Слышишь, время гудит: «БАМ»!

Книга к юбилею По большому счету празднование юбилея БАМа, во всяком случае, для тех, кто лучшие годы своей жизни отдал величайшей стройке ХХ века, началось задолго до 11 июля – дня официальных торжеств. В апреле 35-летие ударного комсомольского отряда имени ХVII съезда ВЛКСМ отметили живущие в Тынде бойцы прославленного молодежного формирования. На приеме в честь этого события известный бамовский журналист, много лет редактировавший газету строителей и эксплуатационников магистрали, которая называлась «БАМ», а также издание мостостроителей «Мосты магистрали», Почетный железнодорожник Иван Шестак заявил о намерении попробовать силы в жанре документально-публицистической прозы и подготовить книгу к 35-летнему юбилею магистрали. Слово свое ветеран сдержал. В первых числах июля в Тындинской городской библиотеке состоялась презентация его новой работы, «БАМ: километры эпохи. Факты. События. Размышления». На встречу с автором пришли многие из тех, кто своими руками создал неповторимый проект прошлого века – второй Транссиб, второй выход к океану, - представители властных структур, общественности, журналисты. – Недостаточное освещение в средствах массовой информации, в трудах о БАМе деятельности заказчика – МПС в лице Дирекции строительства БАМа и эксплуатационников самой молодой дороги и побудило меня взяться за перо, – сказал, обращаясь к собравшимся, автор. – В основу повествования легли архивные материалы, публикации в газетах, воспоминания специалистов, работающих на БАМе, и тех, кто покинул магистраль, личные наблюдения редактора газеты «БАМ» - печатного органа управления дороги и дорожного профсоюзного комитета. Читатель познакомится с основными событиями, произосшедшими на строительстве и эксплуатации магистрали в 1974-1996 годах, узнает мнение высокопоставленных чиновников, ратовавших за Байкало-Амурскую магистраль и ничего не сделавших для сохранения Управления дороги и целостности БАМа. Выступавшие на презентации сошлись в одном: издание, вне всякого сомнения, представит неоценимую пользу для широкого круга читателей. Они благодарили Ивана Шестака за проделанную им поистине грандиозную работу по сбору материала и написанию книги, высказывали признательность за тот праздник, что доставило присутствующим знакомство, пусть пока поверхностное, с произведением, где дана всесторонняя, объективная и главное – заслуженная людьми положительная оценка сделанного ими. Праздничный маршрут Тем временем к Тынде следовали юбилейные поезда из Иркутска, Хабаровска и Нерюнгри. По сообщениям информационных агентств, 8 июля эстафетный, юбилейный поезд в честь 35-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали отправился из Хабаровска. В его составе девять вагонов, а пассажирами стали первостроители и эксплуатационники БАМа, руководители Дальневосточной железной дороги, представители средств массовой информации. Первая остановка – в Комсомольске-на-Амуре. Здесь поезд встречали оркестр и художественные коллективы ДВЖД. На привокзальной площади состоялся праздничный митинг, где присутствовали первые лица городской администрации. После митинга гости отправились в ДК железнодорожников. Там прошло награждение ветеранов, строителей и работников магистрали. Им вручены заслуженные награды, а также приглашения (билеты на эстафетный поезд) в Тынду. После экскурсии по Комсомольску пассажиры «литерного» поезда отправились маршрутом Восточного БАМа. Состав останавливался на станциях Новый Ургал, Февральск и на разъезде Мирошниченко, где прошли торжественные мероприятия, митинги и награждения. Утро 11 июля выдалось в Тынде на редкость солнечным. И такая же, соответствующая празднику, погода стояла весь день. Предсказания синоптиков, обещавших дождь, к счастью, не сбылись. К 10 утра на привокзальной площади, украшенной транспарантами, собрались жители столицы БАМа – Тынды. Они ждали прибытия эстафетных поездов. Многие пришли с букетами цветов, предвкушая встречу с друзьями своей молодости, с теми, с кем довелось строить главную дорогу своей жизни. И вот этот момент настал. В точно назначенное время с трех сторон – от Комсомольска-на-Амуре, от Иркутска и от Нерюнгри подошли яркие, красочные, поезда с вагонами, украшенными праздничной символикой поезда. Нарядные гости под звуки бравурных маршей военного духового оркестра, с государственными наградами на нарядной одежде выходят на перрон. И тут же – радостные приветствия, объятия, слезы радости на глазах от долгожданной встречи. Многие из прибывших радостно приветствовали Ивана Шестака, дарившего старым друзьям экземпляры своей книги с автографом. Здесь же гостей ждала первая часть праздничного концерта. В составе официального «корпуса» гостей прибыли представители правительства РФ, руководители ОАО «РЖД» во главе с президентом компании Владимиром Якуниным, главы субъектов РФ, представители бизнес-структур, ветераны-железнодорожники. Все они были в президиуме торжественного митинга, начавшегося в 11 часов на привокзальной площади. «Решение о строительстве БАМа было абсолютно правильным...» Открывший митинг президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин поблагодарил строителей БАМа за подарок, который они сделали всей стране, создав уникальнейшую железную дорогу: – Байкало-Амурская магистраль - один из тех эпохальных проектов нашей послевоенной истории, которые сыграли определяющую роль в развитии страны и стали символом своего времени. Такие события по пальцам пересчитать: мы полетели первыми в космос, построили ДнепроГЭС и Магнитку, освоили атом, подняли целину и проложили БАМ. Он напомнил, что магистраль строили дважды. До войны - и та дорога внесла немалый вклад в Победу, когда использовали ее рельсы на Волжской рокаде. Подвиг воинов-железнодорожников высоко оценил прославленный полководец Великой Отечественной войны маршал Жуков. И 35 лет назад, когда осознали военно-стратегическую необходимость и богатый экономический потенциал БАМа, вновь начали возводить ее как средство освоения малозаселенных и сказочно богатых территорий Сибири и Дальнего Востока. – Сейчас нет и не может быть сомнений: строительство магистрали было абсолютно правильным решением, даже несмотря на все хитросплетения судьбы. Вдоль дороги появились целые города. БАМ укрепил влияние нашей страны на Дальнем Востоке, - сказал Владимир Якунин. По словам президента ОАО «РЖД», БАМ сейчас - это колоссальная возможность возрождения этого огромного, богатейшего края, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни, новые точки экономического развития. «Но эта перспектива достижима только при коренной модернизации и реконструкции магистрали, решении огромного количества вопросов», - считает Якунин. – БАМ сегодня живет и работает. И говорить об убыточности магистрали неприемлемо, так как на некоторых участках загруженность работой составляет более 80 процентов. БАМ сыграет значительную роль в экономическом развитии России, - подчеркнул Владимир Якунин. На митинге выступили также губернаторы: Амурской области – Олег Кожемяко и Хабаровского края – Вячеслав Шпорт, помощник полпреда Президента РФ в ДВФО Владимир Романов, бывший начальник Байкало-Амурской железной дороги Салман Бабаев, бывший заместитель министра транспортного строительства СССР, начальник ППСО «Бамтрансстрой», Герой Социалистического Труда Ефим Басин, бригадир монтеров пути, Герой Социалистического Труда Александр Бондарь и другие. Они говорили не только о значении БАМа как пионерного проекта освоения дальневосточных территорий, но и о проблемах, которые стоят сейчас перед людьми, оставшимися здесь после завершения строительства магистрали, и которые предстоит решать властным структурам. Имеются в виду ветхое жилье, недостаток дошкольных учреждений и другие «узкие» места соцкультбыта. Вспомнили недобрым словом и тех, кто в конце прошлого века развернул широкомасштабную кампанию по очернению Байкало-Амурской магистрали. Время все расставило по своим местам. Измышления тех, кто называл БАМ «дорогой в никуда», оказались пшиком. Государству нужен второй Транссиб Затем в драматическом театре состоялась церемония награждения ветеранов, строителей, работников БАМа государственными, отраслевыми и ведомственными наградами. Их вручали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Амурской области Олег Кожемяко, помощник полномочного представителя Президента в ДВФО Владимир Романов, председатель Роспрофжела Николай Никифоров. Руководитель профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в своем выступлении высказал весьма любопытное наблюдение. Оказывается, на каждые из 200 километров трассы построенной Байкало-Амурской железной дороги приходится по Герою Социалистического Труда. БАМ был прекрасной школой, где отрабатывались наиболее оптимальные формы организации труда и соревнования. На самом строительстве хорошо зарекомендовали себя комсомольско-молодежные коллективы. А когда началась эксплуатация дороги, образно названной «Стальной струной России», ничего нового уже не нужно было придумывать. Опять же комсомольско-молодежные отряды стали водить по ней поезда. – На БАМе сейчас немало проблем, - сказал Николай Алексеевич. – Но есть и желание их решить, потому как у государства сейчас ощущается острая необходимость во втором Транссибе. Комсомольско-молодежные коллективы, о которых говорил в своем выступлении Н.А. Никифоров, активно действовали и в ордена Трудового Красного Знамени тресте «Мостострой-10». За трудовой героизм их члены награждались государственными наградами, им присваивались почетные звания. Первым лауреатом премии Ленинского комсомола в тресте стал Иван Резниченко – монтажник стальных и железобетонных мостовых конструкций мостоотряда № 47. Высокой чести рабочий был удостоен по итогам 1983 года за большие успехи в социалистическом соревновании, высокую производительность труда и качество строительно-монтажных работ на основе комплексного совершенствования процессов строительного производства, внедрения передового опыта, улучшения использования машин и механизмов, активное научно-техническое творчество. Иван представлял молодежь нашей страны на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване. В целом в тресте лауреатами премии Ленинского комсомола стали семь человек. Праздничные чудеса Огромный баннер, появившийся к юбилею на здании муниципалитета Тынды, извещал, что негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» имеет в своих рядах 1,7 миллиона клиентов, 550 участников корпоративной системы, 200 тысяч пенсионеров. И вся огромная рать приветствует северян по случаю 35-летия БАМа. Одними поздравлениями дело не обошлось. Так уж легли звезды в судьбе дежурной по станции Ларба Тындинского отделения ДВДЖ Валентины Вязниковой, что она стала двухсоттысячной пенсионеркой фонда. И в этом качестве получила из рук генерального директора НПФ «Благосостояние» Елены Сухоруковой сертификат на приобретение двухкомнатной квартиры в Тынде. Радость для женщины, отдавшей молодость БАМу, конечно, несказанная. Валентина Андреевна рассказала, что на магистрали вместе с мужем работает со дня основания. Здесь у них родились и выросли трое детей. Сыновья пошли по стопам родителей и трудятся на железной дороге. Младшая дочь – студентка. Такие праздничные чудеса! Возвращенный из забытья Подтверждением слов профсоюзного лидера отрасли о том, что БАМ нужен стране, стал «круглый стол» на тему «БАМ – второе дыхание в 21-м веке», состоявшийся во второй половине дня. Главная мысль, прозвучавшая на заседании, - Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире - никогда не будет закрыта. Она была высказана президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. БАМ строился как альтернатива Транссибу. Магистраль пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Якутии, Бурятии и Хабаровского края. Это сквозной и самый короткий путь к Тихому океану. Если обратиться к истории, то спустя 10 лет после начала строительства – в 1984 году – проект стал реальностью. Но наступили времена перестройки, потом — распад Советского Союза, тяжелый период хозяйственного развала в России. О БАМе, казалось, забыли. А он, между тем, не потерял чрезвычайно важного значения для освоения и экономического развития обширных районов Восточной Сибири. Ведь там находятся крупнейшие залежи нефти, газа и полиметаллических руд. К ним помогут подобраться ветки, идущие от основной магистрали. И они будут строиться, заявляет руководство компании «Российские железные дороги». Более того, есть фантастический проект соединения России и Японии с помощью железнодорожных мостов через остров Сахалин. Тогда Страна восходящего солнца получит сухопутную связь с Европой, заметил старший вице-президент компании «Российские железные дороги» Борис Лапидус. Возможно ли такое в принципе? «Фантастического ничего нет, - отвечает специалист. - Развитие экономики, потребность в расширении экономических связей могут стимулировать это направление. Те поколения, которые будут осваивать и эксплуатировать восточные территории России, отдадут должное мудрости людей, принимавших решение о строительстве БАМа». Перспективы впечатляют, но... В ближайшей же перспективе БАМ и расположенная южнее Транссибирская железная дорога образуют единую транспортную систему. Все тяжелые грузы – уголь, руда, лес будут идти по БАМу, а параллельную дорогу переоборудуют под скоростное сообщение. Для придания большей эффективности БАМ будет модернизирован. Речь идет, в частности, о внедрении новой технологии управления подвижным составом и отслеживания движения грузов в режиме реального времени с помощью российской системы ГЛОНАСС. Правительственная программа предусматривает выделение 400 миллиардов рублей до 2020 года на превращение БАМа в дорогу 21-го века. Такие перспективы обрисованы на заседании «круглого стола». Применительно к Амурской области и Якутии, по которой, заметим, проходит наиболее протяженный участок БАМа, для загрузки магистрали речь можно вести о проектах разработки Олекминского титано-молибденового и Гаринского железорудного месторождений. Для освоения первого планируется строительство железнодорожной линии на участке Хани - Олекминск протяженностью 450 километров и с объемом финансирования 45 миллиардов рублей. К Гаринским залежам поведет подъездной путь на участке Шимановская - Февральск протяженностью 289 километров и стоимостью 23,2 миллиарда рублей. Средства на обе стройки будут выделять федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, частные инвесторы, в том числе ОАО «РЖД». Такие же денежные источники в размере 32,4 миллиарда рублей предусматриваются при укладке стальной магистрали на участке Улак - Эльга протяженностью 313 километров для освоения Эльгинского каменноугольного месторождения. Насколько реальны названные выше проекты – покажет время. Тем более что некоторые из приведенных адресов уже назывались на заседании «круглого стола» «БАМ – инвестиции в будущее» пять лет назад, во время столь же масштабного празднования 30-летия Великой стройки. Звучали как точки, где нужно начинать прикладывать усилия, Улак-Эльга, Куранахское, Удоканское, Селигдарское месторождения. Что сделано для их освоения? Давайте посмотрим. В 1999 - 2009 годах, говорится в пресс-релизе ОАО «РЖД», в развитие Северного широтного хода (так сейчас называется БАМ после ликвидации Байкало-Амурской железной дороги в 1996 году) были вложены 4, 2 миллиарда рублей, реализованы следующие проекты инвестиционной программы дороги: – проведена модернизация сетей технологической связи на участках Тында - Бамовская (линейный тракт системы передач) и Тында - Хани; – построена линия волоконно-оптической связи на участке Тында - Беркакит - Нерюнгри; – с 2005 года производится реконструкция сталежелезобетонных мостов на участках Хани-Тында-Ургал, Тында-Нерюнгри; – в 2007 году введен в эксплуатацию после реконструкции мост на 2825 километре участка Тында - Ургал; – для увеличения пропускной способности с 2007 года начались строительство разъездов 1945-й километр, Марихта, Первопроходцы, Усколь, а также комплексная реконструкция участка Хорогочи - Кувыкта, реконструкция верхнего строения пути участков Аям - Золотинка (тоннель), Сети - Тында; – за этот период в строительство жилья на станциях Верхнезейск, Огорон, Чильчи, Юктали, Февральск вложено 115 миллионов рублей – построено 10 жилых домов модульного типа. Выводы предоставлю делать читателю. Добавлю, что пошли, казалось бы, подвижки в строительстве «замороженных» в начале 2000-х годов подъездных путей к Эльгинскому каменноугольному месторождению. Работа на этом направлении вроде возобновилась. Но прошло некоторое время – и компания «МЕЧЕЛ», взявшаяся финансировать стройку, прекратила выделять средства на этот проект. Дело опять застопорилось. Не было на нынешнем форуме представителей крупного капитала. Разговор о частно-государственном партнерстве в освоении региона БАМа превратился в монолог, диалог было вести не с кем. Поневоле вспомнилась корейская поговорка: «В ладоши можно хлопать только двумя руками». Поводом для скепсиса стало и утверждение о необходимости строительства новых станций на БАМе для увеличения пропускной способности магистрали. И вот почему. Буквально в канун празднования по одному из центральных каналов прошел сюжет, подготовленный журналистами, следовавшими в эстафетном поезде от Хабаровска. В нем рассказывается о том, в каком ужасающем состоянии находится инфраструктура притрассовых поселков. Сейчас там нет ни бань, ни магазинов, а кое-где и школ, то есть всего того, что было создано во времена строительства магистрали. Причем разрушилось все сознате: одной рукой ломаем, другой – строим. Смысл? Такие вопросы возникают по ходу дела. Как ситуация будет развиваться дальше? Поживем, как говорится, увидим. Поводы для критических раздумий есть. Но, с другой стороны, есть и оптимизм. А это – хорошо. Однако прибегать к нему, особенно в последнее время, жизнь заставляет нас крайне осторожно. Но верить в хорошее хочется патологически. Тем более в то, что касается дальнейшей судьбы дорогого нам БАМа. В заключение скажу, что в день праздника для жителей города были организованы народные гуляния в городском парке культуры и отдыха. Работали молодежная и детская площадки, несколько открытых сцен для выступления самодеятельных коллективов. Кульминацией торжества стал гала-концерт на городском стадионе «БАМ». После окончания его жители и гости Тынды увидели праздничный фейерверк. Геннадий Астахов.    



← Назад в раздел