Директор «летающего» завода

Что представляет собой Союз машиностроителей России и для каких целей он создается?

– Это в первую очередь общественная организация, которая призвана стать объединяющей силой для предприятий машиностроительной отрасли. В Уставе организации сказано, что целью деятельности является создание на базе отечественного машиностроительного комплекса конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России. Для этого необходимо объединить усилия российских машиностроителей в деле представления и отстаивания интересов отечественного машиностроительного комплекса в органах государственной власти РФ, институтах гражданского общества, а также на международной арене. Это станет возможным при сформированной и полностью понятной стратегии развития машиностроительной отрасли России. Мы должны представлять интересы своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, а также с другими объединениями работодателей, общественными организациями, Международной организацией труда, Международной организацией работодателей и иными международными организациями.

Это вопросы глобального масштаба. А что делается на местном, краевом, уровне?

– Перед нами стоит ближайшая задача - разработать стратегию развития машиностроительной отрасли Приморского края до 2020 года, представлять интересы предприятий края на уровне правительства Российской Федерации, так же необходимо провести паспортизацию всех предприятий Приморского края. На постоянной основе мы принимаем участие в работе межведомственного координационного совета по подготовке рабочих кадров. За последнее время мы смогли привлечь к участию в организации около тысячи физических лиц и ряд крупных предприятий машиностроительного комплекса, таких как «Прогресс», «Аскольд», «Звезда», «Черниговский механический завод», и другие. Можно сказать, что организационное начало у нас прошло на должном уровне – мы смогли организоваться.

Какие наиболее важные вопросы встают перед Союзом машиностроителей и непосредственно перед Приморским региональным отделением?

– Основной – это обеспечение приморских предприятий заказами. Сегодня в Приморье работоспособная промышленность развивается по двум направлениям: в первую очередь, это предприятия, работающие по линии оборонного заказа, второе – это те, кто осуществляет выпуск гражданской продукции. Основную долю занимают оборонные предприятия, находящиеся в структуре военно-промышленного комплекса. Проблема в том, что головные предприятия, выпускающие конечный продукт, не имеют долгосрочных оборонных контрактов. Это не позволяет модернизировать производство, инвестировать средства в приобретение нового оборудования, оставляя производство на низком технологическом уровне. Мы понимаем, что только долгосрочные контракты и полная уверенность в завтрашнем дне позволят нам провести перевооружение, перейти на более высокий технологический уровень.

Еще такой вопрос – смежники. К примеру, ОАО «ААК «Прогресс» - предприятие головное, выпускает авиационную технику. Смежные предприятия, поставляющие нам приборы и разнообразное оборудование, фактически расположены по всей стране. Зачастую эти предприятия имеют высокую степень загрузки и не успевают изготовить для нас нужное изделие в срок или имеют низкую эффективность. В то же время в Приморье мы имеем предприятия, вполне способные работать по нашим запросам. Многие из них находятся в состоянии недозагрузки, простоя мощностей. Неплохо было бы передать им заказ на некоторые агрегаты. Нужно использовать эффективность таких предприятий и их ресурсы персонала.

В рамках деятельности регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассматриваем вопрос о переносе производства этой продукции на приморские предприятия. В любом случае это поспособствует развитию машиностроительной отрасли в Приморье.

Как в организации налажена работа с органами государственной власти и местного самоуправления?

– У нас налажены конструктивные отношения с администрацией Приморского края и лично с губернатором Сергеем Михайловичем Дарькиным. Нужно отдать должное - Сергей Михайлович глубоко осознает значение машиностроительной отрасли для Приморья и делает все возможное для ее сохранения и перспективного развития. Подобная ситуация складывается и с Законодательным собранием Приморья, где в ближайшее время будет рассматриваться так необходимый нам краевой закон о профессиональном образовании. С учреждениями образования мы так же нашли общий язык и в настоящее время прекрасно понимаем, что нам нужно делать дальше для общего благополучия. Кроме того, для улучшения качества работы регионального отделения СМР членами Регионального совета избраны представители департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края, Дальневосточного государственного технического университета, Дальневосточного отделения Российской инженерной академии, руководители ряда промышленных предприятий. Это позволило нам сформировать команду наиболее компетентных специалистов практически во всех областях машиностроения.

Какие достижения регионального отделения можете отметить как выдающиеся?

– 5 июня состоялась конференция Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», которая стала своеобразным подведением итогов работы организации за период с 15 июня 2007 года – момента ее создания – по настоящее время. Приморское отделение по целому ряду показателей, таких как привлечение новых членов, вступление в организацию новых предприятий машиностроительного комплекса, освещение работы Союза в СМИ, в числе самых активных. По числу людей, вступивших в члены Союза машиностроителей, мы на втором месте по России. Практически мы единственное региональное отделение, кто выпускает собственную газету. Провели мы и несколько массовых мероприятий – в октябре 2008 года в бухте Емар под Владивостоком прошел Слет молодежи машиностроителей Приморья, в котором приняли участие команды трех машиностроительных предприятий: арсеньевского «Прогресса», Находкинского судоремонтного завода и владивостокского «Радиоприбора». Этот слет стал настоящей вехой в развитии машиностроительной отрасли – мы показали всей молодежи Приморья, что работать в промышленности – это престижно. 12 июня 2009 года, в День России, а также в честь 100-летнего юбилея Героя Социалистического Труда Николая Ивановича Сазыкина, ранее возглавлявшего авиакомпанию «Прогресс», команды «Прогресса», «Аскольда», «Звезды» и Арсеньевского технологического института провели восхождение на самую высокую точку Приморья – гору Облачную, где водрузили Государственный флаг России, флаг Союза машиностроителей России и флаги предприятий. Это восхождение стало своеобразным символом способности машиностроителей покорять любые высоты.

В целом работу Общества за прошедший период можно признать удовлетворительной. Полностью завершено создание регионального отделения, появились новые члены – как физические, так и юридические лица, отлажена работа аппарата организации, заведены и укреплены необходимые связи. Согласно рейтингу результативности работы региональных отделений, который составляется Центральным советом по итогам года, Приморское отделение прочно удерживает второе место. Это очень высокий результат.

Какая работа ведется в процессе подготовки кадров?

– Региональное отделение Союза машиностроителей России совместно с администрацией Приморского края рассматривает вопрос создания в Приморье центра подготовки специалистов машиностроительных специальностей. Вы понимаете, что это весьма наболевший вопрос, так как отток кадров, произошедший в промышленности в девяностые годы, существенно подорвал профессиональный уровень работников отрасли, и сейчас мы должны наверстывать упущенное. Если говорить об авиакомпании «Прогресс», то сейчас мы видим приток молодых специалистов, и это радует. Нужно закреплять эту положительную тенденцию. С образовательными учреждениями, будь то училища, техникумы или вузы, мы нашли общий язык и прекрасно понимаем, что нам нужно делать в перспективе.

Кстати, интересный факт: в начале июня на проводимом в Казани конкурсе профессионального мастерства среди инженеров-технологов авиационных предприятий первое место уверенно заняла работник нашей авиакомпании Татьяна Ястребкова. Думаю, что это говорит о многом.

Какое будущее ожидает Союз машиностроителей России?

– Для достижения своих целей нам необходимо привлечь в Союз машиностроителей России как можно большее количество физических и юридических лиц – только в таком случае мы сможем получить достаточный вес, сможем лоббировать интересы машиностроителей на любом уровне. На прошедшей 5 июня конференции с целью качественного улучшения своей работы, для согласованных действий с органами государственного и местного управления, организациями и предприятиями мы утвердили рабочие комиссии по самым важным участкам работы, для каждой из которых избрали председателя. Это комиссии по стратегии развития машиностроительного комплекса края, по экономической политике, по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, по инновационной политике и привлечению инвестиций в машиностроительную отрасль, по взаимодействию регионального отделения и предприятий машиностроения с образовательными и научными учреждениями края, по развитию предприятий судостроительной и судоремонтной отрасли, по развитию регионального отделения и работе с первичными предприятиями.

Осенью мы наметили провести очередной слет машиностроителей, посвященный Дню машиностроителя. В этом слете примут участие команды от различных предприятий, которые будут не просто общаться друг с другом, но и соревноваться в различных видах спорта.

Юрий Петрович, вы являетесь директором одного из крупнейших машиностроительных предприятий Приморья. Какова ситуация на предприятии в настоящее время? Чувствуется ли влияние финансового кризиса?

– В настоящее время на предприятии работает порядка 4800 человек. Полным ходом идет сборка партии новых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Не остановилось выполнение инвестиционной программы по введению в строй целого комплекса обрабатывающих центров, которыми мы оснащаем одно из механических производств предприятия. К концу года эти обрабатывающие центры будут установлены и начнут эксплуатироваться. Так же в этом году мы устанавливаем новый литейный комплекс, аналогов которому в России еще нет. В прошлом году за счет собственных средств мы установили лазерный раскройный комплекс и контрольно-измерительную машину. Используя это высокотехнологичное и высокопроизводительное оборудование, мы получим существенное снижение себестоимости выпускаемой продукции. Сейчас предприятие работает стабильно, помимо вертолетной тематики, в рамках выполнения государственного оборонного заказа мы выпускаем спецпродукцию для военно-морского Флота.

Разумеется, есть и сложные вопросы. В период финансового кризиса ухудшилась ситуация с привлечением банковских кредитов. В настоящее время мы изыскиваем оптимальные схемы кредитования, и кое-что сделать уже удалось.

В мае в Москве прошла международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2009, на которой вполне успешно был показан наш боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Некоторые иностранные партнеры выразили желание иметь наши «Аллигаторы» на вооружении своих ВВС. В связи с этим мы видим реальные предпосылки к получению иностранных заказов. В августе мы будем участвовать в Московском аэрокосмическом салоне (МАКС-2009), где так же продемонстрируем вертолет Ка-52.

Кризис не вечен, как заверяют экономисты, пик его пройден, и он идет на спад. Потребность в вертолетах в России существенна, и мы готовы дать вертолетному рынку еще одну машину: в следующем году мы выпускаем гражданский многоцелевой вертолет Ка-62, который должен занять нишу машин с грузоподъемностью до 2,5 тонны. Ожидаемая потребность в этих вертолетах в настоящее время оценивается в триста машин – а это надежная загрузка предприятия, стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Алексей  Суконкин.

г. Арсеньев

 



← Назад в раздел