему на отдельное заседание Государственного Совета России. Мне было поручено возглавить рабочую группу и подготовить специальный доклад. В апреле он будет представлен на рассмотрение руководству нашей страны. Отмечу, что назрела необходимость широкого применения современных механизмов государственной поддержки развития морской транспортной инфраструктуры.

Как одну из мер поддержки мы будем предлагать создание тихоокеанского национального морского пароходства.

″       Вопрос численности населения должен идти вместе с осмысленной иммиграционной политикой. Приморскому краю нужны не просто трудовые ресурсы, а квалифицированные кадры. Мы должны в первую очередь привлекать наших соотечественников. И самое главное, чтобы приезжающие в Приморье с уважением относились к нашему законодательству, культуре и традициям.

Более 30 миллионов рублей из резервного фонда администрации Приморского края выделено муниципальным образованиям края в рамках программы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

В этом году Приморье готовится принять 1200 переселенцев, которые будут работать на предприятиях Приморского края. Эта программа стала результатом тщательного экономического анализа. На сегодняшний день 3 муниципальных образования стали участниками данной программы: посёлок Восток Красноармейского района, города Артём и Дальнегорск.

До 2012 года в Дальнегорск, Артём и Восток переедут почти 9 тысяч человек по этой программе.

Особо хочу подчеркнуть, что у нас выстроена система мониторинга, которая позволяет полностью контролировать миграцию иностранных граждан, следить за тем, чтобы на территории края не оставались незаконно граждане других стран. Основной целью Администрации края в проведении миграционной политики была и остается защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранных граждан. При этом мы готовы привлекать иностранную рабочую силу, но только на законных основаниях, чтобы они платили налоги и работали открыто.

″       Как вы знаете, в январе этого года Президент России Владимир Владимирович Путин специально прибыл во Владивосток, чтобы провести совещание, основным вопросом которого стало председательство России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Президент предложил провести этот крупнейший мировой политический и экономический саммит  во Владивостоке на острове Русский. По решению Владимира Владимировича, на подготовку к проведению столь значимого форума федеральный центр выделяет порядка 105 миллиардов рублей.

Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что проведение саммита АТЭС во Владивостоке не самоцель, а одно из средств развития всего региона. Подготовка к саммиту должна сочетаться с собственными планами России по развитию Дальнего Востока. Указом Президента создана государственная комиссия во главе с Председателем Правительства по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Основная цель которой - более эффективная интеграция региона как в экономику России, так и в мировые рынки.

По сути, АТЭС – лишь составная часть той огромной геополитической задачи, которую поставил Президент перед Приморским краем – стать экономическим и культурным форпостом России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Владимир Владимирович неоднократно подчеркивал, что в сегодняшних мировых условиях мощь страны во многом определяется мощью её экономики. Для Приморского края определена новая задача, новая миссия. Уверен, все планирующиеся объекты и инвестиции в инфраструктуру – это вклад в фундамент новейшей истории российского Дальнего Востока. Стратегическая задача на многие десятилетия вперед. Реализация намеченных инвестиционных планов позволит значительно повысить уровень национальной безопасности региона. Думаю, что это понимает мировая общественность и наши соседи -  страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

″       Еще ряд важных для края проектов – это создание на территории края нескольких особых экономических и торговых зон. Нами подготовлены проекты по развитию мощностей порта «Восточный». В качестве инструмента привлечения частных инвестиций мы приступили к подготовке конкурсной документации о создании в порту «Восточный» особой экономической зоны портового типа. На острове Русский будет создана туристко-рекреационная зона.

Одновременно мы приступили к реализации проекта «Большой Владивосток» - современного мегаполиса, в котором будет жить от 3 до 5 миллионов человек. В качестве модели мы берем наиболее эффективные как с экономической, так и с социальной точки зрения мегаполисы мира. При этом мы будем стараться равномерно концентрировать население, чтобы обеспечить максимально эффективное развитие всего края.

За счет чего планируется добиться такого существенного прироста населения? Прежде всего, за счет переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья и привлечения людей из других регионов страны. Второе ключевое условие реализации проекта Большой Владивосток – это эффективное использование собственных ресурсов. Кроме собственно Владивостока, в него войдет еще несколько муниципальных образований: Хасанский район, Надеждинский район, Уссурийск, Артем, Большой Камень и Находка. Их главная особенность в том, что они обладают различными конкурентными преимуществами, то есть могут органично и эффективно дополнять друг друга. Владивосток – это финансовый центр, Уссурийск – промышленный, Надеждинский район – сельскохозяйственный, Находка – мощный транспортный узел.

На «выходе» мы планируем получить агломерацию, объединяющую всю южную часть Приморского края и обеспечивающую максимально комфортные условия жизни на Дальнем Востоке. Для нас это имеет первоочередное значение, как с социальной, так и с экономической точки зрения. Мы в Приморье, возможно, больше, чем где либо, понимаем, что именно люди являются самой большой ценностью государства.

«Большой Владивосток» должен стать восточной столицей России, экономика которой максимально полно интегрирована в АТР, и служить проводником российских интересов.

Кроме того, Приморский край должен стать базой формирования нового промышленно-экономического центра России, продукция которого будет ориентирована на рынки АТР. Нами подготовлен пакет предложений по строительству АЭС, алюминиевого завода, нефтепереребатывающего и нефтехимического производств, завода сжиженного газа, сборки на базе авиационной компании «Прогресс» легких самолетов коммерческого типа. Общий объем инвестиций в строительство промышленных объектов к 2020 году может составить около 2 триллионов рублей. В основном это будут частные инвестиции, за исключением строительства АЭС.

Мы планируем к 2020 году увеличить наш валовой региональный продукт в 6,6 раза.

Если вернуться к теме АТЭС, хочу отметить, что мы сможем максимально эффективно использовать на благо края те объекты инфраструктуры, которые будут построены и отремонтированы к саммиту. Так, существенно модернизируется аэропорт «Владивосток». По сути, исполняя требование оргкомитета АТЭС о том, что аэропорт  должен принимать не менее 50 самолетов, наш аэропорт становится мировым транспортным узлом, обеспеченным самым современным оборудованием и высочайшего класса взлетно-посадочными полосами. Также планируется строительство нового международного пассажирского терминала.

Запланирована реконструкция и строительство автомобильных дорог.  Дороги-дублера, которая сейчас проходит в районе «Черной речки» с выходом на бухту Патрокл. Строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный и моста через бухту Золотой Рог.

Также будет построена улично-дорожная сеть на острове Русский. Существенно изменится облик Владивостока - будет отремонтирован морской фасад Владивостока, включая портовые сооружения и инфраструктуру.

Будут построены конференц-центр, международный пресс-центр, медицинский центр, гостиницы, театр оперы и балета. Одновременно будет решен вопрос развития коммунальной инфраструктуры  Владивостока: очистные сооружения, водоснабжение Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения, третий водовод с насосными станциями. Решен вопрос со свалкой на Горностае. Пройдет глубокая модернизация объектов энерго и теплоснабжения.

Естественно, что уже сейчас на уровне проектирования мы разрабатываем концепцию последующего использования объектов саммита АТЭС.

 



← Назад в раздел