Виктор ИШАЕВ – губернатор Хабаровкского края,

В сочетании с уникальным набором социальных, экономических, транспортно-энергетических и других специфических проблем это определяет не просто желательность, а безальтернативную необходимость смены модели “освоения” Сибири и ДВи З. Ведущими компонентами этого процесса призваны стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграция, а также преодоление аномально высокой межрегиональной и внутрирегиональной территориальной дифференциации.

Современное и потенциальное размещение производительных сил с учетом межрегиональной асимметрии социально-экономического развития позволяет выделить два широтных пояса экономического развития с последующим выделением интегрированных производственно- инфраструктурных зон, которые являются привлекательными и/или содержат потенциал для привлечения частного бизнеса.

На протяжении всего предыдущего столетия сдвиг производительных сил осуществлялся путем создания очагов освоения (промышленных узлов, центров, комплексов), которые в основном расположены вдоль Транссибирской магистрали и сформировали своеобразный Южный широтный пояс экономического развития.

3десь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Одновременно здесь сосредоточены зоны и ареалы депрессии, которые могут получить импульс к оживлению и росту в результате таких мер, как, например, создание особых экономических зон (033) инновационного типа в Томской, Новосибирской областях и на юге Дальнего Востока.

Создание на Востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономиками регионов сопредельных (приграничных) стран, предполагает изменение пространственного размещения производительных сил. Уже сейчас страна сталкивается с необходимостью реального расширения экономически активнoгo пространства за счет севера азиатской части России. Важнейшей задачей становится интенсивное формирование Северного широтного экономического пояса (СШ3П). Научные исследования и экспериментальные расчеты дают основания утверждать, что Северный широтный экономический пояс необходим не столько для развития восточных регионов, сколько для России в целом.

Формирование этого пояса должно опираться не только на сырьевые ресурсы, но и транспортно-логистические возможности, открывающиеся при обслуживании международных транспортных коридоров и инфраструктурно- инженерных проектов.

При этом формирование и развитие СШЭП возможно посредством создания в нем интегрированных производственно-транспортных (инфраструктурных) зон (ИПТЗ). В период до 2025 г. здесь возможно формирование следующих наиболее крупных ИПТЗ.

Важным моментом при рассмотрении перспективы этих ИПТЗ является то, что они уже сейчас находятся в зоне интересов крупных российских и иностранных компаний. Степень интереса к ним, безусловно, не одинакова, как и степень проработки проектов, которые потенциaльнo и реально могут быть здесь развернуты. Но это предмет работы по реализации концепции.

Эти ИПТЗ можно выделить в качестве первоочередных, с условием обязательной доработки их в плане согласования интересов и обязанностей всех субъектов реализации в них проектов: федеральной и региональной власти и компаний. В качестве пилотных проектов следует рассматривать формирование Нижнеангарской ИПТЗ в Красноярском крае, а также Южно-Якутской ИПТЗ в Республике Саха (Якутия) и Ванинско-Совгаванской ИПТЗ в Хабаровском крае, развитие и функционирование которых взаимосвязано.

Кроме того, учитывая пространственные и социально-экономические особенности Дальнего Востока, следует обратить внимание на формиpoваниe промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создание в этом районе экономической контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии.

Такая дуга опирается на крупные промышленно-инфраструктурные и сервисные узлы: Благoвeщeнcк, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка. При условии создания эффективной институциональной среды появится реальная возможность превратить эту промышленно-сервисную дугу в своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности депрессивного субрегиона и увеличивая ресурсы накопления и инвестирования.



← Назад в раздел