«Личностью коллектив крепок...»

Наш разговор о кадрах с начальником общего отдела ЗАО «ТМК» Евгенией Янчук неожиданно вышел на «высокий философский уровень».

– Понимаете, сегодня, в условиях конкурентной рыночной экономики, роль личности просто чрезвычайна, - вдруг заявила Евгения Владиславовна. – Раньше как говорили? «Незаменимых людей нет». А они есть! И от них, прежде всего, зависит продвижение дела. Я уже не первый год «на кадрах» и почти уверена: не коллектив воспитывает личность, а, наоборот, неординарная личность влияет на коллектив сильнейшим образом.

– Возможно. Но ведь естественная смена личностей неизбежна?

– Правильно. Только вместе с ней обязательно уходит что-то драгоценное, неповторимое…

БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Впрочем, о роли личности в истории и в коллективе мы спорили недолго. Абсолютное большинство в «Тихоокеанской мостостроительной компании» убеждено: их предприятие одно из лучших в России, потому что руководит им безусловный лидер. Тому, кстати, есть вполне официальное подтверждение. ЗАО «ТМК» заняло почетное четвертое место среди ведущих компаний Приморского края, получив диплом лауреата в номинации «Компания года». А ее генеральный директор Виктор Григорьевич Гребнев признан лучшим менеджером года.

– Знаете, как проходил конкурс? – спрашивает Евгения Владиславовна. - Рабочие, инженеры сами заполняли и подписывали опросные листы. То, что мы признали себя и своего гендиректора лучшими, говорит о самоуважении, сплоченности и гордости коллектива за предприятие. Но ведь к такому же выводу пришли сотни и тысячи наших коллег по всему краю. Победа дорогого стоит.

И она вполне заслуженная. Из провинциального и небольшого Уссурийского мостоотряда «ТМК» под руководством Гребнева всего за несколько лет выросло в крупнейшее строительное предприятие, оснащенное самой современной техникой, славящееся своими профессионалами, мастерами. Не будь у компании столь высокого рейтинга, вряд ли бы ей доверили строить уникальный вантовый мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке к саммиту АТЭС.

А «чрезвычайная» роль личности в этом коллективе на самом деле достаточно легко прослеживается на всех уровнях. Например, можно сказать, редчайший случай, когда особой популярностью на предприятии пользуется специалист по технике безопасности. В ЗАО «ТМК» Нургалей Курбанович Шакиров не просто авторитетный, а известный буквально всем и искренне всеми уважаемый человек. До недавнего времени на протяжении многих лет он возглавлял профсоюзный комитет компании.

Нургалей в свое время окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище. Был самым молодым в Тихоокеанском бассейне старшим помощником капитана крупного танкера. Но, как говорится, «на взлете карьеры» его остановила медкомиссия. Врачи запретили молодому штурману работать в море, и… он пошел в строители. Стал директором учебного пункта Мостопоезда № 468. Директор сам ночами упорно изучал теорию, осваивал новые для себя специальности. И стал преподавателем экстра-класса. Шакиров подготовил сотни отличных монтажников стальных и железобетонных конструкций, сварщиков, бетонщиков, арматурщиков, рабочих других профессий, связанных с мостостроением. Многие из его учеников и сегодня трудятся в ЗАО «ТМК».

В 1997 году учебный пункт был упразднен, и Нургалею Курбановичу предложили должность инженера по технике безопасности. Снова пришлось ему садиться за парту, он окончил специальные курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Не только освоил новую для себя специальность, но стал новатором: создал систему управления охраной труда на предприятии, которая обеспечивает надежный контроль практически на всех рабочих местах. До всеобщей компьютеризации он освоил и внедрил программу обучения и приема экзаменов у работников по вопросам охраны труда на программируемых калькуляторах. Эффективность его начинаний подтвердила практика: за все время работы Шакирова в новой должности на предприятии не было зафиксировано ни одного случая серьезного травматизма.

Сегодня в ЗАО «ТМК» Нургалей Курбанович возглавляет службу охраны труда, техники безопасности. Учитывая, что на предприятии в последние годы появились сложные и сверхмощные машины и механизмы, что монтажники работают на большой высоте с тяжелыми и крупными конструкциями, риск травматизма и ответственность службы охраны труда выросли неизмеримо. Но дело поставлено так, что чрезвычайные происшествия в компании крайне редки.

– Нургалей Курбанович для сотен рабочих служит примером и образцом для подражания, - поясняет Наталья Викторовна Богданова, ведущий инженер, член профкома. – Он – личность легендарная. Человек почти энциклопедических знаний в строительной отрасли, побывал на сотнях стройплощадок и крупнейших возводимых объектах – от БАМА до Сахалина и Магадана. С ним на рабочих местах в нашей компании недопустимы малейшие нарушения дисциплины или проявление расхлябанности. Люди работают вахтовым методом, порой надолго отрываются от семьи, от дома. Но даже в свободное время не позволяют себе расслабиться или, не приведи господь, «принять горькую»… Тут же последует увольнение. А так как текучесть кадров в «ТМК» незначительная, значит, и нарушений нет.

Наталья Викторовна рассказывает так подробно, потому что считает: Шакиров – живое доказательство роли личности в формировании и воспитании коллектива. И действительно, начиная еще с мостоотряда, Нургалея Курбановича на протяжении 27 лет подряд избирали руководителем профсоюзной организации. Сейчас выборы бывают только альтернативные.

– Но, - улыбается Наталья Богданова, - несмотря на то, что в этом году состав профкома обновился, он действует не формально, а на совесть, соблюдая преемственность. Сейчас профком возглавляет Леонид Михайлович Осокин – принципиальный и достойный человек, продолжающий лучшие традиции, заложенные Н. Шакировым.

В коллективном договоре, который регулярно заключается с работодателем, прописаны четкие социальные гарантии, помощь по случаю болезни, премии за качественный труд, выплаты на учебу в техникумах и вузах детей работников, избравших специальность строителя и т. д., и т. п. Безопасность и социальные гарантии придают людям уверенность. Нормой стали стремление к повышению профессиональной квалификации, совместному отдыху, спортивные состязания. Коллектив равняется на личность, а личность – и гендиректор, и председатель профкома - защищает коллектив.

ВСТАТЬ ВРОВЕНЬ С ЛИДЕРОМ

О Гребневе коллеги говорят: «У него энергии – через край!» Уверены, что он заражает окружающих оптимизмом, настраивает их на преодоление трудностей, взятие новых вершин в профессии. И еще говорят: «За ним люди тянутся. Но кто-то все время бежит и не догоняет. А многие уже идут вровень по одному пути». И тех, кто шагает вровень, становится все больше.

Ольга Федоровна Дейнес работает начальником производственно-технического отдела Владивостокского филиала ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». У нее за плечами богатый инженерный опыт. Сегодня проектно-сметная документация, которую она «выдает», не просто безукоризненна, а часто – уникальна.

Она автор разработки и внедрения технологии производства работ по сооружению фундаментов опор на наклонных сваях. Впервые технология была применена на сооружении моста через глубоководную и быстротечную речку Партизанскую. А теперь она широко распространена на всем Дальнем Востоке.

Технологические разработки Ольги Федоровны привели к оптимизации сооружения путепроводов на улице Светланской и Корабельной набережной во Владивостоке, позволили качественно и в сжатые сроки провести реконструкции мостов на линии Барановский – Хасан ДВЖД, на Сахалинской железной дороге.

Ольга Дейнес щедро делится своим опытом с коллегами. Как личность, она формирует творческую атмосферу в коллективе.

Машинист экскаватора Виталий Михайлович Подопригора – ас, каких мало. Он управляет DAEWWOO SOLAR – 340. Объем ковша этого экскаватора – 1,6 кубометра. Но поднимает, отсыпает породу, «грызет» любой грунт, грузит его в кузова многотонных самосвалов он филигранно. Техника у Подопригоры всегда исправна, действует без простоев. Надежная и высокопроизводительная работа мастера позволяет экономить время, справляться с задачами любой сложности. Виталий Михайлович – личность, которая помогает более молодым коллегам осознавать свою ответственность, проявлять инициативу, чувствовать радость от хорошо выполненного дела.

Под стать Подпригоре водитель первого класса Александр Николаевич Кретов. За его плечами реконструкция 750-метрового моста через реку Уссури, строительство мостов через реки Раздольную и Комаровка, десятки других объектов. Сейчас Кретов возит одного из заместителей генерального директора. Его острый глаз водителя замечает любой недостаток. Он помогает коллегам обрести опыт, работать безаварийно. Кретов – личность, которая в прямом смысл слова «едет вровень» с руководством «ТМК» и… на которую равняются молодые водители.

Александр Федорович Кушнерик участвовал в сооружении десятков различных мостов, путепроводов и пешеходных переходов. Сегодня он руководит полигоном цеха железобетонных конструкций производственного участка «ТМК» в Уссурийске. Сборные ригели, железобетонные балки разного назначения для больших и малых автодорожных мостов во Владивостоке и других уголках Приморья – все это изготовлялось и изготовляется на полигоне. Под руководством Александра Федоровича в кратчайшие сроки проведены монтаж растворобетонного узла, реконструкция пропарочных камер. Он систематически разрабатывает новые конструкции опалубок, внедряет эффективные приспособления для производства арматурных каркасов. Кушнерик – личность, на которую можно положиться в решении самых сложных проблем. Он прокладывает новаторскую дорогу, по которой идут десятки и сотни других инженеров ЗАО «ТМК».

Заместитель генерального директора по техническим вопросам Александр Иванович Лебедев недавно награжден общественным орденом «Инженерная слава России». После того, как отдельные общественные организации, скомпрометировавшие себя, выдавали ордена пачками не за заслуги, а за деньги, Александр Иванович о награде предпочитает скромно умалчивать.

Но коллеги и генеральный директор ЗАО «ТМК» с ним не согласны. В коллективе говорят: «Государственные награды тоже иногда вручают ошибочно. А наш Александр Иванович заслужил орден. Он верную техническую политику осуществляет…»

Имен у меня в блокноте десятки. Каждый из тех, о ком поведали кадровики, руководители мостостроительной компании, заслуживает отдельного рассказа. Эти люди – личности масштабные, определяющие силу и перспективы трудового коллектива. И доказывают это каждодневно, ежесуточно.

Недавно коллектив ЗАО «ТМК» вместе со своим подрядчиком - ОАО «Дальмостострой» провел уникальную операцию – заливку бетоном фундамента пилона будущего моста. 40 миксеров беспрерывно пять суток подряд везли раствор с четырех бетонных заводов. Более 10 тысяч кубометров его легло в основу фундамента. Нужны были мастерство, рассчитанная по минутам точность движений, слаженность в работе самых разных подразделений и служб… Мостостроители выполнили задачу безупречно. Потому что «личностями коллектив крепок…»

Валентина ЧАРСКАЯ.



← Назад в раздел