Будни рабочие и... уникальные

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ С одним из творцов-созидателей – генеральным директором ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» Виктором Гребневым - я продолжаю беседу, которая началась у нас и с перерывами продолжается уже более полугода. – Виктор Григорьевич, в прошлый раз вы говорили о необходимости «шире развернуть» бетонное хозяйство, ввести в эксплуатацию новые заводы. Как обстоят дела на этом участке? – Все уже действует. Бетонные заводы, о которых упоминал, успешно выполнили первую задачу: обеспечили беспрерывную поставку технологичной бетонной смеси (у нее свои «секретные» присадки) для заливки фундамента восьмого и девятого пилонов. Уникальная операция, можно сказать, прошла без сучка и задоринки. Впервые в мире по технологии, разработанной петербургскими учеными, мы провели за четверо суток заливку в фундамент десяти с половиной тысяч кубометров бетона. Большегрузные автомобили шли, как по конвейеру, соблюдали строжайший график. Ведь чуть опоздай, и предыдущая порция бетонной смеси «схватится», последующая с ней не «свяжется». Получится не фундамент, а недостаточно прочный, но необыкновенно тяжелый "слоеный пирог». Поэтому все работы по заливке велись под контролем разработчиков технологии, бетонная смесь проверялась в лаборатории. Сегодня могу с уверенностью сказать: фундамент будет стоять века. А ребятам из Санкт-Петербурга поклон и искренняя благодарность. Их метод ускорил строительство. Думаю, разработчики технологии смогут на основе нашей совместной работы защитить не одну диссертацию. С моей точки зрения, все они заслуживают степени «доктор строительных наук». Мимо нас, словно подтверждая слова гендиректора, просев рессорами, один за другим идут бетоновозы. Это уже не конвейер. Но бетон, как говорится, всегда остается «хлебом» большой стройки, всегда требуется. И новые заводы продолжают работать бесперебойно. Я обратила внимание на крупные металлические щиты, которых раньше на стройплощадке не видела. Указала на них Гребневу и спросила простодушно: – А это что такое? – Детали уникальной самоподъемной опалубки тела пилона. Мы их получили из Германии в контейнерах в разобранном виде. Сейчас собираем. Руководит работой наш опытный мастер Константин Викторович Милюк. Когда соберем, для проверки подъедут и немецкие специалисты. Ведь такая опалубка - товар, что называется, штучный. Она изготовлена только для нашего проекта. Представьте себе, конструкция, которая весит 220 тонн, должна будет подняться от нулевой отметки на высоту 226 метров. Самоподъемной ее делает гидравлика. Тоже уникальная. Виктор Григорьевич на секунду умолк, потом весело расхохотался: – Вы не подумайте, что я других слов, кроме «уникальная», не знаю. Но ведь на самом деле на этой стройке многое неповторимо. И сборка опалубки - работа ответственнейшая. На миллиметры ошибиться нельзя. Ведь на высоте, на которую конструкция «самоподъемно взберется», малейшее отклонение - серьезная погрешность. От точности зависит надежность моста, его долговечность. Сейчас наступает период более сложной и строгой инженерной работы. С суточного графика мы переходим на почасовой хронометраж. Практически это означает, что отставание от графика даже на минуты уже будет расцениваться нами, как чрезвычайное происшествие. Поэтому мы просто не имеем права на ошибку. – Кстати, об ошибках. На различных стройках я бывала и раньше. Нередко наблюдала: строители что-то сделают, а через день-два ломают и переделывают. У вас все получается сразу и навсегда. Вы что, застрахованы от ошибок? – Я человек не суеверный, но о застрахованности бы не говорил. Просто каждый строитель, которому мы доверяем ответственное дело, - человек проверенный, добросовестный и квалифицированный. Он семь раз промерит, потом отрежет. Ведь стройка, если можно так выразиться, у нас гроссмейстерская. И выполняют ее только гроссмейстеры и мастера международного класса. Вот у нас за технологией работ наблюдают японские специалисты. Они признают, что наши прорабы, мастера, рабочие трудятся отменно, со знанием дела. Их оценке можно верить. Поделюсь секретом: у меня есть еще и своя личная «шкала отсчета». Я считаю, стройка идет успешно, пока мы не получаем ни одной «черной метки». То есть не вызываем недовольство и нареканий окружающих. Здесь это особенно сложно. Ведь работаем мы, гремим и шумим в самом центре Владивостока. Буквально над головами и под ногами тысяч людей. Еще и дома жилые сносим. Конфликты, столкновение интересов в таких условиях практически неизбежны. Но мы стараемся их обходить или мирно разрешать. Идем навстречу пожеланиям, внимательно относимся к любому критическому замечанию. ... И ЗВОННИЦА В ПОДАРОК – Если не «черные», то «серые» метки все-таки были. Вспомним скандал по поводу памятника погибшим морякам торгового флота, оказавшимся прямо под мостом. И в СМИ что-то писали о владивостокцах, недовольных компенсациями, выделяемыми взамен сносимого жилья? – С памятником вопрос разрешился самым благоприятным образом. Вон видите, он сейчас спрятан под прочной коробкой. От строительной пыли и всяких случайностей. А вскоре памятник будет перенесен в сторону ровно на 50 метров. Новый мемориальный комплекс станет еще лучше. Памятник можно будет увидеть не только со Светланской, но и со стороны бухты, и с высоты нашего моста. Решением довольны ветераны торгового флота, руководство города и края. Уже определено место, куда будет перемещен и временно убранный бюст Пушкина. Здесь мелочей нет. Каждую возникшую проблему мы решаем вместе с властями, и основательно. О недовольстве компенсациями… Проблема действительно не простая. Но пока до ссор и противостояния с жителями у нас не доходило. В принципе, вопросы сноса, переселения, компенсаций не имеют к строителям прямого отношения. Их решает заказчик, то есть администрация Приморского края. Но, конечно, и мы отнюдь не равнодушные наблюдатели. Где можем, помогаем, стараемся сгладить противоречия. Ведь мост мостом, а самое главное, чтобы люди были довольны, чтобы строительство принесло им как можно меньше неудобств. По-моему, нам пока все удается. Владивостокцы, мы убеждаемся в этом каждый день, нам доверяют все больше. Возможно, еще и потому, что наша стройка по-настоящему благословенная. При возведении моста мы вынуждены были вторгнуться на территорию храма Успения Божией Матери. Понимая всю важность строительства, православная церковь против такого вторжения не возражала. Смирилась она и с возникшими временными неудобствами для прихожан и священнослужителей. Мы уже выразили свою благодарность тем, что благоустроили подворье храма. Еще в подарок решили построить новую красивую и высокую звонницу. Старая была когда-то разрушена. На эти труды православная церковь нас благословила. Получили мы благословение и на строительство всего дорожно-мостового комплекса. – Виктор Григорьевич, а ваша компания участвует в дорожном строительстве, которое предусмотрено во Владивостоке к саммиту АТЭС? Или вы ограничиваетесь только «подходами» к мосту? – Нет, наше участие много шире. Во Владивостоке мы проложили километры первоклассных дорог. На их полотно уже можно и полюбоваться, и проехать по ним с ветерком. Мы надеемся продолжить эту работу. Большая часть наших мастеров-дорожников до недавнего времени была занята на прокладке магистрали на Хасанском направлении. Сейчас там они сдали дорогу с очень хорошей оценкой. Поэтому мы намерены поучаствовать и побороться за новые заказы по строительству дорог во Владивостоке. Успешно ЗАО «ТМК» ведет и строительство энергетических объектов. Мы уже частично сдали или заканчиваем сооружение довольно сложных в инженерном отношении подстанций для кольцевой ЛЭП-500. Они обеспечат новое качество энергообеспечения юга Приморского края. Так что делать и переделывать, как вы понимаете, у нас просто нет времени. Это непозволительная роскошь, признак безалаберности. Наш коллектив ничего подобного не допустит. Виктор Григорьевич завершил речь твердо и, чуть понизив голос, совсем «несуеверно» добавил: – Главное, чтобы не появились «черные метки». О компенсациях и недовольстве граждан я решила еще поговорить с директором департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края Сергеем Ивановичем Филем. – Все пишут и говорят, что снос жилья запаздывает, порой и тормозит строительство моста. Что мешает более оперативно решать вопросы? – Действительно, у нас были задержки с экспертизой. Под снос попало очень много ветхого жилого фонда, полуразвалившихся частных домов. У некоторых жильцов даже и документов, нормальных ордеров не было в наличии. И с пропиской случались чудеса. В одной малогабаритной квартире, например, оказалось прописано около 100 человек. И найти их невозможно, потому что «иных уж нет, а те далече…». Просто десятилетиями никто домовые книги должным образом не контролировал. И все, кого когда-либо в них занесли, так в «списочном составе» и оставались. Во всем следовало разобраться, побеседовать с каждым владельцем или арендатором жилья. Разумеется, это потребовало времени. И по компенсациям возникали конфликты. Скажем, человек является владельцем пяти квадратных метров жилья. А хочет получить компенсацию на полноценную квартиру. Но тут, как говорится, желание не совпадает с возможностями. По честной рыночной оценке пять квадратных метров в полуразвалюхе никак не могут стоить больше 300 тысяч рублей. За них во Владивостоке, да еще в центре, квартиру не купишь… Вот эти конфликты пришлось решать, разъяснять, что компенсации выплачиваются из бюджета и не могут быть безразмерными. Фиксировали мы и попытки использовать ситуацию отдельными гражданами для обретения политического капитала, или просто вырвать у государства деньги мошенническим путем. Очень помог принятый законодательный акт о проведении саммита АТЭС и сроках рассмотрения претензий. Если бы он появился несколько раньше, то и задержек никаких не было бы. Но сегодня все вопросы решены. У нас есть график строительства и снос строений идет в полном соответствии с ним. Строительство дорожно-мостового комплекса преобразит Владивосток. Я бы назвал происходящее новым рождением города. Ведь строители не только возводят мосты и сооружают дороги. Они благоустраивают, озеленяют прилегающие территории. Да, мы готовимся к встрече высоких гостей из стран АТЭС. Но жить-то в обновленном, удобном и красивом Владивостоке будем сами, наши дети и внуки… Валентина ЧАРСКАЯ.    



← Назад в раздел