«Наша цель – повышение качества жизни земляков»

 

«Времена не выбирают...»

– Основной, самый главный итог этих 15 лет работы Думы состоит в том, что в области создано правовое поле, законодательная база, обеспечивающая социально-экономическое развитие региона. И в этом, несомненно, большая заслуга депутатов всех четырех созывов, - говорит А. П. Александров. - Каждому из них достались свои времена и соответствующие им реалии. В части короткого экскурса в историю, к которому обязывает юбилейная дата, должен сказать: становление Магаданской областной Думы происходило в тяжелый для российского государства период. Вспомните начало 90-х прошлого столетия. Это были годы системного кризиса государственности, драматичное для страны время. А для нашей территории, при ее анклавности и недостаточно развитой транспортной схеме, обуславливающей дороговизну доставки любых грузов, в том числе топлива и продовольствия, - драматичное вдвойне. Тогда были практически разорваны все связи с центральными районами страны, одно за другим закрывались предприятия области, на глазах «разваливались» ведущие отрасли промышленности. Мы все помним этот тяжелейший период: безработица, невыплаты пенсий и заработной платы, массовая миграция трудоспособного населения за пределы области. В таких условиях начинал работу депутатский корпус первого созыва. И, пожалуй, она была самой сложной, но и самой интересной.

Первостепенной задачей того времени были создание в соответствии с принятой в 1993 году Конституцией, легитимных органов государственной власти и формирование регионального законодательства, направленного на обеспечение экономической и социальной стабилизации общества.

– И что, с вашей точки зрения, было самым сложным, а что – самым интересным?

– Основная сложность состояла в принципиальной новизне регламентации устройства общества, его институтов и всех сфер деятельности. Ведь что произошло? Новая Конституция ввела принцип федерализма с четким разграничением полномочий, само государство изменилось. Органы законодательной власти субъектов Федерации были поставлены перед необходимостью создания правового фундамента жизни региона, и никто за них эту работу сделать не мог. Но как к ней подступиться? Не было никакой практики парламентской работы. Не было и возможности обратиться при разработке законодательных актов к опыту других регионов, что мы активно делаем сейчас, в рамках парламентских ассоциаций. Потому что весна 1994 года была временем формирования органов законодательной власти во всех субъектах Российской Федерации. И каждый изобретал  собственный велосипед.

– Но, может быть, в этом и состоял основной шанс для реализации давно назревших изменений общества? И люди в Думу приходили с пониманием этих возможностей. Конечно, было много того, что сейчас называют дешевым популизмом, самопиаром, но, с другой стороны, прямые эфиры с заседаний Съезда народных депутатов предшествующего тому периода люди смотрели ночи напролет, и это было не просто интересно, а – захватывающе.

– Несомненно, Совет народных депутатов перестроечных времен сыграл большую роль в демократизации общества. Была объявлена «гласность», впервые открыты шлюзы для высказывания мнений: это было для общества в целом важно. Но это был не парламент! Это было вече! Попросту: говорильня, шоу. Очень яркое, действительно зрелище, но, вспомните, - абсолютно не конструктивное и не продуктивное. Не было даже механизма принятия решения, того же учета голосов. Основным содержанием заседаний были словесные баталии как таковые, это были своего рода издержки роста институтов власти. А главное для законодательного органа – это все-таки результат, разработка и принятие законов, нормативно-правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу жизни. И первостепенной задачей работы областной Думы первого созыва, несомненно, явились разработка и принятие, во-первых, Устава - Основного закона Магаданской области, а во-вторых, создание правового фундамента финансово-бюджетной политики территории, направленной на обеспечение экономической и социальной стабилизации общества.

То, что областная Дума справилась с этими задачами, я считаю, большая заслуга таких пришедших в первый созыв депутатов, как В. К. Христов, В. А. Пехтин, А.Н, Таланов, В. Н. Проказин, С. А. Елисейкин, Л.М. Шадрин, А. В. Положиев. Это были руководители районов и крупных предприятий, и присущая им ответственность за свои коллективы сыграла определяющую роль в столь не простой и, считаю, успешной работе.

Вообще, депутатский корпус первого созыва был очень работоспособным. В него вошли шесть руководителей администрации районов, два врача, четыре руководителя предприятий различных форм собственности, один работник правоохранительных органов.

Личность в истории

– То есть так или иначе легитимный орган законодательной государственной власти нашего региона за период работы депутатского корпуса первого созыва Магаданской областной Думы был создан, обеспечена преемственность этой самой власти, пришедшей на смену Совету народных депутатов, и приняты основы бюджетной политики. Что стало основной задачей второго созыва?

– Весь процесс рождения и развития областной Думы основывался на историческом опыте деятельности Советов в 30-80-е годы и областного Совета народных депутатов в начале 90-х годов. На период работы второго созыва пришлось разделение полномочий исполнительной и законодательной власти региона, и дискуссии шли очень жесткие. В третьем, четвертом созывах такой остроты в полемике уже не было, и не потому, что депутаты пришли другие. Это объясняется не характером депутатских персоналий, а тем, что в регионе был выработан предусмотренный Конституцией «баланс сдержек и противовесов», была создана правовая база для конструктивного сотрудничества депутатов с губернатором и администрацией области. Каждая ветвь власти стала действовать в рамках установленных ей полномочий. И я хочу подчеркнуть, что без этого тесного взаимодействия невозможно развитие территории, ее экономики и социальной сферы.

В части знаковых моментов в формировании правовой базы надо назвать законы о бюджете, правовые акты, направленные на создание основ деятельности местного самоуправления, социальной защиты населения. Особое значение для населения Колымы имел принятый депутатами Закон «Об областных целевых программах», который установил их общие принципы, порядок формирования, утверждения и финансирования.

Большую работу депутаты проделали по формированию правового поля для реализации федерального закона «Об особой экономической зоне Магаданской области». Ее значение трудно переоценить. Хотя хочу отметить: к сожалению, нам не удалось полностью раскрыть весь потенциал, заложенный в концепции закона, в силу кратковременности существования льготного налогового режима. Сыграли свою негативную роль в том числе изъяны и нестыковки федерального законодательства, над которыми мы продолжаем работать, используя механизм законодательных инициатив.

Среди депутатов второго созыва хотел бы отметить очень активную работу В. Н. Разумова. Большая заслуга в разработке основ бюджетного законодательства региона, несомненно, принадлежит О. Г. Атаманюк. Очень яркой личностью проявила себя В.Н. Даричева, своей незаурядной энергией она держала в тонусе весь депутатский корпус.

Со второго созыва и в дальнейшем плодотворно работал А. А. Басанский. Он проявил себя в наиболее сложной и ответственной сфере законодательства – налоговой. Курируя в Думе взаимодействие с предпринимательством, ему зачастую приходилось при разработке таких законов, как, например, «О транспортном налоге», «О едином налоге на вмененный доход», искать путь между Сциллой и Харибдой – и бюджет надо наполнить, и бизнес стимулировать.

–  Веками идет спор о роли личности в истории. Вы именно в качестве председателя Думы как ее оцениваете?

– Результативнее всего работа тогда, когда яркие люди знают, чего хотят, как этого достичь, и готовы для этого трудиться, прилагая постоянные усилия. В числе таких я хотел отметить ряд депутатов, избранных в третий созыв. Это М. Н. Котов, А. Е. Башлычев, В. А. Каликян, И. М. Субботин, Г. Н. Данилюк, С. И. Мажарин, П. Е. Казаков. Каждый из них - специалист в своем деле, но, лоббируя интересы отрасли, они вытаскивали экономику всей области. А значит, развивали ее социальную сферу.

К третьему созыву в Магаданской области уже было создано определенное правовое поле, регламентирующее различные вопросы социально-экономического развития территории. Но крупномасштабная административная реформа в стране, реформирование государственного и местного самоуправления, часто меняющееся федеральное законодательство поставили перед депутатами не менее сложные задачи. Для их решения потребовались структурная перестройка аппарата Думы, качественные изменения в информационно-техническом обеспечении деятельности Думы.

В этот же период была образована Контрольно-счетная палата, что позволило нам создать единую систему финансового контроля на всей территории области.

Оценивает избиратель

– Сложные задачи решались и решаются на любом этапе развития общества, это доказывает история парламентов с многовековой историей. Скажите, Александр Павлович, а насколько, с вашей точки зрения, важен депутатский опыт для эффективной работы в Думе?

– Достаточно важен, как и везде, потому что времени на освоение новой деятельности у депутатов мало, очень жесткий режим работы, напряженный график. И эта работа должна приносить результат, его ждет избиратель, по нему все оценивает. Именно поэтому мне особенно приятно отметить, что выборы областной Думы четвертого созыва показали высокую степень доверия жителей Магаданской области к региональному законодательному органу власти. Из двадцати пяти депутатов областной Думы четвертого созыва два депутата избраны в Думу четвертый раз, два - в третий, повторно избраны пять депутатов.

Очень важна для нас высокая оценка качества нашей работы полномочным представителем президента РФ по ДВФО. Это говорит о высоком профессионализме депутатов и аппарата.

– Что сейчас составляет основное содержание работы депутатского корпуса четвертого созыва?

– Правовое поле в основном сформировано, сейчас идет точечная корректировка законов, в том числе в связи с изменениями федерального законодательства. Жизнь-то не стоит на месте, а, наоборот, постоянно выдвигает новые и очень жесткие требования. Серьезная работа была проведена по правовому обеспечению в регионе мероприятий, направленных на реализацию положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации, приоритетных национальных проектов. И я считаю, она дает положительные результаты.

Продолжается активная работа по организации взаимодействия с органами местного самоуправления. Для оказания информационно-методической, документационной и правовой помощи при областной Думе создан Совет руководителей представительных органов муниципальных образований.

В 2006 г. при Магаданской областной Думе создана Молодежная общественная палата. Важным этапом в ее работе по развитию молодежного парламентаризма считаю создание молодежных общественных палат муниципалитетов.

Основным же направлением деятельности Магаданской областной Думы четвертого созыва было и остается законодательное обеспечение социально-экономического развития Магаданской области, направленного на повышение качества жизни людей. Это – наша основная цель. На ее достижение направлены усилия обеих ветвей власти территории – законодательной и исполнительной. Сегодня в условиях глобального финансово-экономического кризиса перед нами стоят очень сложные задачи по обеспечению темпов развития территории. Уверенность в том, что они по плечу депутатскому корпусу, базируется и на традиционном для нашей территории конструктивном сотрудничестве с исполнительной ветвью власти, а главное – на том, что депутаты, несмотря на принадлежность к разным политическим партиям, все же в первую очередь руководствуются общими для всего населения области интересами.

Парламент – зеркало общества. Недаром он называется представительным органом. Он действительно представляет народ и обязан действенно реагировать на все, что волнует граждан. Наша главная обязанность - это неукоснительное выполнение чаяний и надежд избирателей. А это станет возможным, если промышленные предприятия будут стабильно работать, если в Магаданской области будут создаваться новые производства, а значит, и новые рабочие места. Словом, наша первоочередная задача – добиться таких темпов экономического роста, которые позволили бы обеспечить достойный уровень жизни населения территории. И я уверен, что депутатский корпус Магаданской областной Думы готов к работе. К напряженной, большой работе во имя процветания Колымского края.

Елена Водолажская-Колесникова.

 



← Назад в раздел