Сергей Дарькин: «Выходим на дорогу «новой индустриализации»

– Как, Сергей Михайлович, реализуется стратегическая экономическая цель, приуроченная к саммиту АТЭС?

– Остановлюсь конкретно на Приморье. Стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края - «новую индустриализацию». Основная характеристика данного сценария - развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-транспортной, и формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики. До 2020 года в крае будет реализовано 22 инвестиционных проекта, поддерживаемых нашей администрацией.

Предстоит повысить производственно-технологический статус Приморья и эффективность использования природных ресурсов Тихого океана. Сформировать устойчивые экономические связи промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморья. Привести транспортную систему края в соответствие с требованиями транспортной системы АТР. Сформировать на базе города Владивостока крупный российский политический, экономический и культурный центр в АТР. Развивать и капитализировать культурные и образовательные ресурсы.

Сейчас в крае идёт строительство нефтепорта «Козьмино», который станет конечной точкой нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Компания «Роснефть» строит нефтехимический комбинат стоимостью 14 млрд долларов США. Подобного масштабного производства в нашей стране не было 40 лет.

Размер инвестиций из федерального бюджета, бюджетов крупнейших государственных нефтяных и газовых компаний в экономику Приморского края до 2020 года составит около трех триллионов рублей. Принято решение о строительстве в Приморье завода по производству сжиженного газа, а в перспективе – газохимического производства. Первая очередь подачи газа будет осуществляться для энергообеспечения объектов саммита АТЭС.

К 2012 году рост валового регионального продукта увеличится в 1,5 раза, к 2020 году - в четыре раза. То есть мы будем получать зарплаты и пенсии в четыре раза больше. Инвестиции, которые пошли в край, позволили нам создать новые рабочие места. Впервые в истории развития Дальнего Востока эти проекты затронут не только Владивосток – они реализуются и в других важных городах Приморья.

– Не понимая сути происходящего, на первых порах ругали власти за расточительство государственных средств на Русском острове и ненужность планируемых объектов…

– Масштабные стройки закладывают хорошую основу для будущего наших детей. Именно поэтому один из ключевых объектов подготовки к саммиту АТЭС – это Дальневосточный федеральный университет на острове Русском. К 2012 году вместе с Университетом будет построено и жилье для студентов и преподавателей. В дальнейшем планируется сделать на Русском острове хорошую рекреационную зону для жителей всего Дальнего Востока. Кроме того, будут вложены колоссальные средства в модернизацию коммунальной и транспортной инфраструктуры Владивостока. Предусмотрены строительство и реконструкция дорог, канализаций, очистных сооружений, полигона ТБО. Это сделает Владивосток комфортным для жизни. Город станет современным, удобным и достойным своего нового статуса – центра международного сотрудничества в АТР.

– Расскажите подробнее о грандиозном нефтехимическом комбинате, который возникнет опять же на тихоокеанском берегу.

– Действительно, это крупнейший инвестиционный проект, который мы реализуем совместно с компанией «Роснефть». По данным компании, на его строительство будет потрачено 14 млрд долларов США. Нефтехимический комбинат будет строиться в Находке, в две очереди. Первая начнется уже с сентября 2009 года и продлится до 2013-го, вторую очередь планируется завершить к 2017 году.

Строительства подобного комбината в нашей стране не было 40 лет. Создается производство, оснащенное самыми передовыми технологиями. Очень много компаний претендуют на участие в этом гигантском проекте, в том числе японская компания «Мицуи», южнокорейская «Самсунг». Новейшие технологии, внедренные на нефтехимическом комбинате, позволят производить высокорентабельные конкурентоспособные продукты. Причем не просто дизель, бензин или мазут, речь идет о создании химической продукции, например, для производства пластика, запчастей для автомобилей и других вещей.

Вокруг таких крупных производств, как правило, создается много предприятий малого и среднего бизнеса. Они производят свою продукцию на базе той, которую выпускает химический комбинат. В итоге строительство нефтехимического комбината существенно скажется на развитии всей территории.

Важно, что компания «Роснефть» ведет этот проект, заботясь о социальной защищенности строителей и работников будущего производства. Мэр Находки выделил в городе хорошие места для строительства жилья для сотрудников «Роснефти», строителей нефтехимического комбината. Кроме жилья будут построены детские сады, школы и другие объекты инфраструктуры.

Вообще, я уже не раз заявлял, что размер инвестиций из федерального бюджета, бюджетов крупнейших государственных нефтяных и газовых компаний в экономику Приморского края до 2020 года составляет порядка трех триллионов рублей! Строительство нефтехимического комбината – это крупнейший и один из самых значимых для Приморского края проектов, но это не единственный наш масштабный проект. В реализации других проектов, как я уже говорил, будут задействованы различные города Приморья.

– Что они внесут в социальную «копилку» простых людей?

– Инвестиции, которые пошли в край, позволили нам создать новые рабочие места. Уже сегодня в Приморском крае на 1155 человек снизилось количество безработных. В целом экономика края стабилизировалась. Мы один из немногих субъектов РФ, где доходы в краевой бюджет увеличились на 2 процента. Чем увереннее чувствует себя наша экономика, тем больше средств мы можем тратить на социальные программы, поддержку пенсионеров. В этом конкретная польза для жителей края.

Самое главное – масштабные стройки закладывают хорошую основу для будущего наших детей. Именно поэтому один из ключевых объектов подготовки к саммиту АТЭС – это Дальневосточный федеральный университет на острове Русском. Его открытие даст начало эре современнейшего, одного из лучших в мире образования. Выпускники Дальневосточного федерального университета смогут найти себе достойную работу не только на приморских предприятиях, но и в компаниях с мировыми именами.

– Вы говорите, Сергей Михайлович, что не только остров Русский – весь Владивосток изменит свое лицо?

– Представьте себе – в числе 40 будущих объектов уже начали реконструкцию аэродрома в Артеме. Будут построены новое здание аэровокзала, серьезная сеть автомобильных дорог. Мы планируем осуществить строительство дороги Де Фриз - Патрокл, она может снять проблему пробок во Владивостоке. Что касается развития города, то решением президента России Дмитрия Медведева выделено дополнительно 10 млрд рублей на его обустройство. В первую очередь начнем реконструкцию дорог в центральной части города. Причем будем строить бетонные дороги. Такие дороги не смываются тайфунами и прослужат долгие годы. В рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке построим очистные сооружения. Это огромная, технически сложная инженерная работа. Кроме того, будет рекультивирована свалка на Горностае. Рассматривается вопрос строительства завода по утилизации мусора. Будут построены нитка водовода для обеспечения дополнительной безопасности подачи воды в городе, Пушкинская депрессия, высокотехнологичный медицинский центр, пятизвездочные гостиницы и, конечно, мосты. Как видите, мост через бухту Золотой Рог активно строится. Этот мост свяжет Первомайский район с центром города.

– Этот мост, образно говоря, свяжет, в конце концов, после саммита АТЭС весь Дальний Восток со странами АТР.

– И здесь, скажу вам откровенно, колоссальная заслуга первых лиц государства. Вместе с тем благодаря их политике объективно изменилась экономическая ситуация в стране: Россия начинает более активно выходить на мировые рынки, меняется ее роль в геополитике. Сегодня наша страна проявляет большой интерес к развитию отношений с азиатскими странами. Государства Азии развиваются очень бурно. Китай, Индия в XXI веке в числе стран-лидеров по темпам экономического роста. Все это позволяет нашей стране рассматривать Владивосток и все Приморье как точку роста России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Мы видим: правительство понимает, что кроме экономики надо создавать инфраструктуру, чтобы люди оставались жить и работать в Приморском крае, чтобы дети могли получить здесь хорошее образование и потом устроиться на хорошую работу, чтобы было комфортное жилье, чтобы авиабилеты были доступными.

– Приморье – край морской. В Находку, Владивосток причаливают современные иностранные суда, а дальневосточный флот «по швам» разваливается. Когда вернутся времена мощного судостроения для рыбаков, моряков?

– Создана объединенная судостроительная корпорация, в нее входят центр судостроения, все военные судоремонтные заводы, которые располагаются на территории края, «Звезда», «Дальзавод». Это такой мощный кластер, который создало государство. Проблема в том, что у этих предприятий маленькая загрузка. Объективно, у нас уменьшился флот, в первую очередь – военно-морской, и объемы судоремонта упали. Похожая ситуация с ремонтом судов рыбного и торгового флота. Сегодня главная задача объединенной судостроительной корпорации – это формирование заказов для предприятий кластера. Кроме этого правительство, министерство промышленности и торговли поддерживают идею создания в Приморье современной судостроительной верфи для строительства крупнотоннажного флота, в том числе танкеров для перевозки газа, нефти и других специализированных судов высокого класса. Сейчас ведутся переговоры с Южной Кореей, Сингапуром о создании такой верфи. Правительство намерено инвестировать деньги в ее строительство. На базе какого завода это будет осуществлено - решит разработчик проекта.

Мне приятно, что правительство готово усилить финансирование флота, в первую очередь – Тихоокеанского. Флот сможет больше средств тратить на ремонт судов, это приведет к большей загруженности судоремонтных предприятий. К сожалению, еще есть вопросы по отработке механизма взаимодействия Министерства обороны РФ и объединенной судостроительной корпорации, связанные с оплатой госзаказов на ремонт. Из-за этого работники заводов не получают зарплату. Обращаю внимание, что причина задержек - задолженность министерства обороны за выполненные заказы или задержка авансов за заказы. Задолженности краевого бюджета перед предприятиями и рабочими у нас нет. Во время совещания в Комсомольске-на-Амуре заместитель министра обороны пообещал мне, что в ближайшее время они выплатят зарплату работникам приморских номерных заводов. Эта проблема известна правительству, надеюсь, в ближайшее время ее удастся решить.

В крае задолженность по зарплате составляет 80 млн рублей. Сумма большая, но по сравнению с общей суммой зарплат - это меньше полпроцента. То есть в этом вопросе мы навели порядок и будем в дальнейшем контролировать своевременную выплату зарплаты.

– Приморцы завидовали жителям Хабаровского края, получившим в производство и в личные квартиры дешевый газ, и обрадовались, узнав о продолжении трубы до «нашенского» берега. Как быстро это случится?

– Мы подписываем соглашение на подготовку проекта строительства магистрального газопровода «Сахалин – Владивосток – остров Русский». В этом году начнется строительство ветки от Хабаровска до Владивостока. Остальную инфраструктуру мы будем создавать сами – проводить газификацию приморских городов, районов, поселков. Будем газифицировать весь край. С этого начнется другая экономика Приморья. В крае планируется построить завод по сжиженному газу, гелиевый завод, завод по сжатию газа и нефтехимический комбинат. За этим стоят новые рабочие места, современнейшие технологии, возможности развития малого и среднего бизнеса вокруг кластера. Мощный кластер газохимии будет работать в том числе для рынков Китая, Японии, Южной Кореи.

Валентина БРАТЧИКОВА.

 



← Назад в раздел