В Якутии начали строить новую автодорогу

У этого проекта богатая история

В декабре 1939 года на берегу реки Алдан, в устье безымянного ручья, который сегодня называют Больничным, изыскатели экспедиции Михаила Константиновича Карпова, того самого, который до недавнего времени проводил исследования центрального участка будущего БАМа, поставили первые палатки. А весной тут появилась на двух столбах доска с надписью «Пристань Хандыга»

Потом было два этапа заключенных, пригнанных с БАМа, рельсы которого размонтировали и увезли на фронт под Сталинградом. Этапом же пришли 50 автомашин и 20 тракторов-газгенов, работающих на дровах. Был первый барак.... Так началась дорога «Янстроя», которая потянулась навстречу знаменитой Колымской трассе. А позже, в конце сороковых, на сотом километре она еще и повернула строго на север в Заполярье, где было найдено богатое олово в Депутатском, а на берегу Северного Ледовитого океана строился новый речной порт Нижнеянск.

Так было начато строительство и развитие современного поселка Хандыги.

Осенью 1943 года у Черной горы в 60 километрах выше по течению Алдана «зажгли» первый уголь… Хотя упоминания о джебарикинских углях относятся еще к 1849 году. В отчете И. Иванова о Департаменте горных и соляных дел было сообщение об испытаниях семи проб, взятых примерно с этих мест.

А в августе 1949 года первая неглубокая шахта Джебарики-Хая выдала на-гора первую тысячу тонн каменного топлива. В этом же году появляется проект железной дороги Якутск – Хандыга. Естественно, и вопрос строительства автомобильной дороги до Джебарики-Хая стал актуальным. А пока из Хандыги на шахту был пробит первый зимник по берегу Алдана.

Однако решить вопрос с ходу в те годы было невозможно. И он остался мечтой для томпонцев, которые никогда не забывали, что при первом же удобном случае эту мечту надо претворить в дело.

К середине 60-х появилась робкая надежда... Шахта Джебарики-Хая уже давала до 700 тысяч тонн угля в год и намеревалась довести добычу до одного миллиона, а вывести его на рынок не могла. Было уже открыто и готовилось к сдаче в Государственный комитет по запасам (ГКЗ) богатейшее месторождение золота «Нежданинское» (гора Сказка), были Верхне-Менкеченская свинцово-серебряная зона, Акылкинская медно-вольфрамовая провинция, Кутинское месторождение свинца и цинка, Чичимбольское олово, Дыбинский полиметаллический узел. Геологи стояли на подступах к полиметаллам Сарданы, нашли ниобий, тантал, висмут и ряд других редкоземельных проявлений.

В «верхах» серьезно поговаривали о строительстве в горах Южного Верхоянья горнодобывающих комбинатов. С этой целью в 1966-1967 годах на четвертом километре от Хандыги развернулось строительство металлобазы Хандыгтехснаба. И, окрыленные надеждами хандыгчане от нее повели дорогу на берег Восточной Хандыги по направлению в Джебарики-Хая...

Но проходили годы, а дело стопорилось... Видно, не судьба!

И только теперь, наконец, через 160 лет после первого упоминания об джебарикинских углях и через 60 лет после официального подсчета их запасов, после 70 лет со времени возникновения Хандыги, дорожные строители, волею президента и правительства республики призваны на старт!..

А почему тут нужны дороги?

Если вникнуть глубже в историю геологического изучения района, то она потрясающе интересна.

Проверить слухи о якобы богатом золоте и серебре на реке Тыры Канцелярия Главного управления Казанских и Сибирских железных заводов поручила верному и профессионально грамотному, первому по-настоящему ученому рудознатцу берг-гешворену Афанасию Метеневу Он подобрал хорошую команду из 15 человек и в апреле - мае 1748 года сначала по льду Алдана, потом – реки Тыра поднялся до старых шурфов и раскопов, которые делал в начале сороковых годов сержант Шарыпов, обнаруживший драгоценные залежи. Метенев провел комплексное геологическое исследование пород, отобрал пробы для камеральных работ, и двинулся двумя группами в верховья горной реки.

Судя по описаниям в оставленной им «записке рекам, лесам, горам и рудным признакам, находящимся в уезде г. Якуцка» Метенев дошел до современного месторождения Нежданинское, перевалил через перевал на сторону Аллах-Юня и там брал пробы, был на Дыбах и коснулся, сегодня сказали бы, «бортов» Верхне-Менкеченского рудного поля.

Афанасия Метенева следует считать первооткрывателем богатейшей Томпонской земли, у которой с приходом сюда дорог, несомненно, завидное будущее. (Кстати, его же надо считать строителем первого в Республике Саха железного завода под Якутском, где из местного сырья плавили металл и отливали из него изделия для Камчатской экспедиции Витуса Беринга.)

Через всю ее территорию проходят еще не тронутые человеком отроги крутобоких хребтов Скалистый, Адычанский Сетте-Дабан, Хунхада, Сунтар-Хаята, объединенные в горный массив Южного Верхоянья. Почти три века эту российскую кладовую только исследуют. Здесь обнаружена вся таблица Менделеева, но серьезно, по-деловому эти богатства еще не «распечатаны», кладовые не открыты и ждут своего часа.

Многие месторождения разведаны, запасы защищены в ГКЗ и… законсервированы, например месторождение редкоземельных карбонатитов Горноозерское. Геологи в отчетах по этим уникальным залежам помечали «о нецелесообразности их эксплуатации в настоящее время из-за бездорожья и неудобного географического положения»

Сегодня же, когда мы намерены не просто одолеть навалившийся кризис, а использовать его мобилизующий порыв, чтобы выйти из провала с новой судьбоносной экономической философией и пониманием необходимости иного посткризисного промышленного строительства, размещения производительных сил, нам в первую очередь надо сосредоточить серьезнейшие усилия на реализации тех проектов, которые позволят сделать доступными большие территории республики. Ее, как говорит президент Вячеслав Штыров, пора осваивать не очагово, как это делалось в течение всего XX века, а комплексно и масштабно.

Вот почему важно в Томпонском районе и развернуть строительство республиканской дороги на Джебарики-Хая, и обязательно сделать реконструкцию федеральной дороги «Колыма», и построить объезд Черного и Желтого прижимов на 210-м километре, чтобы не только обезопасить грузоперевозки в этом горном крае, но и пройти дорогой через Нежданинское золото и Верхне-Менкеченское серебро. А также продолжить начатую еще в 50-е годы заключенными «Янстроя» дорогу от Хандыги на Яну в Заполярье, чтобы пробиться к меди Агылков, золоту Адычанской долины, полиметаллам на водоразделе у озера Эманджа, рек Дербеке и Нельгесе.

И привести сюда железную дорогу, о необходимости которой инженеры и ученые говорили еще в конце сороковых.

Мечты сбываются – гарантирует «Трансстрой-Восток»

4 июня здесь, на 5-м километре, состоялось деловое рабочее совещание с подрядными организациями, на котором обсуждены все технические, финансовые и проектные вопросы, а также организационные мероприятия по приобретению лицензий, отвода и аренды земель, карьеров, разрешительной документации.

На совещании с субподрядчиками, которое проводил генеральный директор выигравшего тендер на строительство дороги ООО «Корпорация «Трансстрой - Восток» Александр Дудников, присутствовали все заинтересованные стороны. Генерального заказчика представлял Александр Шестопалов - генеральный директор ГУ «Дирекция по строительству автомобильных дорог в Республике Саха (Якутия)», от Региональной инвестиционной компании был Эдвардас Микалаюнас, от ОАО «Проекттрансстрой» - Игорь Лаповок.

Перед этим все участники проехали по строительным пикетам, посмотрели разворот работ, поговорили с рабочими, провели летучку на месте строительства малого и большого мостов через реку Восточная Хандыга, сверили все с чертежами.

Мы попросили подвести итог рабочей поездки и первого организационного совещания Артура Николаевича Алексеева – руководителя оперативной группы, заместителя генерального директора ООО «Корпорация «Трансстрой – Восток», который будет курировать ход работ на этой новой стройке республики.

Артур Алексеев:

– Сегодня мы провели первое рабочее совещание на новом для нашей корпорации «Трансстрой - Восток» объекте - строительстве автодороги Хандыга - Джебакрики-Хая. Дорога очень нужна не только улусу, но и всей республике. Когда она дойдет до конечной точки, то поставки каменного угля с шахты Джебарики-Хая, наконец, будут осуществляться во все населенные пункты Усть-Майского, Томпонского, Оймяконского и других улусов не сезонно, как это делается уже десятки лет, а круглогодично. Думаю, что недалеко то время, когда высококалорийный уголь этой шахты будет востребован и другими улусами республики.

Мы рассмотрели объемы выполненных работ и остались довольны разворотом субподрядных предприятий. Начата отсыпка первых пикетов стройки строго по проектной оси. Просека полностью прорублена до реки Восточная Хандыга. Это немногим более 8 километров.

Подошва дорожного полотна в полную ширину, по сути, в черновом варианте отсыпана почти по всей длине, и, что важно, пока без финансирования. Это солидный объем работ. Осталось немногим более 500 метров до соединения новой республиканской дороги с федеральной дорогой «Колыма» на 5-м километре от пос. Хандыги.

Мы почувствовали, что такими темпами и с таким желанием, которое демонстрируют местные подрядные дорожные организации, у нас хорошие перспективы.

Еще мы думали развернуть здесь собственное подразделение, но, учитывая мощности, уже задействованные на первых километрах дорожными строителями, а также то, что эти организации являются в улусе бюджетообразующими, руководство корпорации решило максимально использовать опыт и мастерство местных строителей и дорожных служб.

По сути, мы выполняем поручение президента Якутии, который недавно провел в Томпонском улусе совещание и призвал предпринимателей смелее втягиваться в новые стройки и промышленные проекты в крае.

У наших субподрядчиков сегодня есть, конечно, вопросы по финансированию, по проекту дороги, по первому серьезному барьерному мосту через Восточную Хандыгу (около 400 метров).

Нам надо успеть уже в этом году дать возможность линейным подразделениям по временному варианту перейти речную преграду и выставить там свою технику, которая поведет дорогу дальше.

Строить мосты на новой трассе будут мощные мостостроительные организации России, прекрасно зарекомендовавшие себя на многих больших стройках: это «Сибмост» из Новосибирска и «Амурмост» из Тынды. К сожалению, на строительство мостов такого масштаба и сложности мы не можем привлечь наши республиканские отряды мостовиков, потому что тут много специфической, технологически новой и трудоемкой работы, изготовление спецконструкций и мостовых деталей. В республике нет для этого ни технической базы, ни подготовленных кадров.

Во всех других случаях согласно подписанному договору о сотрудничестве между корпорацией и республикой мы будем максимально загружать работой республиканские предприятия и строительные отряды всеми видами работ.

Сегодня на дороге развернули свои базы предприятия «Сахадортранс» (рук. Михаил Матыка), ОАО «Дороги Саха» (рук. Валерий Малышев) и ФГУП - 135 (рук. Сергей Валеев). Это предприятие очень хорошо и качественно выполнило большой объем работ при ликвидации грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма» в прошлые годы. Это зрелый и многоопытный коллектив профессионалов, способных с честью выполнять высокие требования по строительству дорожных объектов. Мы уверены, что и нашу дорогу они сделают с надлежащим качеством, в поставленные сроки.

Побывав на разных пикетах стройки, мы убедились, что программа этого года будет выполнена в полном объеме и с гарантиями. Вообще по договору генподряда строительство линейных объектов у нас рассчитано на два года, а по большому мосту через Восточную Хандыгу - на три года.

Однако при сохранении темпа, который уже взят строителями, и при должном финансировании мы сумеем сократить на год строительство моста. Здесь прямой резон. Дорогу надо продолжать дальше - на Эльдикан, и заминка на мосту на целый год может существенно повлиять негативно на все строительство. Нам ни к чему усложнять дело...

 Конечно, будут сложности, будут вопросы, но мы знаем, что все они технического характера, поэтому при необходимости вполне решаемы.

Артем  Гарский.

 



← Назад в раздел