Вектор развития

– Глобальный финансово-экономический кризис привел к значительным структурным и географическим изменениям мирового производства, стоимости и движения капитала, уровня потребления ресурсов. В целом первый его этап на экономику Приморского края оказал меньше влияния, чем на экономику всей России. Несмотря на замедление, динамика основных макроэкономических показателей у нас превысила средне - российскую: в 2008 году рост валового регионального продукта края составил 106,6 процента, а внешнеторговый оборот края увеличился до 7,4 млрд. долл. США, - вырос на 25,2% процента по сравнению с 2007 годом. В первом полугодии 2009 года сектора экономики, ориентированные на внутренний спрос, сохранили устойчивые темпы роста: например, строительство - 124%; добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -118,3%; сельское хозяйство - 100,2%. По оценкам Минрегионразвития России Приморский край оказался одним из наиболее устойчивых регионов Российской Федерации в отношении негативных последствий экономического кризиса. Это прямой результат действия двух факторов: значительную поддержку экономике оказал увеличившийся внутренний спрос за счет реализации стратегических инвестиционных проектов а также администрация Приморского края оперативно и своевременно приступила к реализации пакета антикризисных мер на общую сумму 27,6 млрд. рублей. Однако мы понимаем, что принятые на сегодняшний день антикризисные меры носят «защитный характер», а экономика после кризиса должна стать другой, и главная сегодняшняя задача - способствовать ее качественному росту. ОБУСТРОЙСТВО «ФРОНТ-ЛИНИИ» По прогнозам мировых экспертов - первыми преодолеют последствия мирового экономического кризиса азиатские страны. Именно динамичный экономический рост азиатских рынков сформирует основные тенденции мирового потребления ресурсов. Приморье интересует ближайшие азиатские «великаны» - Китай и Индия. По прогнозам МВФ темпы экономического роста КНР восстановятся до 10 % уже в 2011 году, в этом же году Индия достигнет семи процентного роста. Именно поэтому для России важность присутствия на сырьевых и производных азиатских рынках еще больше увеличится. Кроме того, усиление глобальной конкуренции потребует сформировать крупные партнерства и альянсы в высокотехнологичных секторах, такие как энергомашиностроение, судостроение, транспортно-логистические услуги. Таким образом, современная экономическая ситуация подтверждает правильность выбранных стратегических приоритетов развития края. Для усиления позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края должна заключаться в обустройстве "фронт-линии" взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации. ЧЕТЫРЕ ПРИОРИТЕТА Но сложившаяся макроэкономическая ситуация заставляет по-новому расставить акценты в обозначенных приоритетных направлениях: Необходимо сохранить активную стратегию по созданию кластера транспортировки и переработки углеводородного сырья на тихоокеанском побережье. Учитывая значительно усилившуюся глобальную конкуренцию и возросшие барьеры выхода на рынки, следует качественно повысить конкурентоспособность и производительность транспортно-логистического комплекса. Создать условия для конвертации роста общественно-политического влияния Приморского края (как места проведения саммита АТЭС в 2012 году) в развитие экономики региона. Ускоренное развитие сектора экономики ориентированного на внутренний спрос. Реализация проектов кластера транспортировки и переработки углеводородного сырья обеспечит новое качество экономики региона в пост-кризисный период. Эффективность и конкурентоспособность на современных рынках должна быть обеспечена технологической уникальностью. Поэтому для нас очень важно, что три крупнейшие российские корпорации - «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром» уже приступили к активной фазе реализации инвестиционных проектов. В 2009 году будет: •завершено строительство первой очереди морского нефтеперегрузочного комплекса - специализированный Морской нефтеналивной порт «Козьмино» мощностью 15 млн. тонн; •продолжена реализация программы газификации территории Приморского края в рамках строительства магистрального газопроводаХабаровск - Владивосток; начато строительство Приморского нефтеперерабатывающего завода. В 2010 году планируется начало строительства магистрального нефтепровода ВСТО по территории Приморского края; будет закончена проработка проектов строительства газоперерабатывающего завода и завода СПГ (LNG) (ОАО «Газпром»). Реализация данных проектов обеспечит технологическую инновацию регионального энергобаланса и снизит сырьевые издержки регионального бизнеса, улучшит его конкурентоспособность. Трансформация ключевых мировых и азиатских рынков, привела к существенным изменениям структуры и направлениям перемещения грузовой базы в тихоокеанском регионе. Эти факты диктуют новые условия к формированию структуры транзитных и экспортных транспортных издержек Российского бизнеса. Стратегически важно резко увеличить производительность и провести технологическую модернизацию портов Приморского края. При этом необходимо снизить внутреннюю конкуренцию и разработать систему синхронизации развития портовой системы. Должен сказать, что на уровне отдельных транспортных узлов в Приморском крае такие механизмы уже созданы - например, функционирует координационный совет по развитию Владивостокского транспортного узла. ЛОКОМОТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В докладе Мирового банка 2009 года, который посвящен новой экономической географии, еще раз подчеркнуто, что именно города являются локомотивами экономического роста стран и регионов, центрами производства инноваций и концентрации деловой и творческой активности. Для того, чтобы Владивосток был таким центром не только на карте России, но и на карте АТР, необходимо реализовать большой комплекс мероприятий. Историческая роль города как военно-морской крепости всегда доминировала при принятии архитектурных, градостроительных и планировочных решений. Организация городской среды и инфраструктуры не мотивировала население для постоянного проживания. Эти факторы за 150 лет не позволили сформировать эстетическую и функциональную привлекательность городской среды для качественной и удобной жизни горожан и гостей города. Поэтому стратегически важно в полном объеме реализовать 36 проектов в рамках Федеральной программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Данные проекты изменят качество жизни, сформируют новый имидж Владивостока как макрорегионального политического центра. Ключевой задачей является развитие инновационной деятельности и создание условий для «новой экономики». Строящийся Дальневосточный федеральный университет должен стать не только центром эффективного управления инновациями, но и центром научно-технологического форсайта развития секторов экономики Дальнего Востока для определения стратегических направлений исследования и новых технологий. В частности, для решения комплекса задач по развитию нанотехнологий и наноматериалов, получению на их основе инновационных разработок в области химии и физики, биологии и медицины, оптики и приборостороения создается Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий. КОМПАС УКАЗЫВАЕТНА МОРЕ Следующее направление - ускоренное развитие сектора экономики ориентированного на внутренний спрос. Считаю, что большой потенциал для развития экономики Приморского края сосредоточен в рыбопереработке. По данным ООН потребление рыбы в России на душу населения составляет не более 13 кг в год, при среднем потреблении в Европе 21 кг, в Северной Америке 24 кг. Развитие рыбохозяйственного комплекса края может обеспечить рост внутреннего спроса: уже в первом полугодии 2009 года объем поставок пищевой рыбопродукции, включая консервы, на внутрироссийский рынок увеличился на 33,7% по сравнению с первым полугодием 2008 года. Другим примером использования потенциала внутреннего спроса является создание процессинговых и сервисных центров, центров комплектации и сборки оборудования. Так, например, компания Соллерс, реализует крупный инвестиционный проект строительства автосборочного производства. Планируется на первом этапе выпускать около 5 тыс. единиц в год. К 2012 году предприятие может выйти на проектную мощность - 17 тыс. автомобилей в год. И ЕЩЕ РАЗ «И» Изменение мировой экономической модели позволяет подчеркнуть следующие основные направления долгосрочного развития Приморского края: Ш Реализация инвестиционных проектов будет главным элементом стабилизации социально-экономической ситуации во время кризиса, а также создаст условия для формирования и развития новых секторов экономики в посткризисный период. Ш Развитие инновационного модуля экономики является основной возможностью обеспечения конкурентоспособности Приморского края в долгосрочной перспективе. Ш Развитие Владивостокской агломерации является необходимым условием развития инновационной экономики. Ш Параллельно с интеграцией экономики края в экономику АТР, необходимо усиление позиционирования отдельных секторов региона на российском рынке. Еще раз подчеркну - cохранение положительных темпов экономического развития в странах АТР и Индии позволяет сделать вывод, что азиатские сырьевые рынки останутся наиболее устойчивыми в среднесрочной перспективе. Поэтому крайне значимо продолжение реализации заявленных инвестиционных проектов на углеводородных рынках и рынке нефтегазопереработки АТР. Но так же современная ситуация показала, что сырьевые рынки являются наиболее неустойчивыми во время кризиса. Поэтому для региона крайне важно диверсифицировать экономику, а также диверсифицировать рынки, на которых присутствует регион.    



← Назад в раздел