Четко видеть перспективу

 

ЭКОЛОГИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ

Да, не только очистные сооружения, площадку для которых уже расчистила «Тихоокеанская мостостроительная компания», но и строящиеся дороги, мосты очень существенно повлияют на экологию Владивостока. Очистные сооружения преградят путь городским отходам, десятилетиями загрязнявшим Амурский залив. А мосты и подходы к ним, ликвидировав автомобильные пробки, создадут чистую атмосферу, от которой мы почти отвыкли.

– Ну до чистой атмосферы еще далековато, - искренне и громко (потому и совсем не обидно!) смеется над моими мечтаниями Виктор Григорьевич Гребнев.

– Пока, если говорить честно, мы являемся нарушителями и разрушителями экологии. Взрываем скальную породу, сносим дома, перемещаем по городу тысячи тонн грунта, шумим моторами денно и нощно, сваи вколачиваем, словно из пушек палим, пыль поднимаем. Мириться с таким безобразием можно, если четко понимаешь и видишь перспективу: хорошие дороги, мосты через Золотой Рог и на остров Русский на самом деле станут надежными защитниками окружающей среды. Только, к сожалению, всей проблемы они не решат.

– Почему?

– Да потому, что сами мосты и удобные, современные подходы, подъезды к ним не заменят всех улиц города, - на ходу подхватывает мысль Гребнева его заместитель Александр Анатольевич Гофман. Тот самый, который курировал и филигранно провел работы по прокладке тоннеля в густо застроенном центре Владивостока в районе фуникулера. - Посмотрите, что творится на улицах Светланской, Суханова, Алеутской. Какой участок ни возьми –  везде страшное перенапряжение. На Светланской и вовсе треть проезжей части съедают припаркованные по обе стороны улицы машины. Как тут обойтись без пробок и загазованности воздуха?

– Хорошая дорога, - продолжает Виктор Гребнев, - это как нитка, на которую нанизываются драгоценные жемчужины. Она должна быть надежным хранителем и оберегом для всего, что ее окружает. Ведь на дорогу, образно говоря, нанизываются и жилые массивы, и офисы, и памятники архитектуры, и предприятия. Чтобы всем этим пользоваться, в первую голову, нужна хорошая - широкая и удобная дорога. Та же Светланская. Дивная по красоте улица. И пропускная способность ее проезжей части вполне достаточна. Но поставить на ней автомобиль негде. Для мобильных, «севших на колеса» владивостокцев - это почти кошмар. Есть только один выход: надо отыскивать мало-мальски подходящие площадки и строить современные многоярусные подземные и наземные парковки. Это дорого, но в центре города, если мы хотим сохранить его неповторимое своеобразие, иной путь невозможен. По нему идут все крупные города мира. И в соседнем Хабаровске, хотя автомобильное движение там не такое плотное, многоярусные парковки уже действуют.

Но центр города - особая статья. Досадно, что во Владивостоке до сего дня к дорогам порой относятся как к чему-то второстепенному. Руководствуясь сиюминутной выгодой, ставят, например, жилой дом, возводят торговый центр в местах, где, как говорится, сам Бог велел проложить новую или развить старую дорогу. Что же, эти здания прикажете сносить, когда еще свежая краска на стенах не просохла? Наша компания сейчас участвует в строительстве и реконструкции улиц города и, к сожалению, нередко наталкиваемся мы на новострой, который мешает развитию дорожной сети. Я убежден, что сегодня, когда автомобилизация горожан стала массовой и пришла надолго, любое планирование развития Владивостока надо начинать с дороги. Только она ведет к нормальной экологии, повышению работоспособности людей, их хорошему настроению. Думаю, новые мосты заставят по-новому посмотреть и на эту проблему.

ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО

Виктор Григорьевич Гребнев по итогам V краевой  бизнес-премии-2008  признан лучшим менеджером года. А возглавляемое им ЗАО «ТМК» заняло почетное четвертое место среди ведущих компаний Приморского края, получив диплом лауреата в номинации «Компания года». Он словно переполнен энергией и искрится оптимизмом. Кажется, рядом с ним просто нет места унынию или неверию в собственные силы.

– Виктор признанный формальный и одновременно неформальный лидер коллектива, - говорит впоголоса, чтобы Гребнев не слышал (он с кем-то громко беседует по телефону), Виктор Александрович Скляров - заместитель по строительству искусственных сооружений. – И так было всегда. Ведь мы с ним «однокашники» - вместе заканчивали Хабаровский государственный политехнический университет. Так вот, он первым в потоке пошел на защиту диплома. Сделал это блестяще. И нам, его товарищам, стало как-то легче. Вслед за ним мы увереннее себя почувствовали.

– Виктор, ты чего там шепчешься с корреспондентом? - окончив телефонный разговор, строго спросил Гребнев.

– Вспоминаю, как ты первым «пошел на амбразуру» защищать диплом.

– Было дело. Я тогда первым и «на грудь принял» от радости. Еще вспомни, что одним из первых женился. Ты же у меня в загсе свидетелем был.

– Многие тогда переженились. Только уже почти все развелись. Мостовики и дорожники мало приспособлены к семейной жизни. Дома почти не ночуют. Как им и положено, все время в дороге.

– И я удивляюсь, как до сих пор меня жена терпит, - весело комментирует Гребнев. - Ведь из командировки в командировку только и успеваю улетать. А с этим мостом и вовсе дорогу домой забыл. В Корее, в Инчхоне (это городок в нескольких километрах от Сеула, аэропорт в нем) строится мост, по проекту почти полностью совпадающий с нашим. В августе его уже сдадут в эксплуатацию. Все прорабы там меня в лицо знают, здороваются, улыбаются при встрече. Я каждый метр облазил и пощупал. Ведь мы на самом деле стройку ведем уникальную. На всем земном шарике только пять подобных мостов. Мы будем шестые.

– И думаете, все у вас получится не хуже, чем за границей?

– С нашим коллективом, конечно! Я не только «Тихоокеанскую компанию» имею в виду. Под стать нам и субподрядчики из «Дальмостостроя», «Подземстроя», «Стройальянса», ЗАО «РАСКО». Все работают слаженно, качественно. На южном берегу Золотого Рога «дальмостостроевцы» уже анкерные опоры ставят. И мы готовимся. Сильно нас пока сдерживает снос домов в Голубиной пади. Там лачуги - страшно смотреть. А людей живет (или прописано?) много. Всем благоустроенные квартиры город должен предоставить.

– Повезло!

– Кому? Понятно, что шанс улучшить жилищные условия «на халяву» сейчас выпадает крайне редко. Но отдельные жители лачуг Голубиной пади уж сверхвысокие требования выдвигают. Безответственно это и безнравственно.

– Кто сейчас о таких материях помнит?

– Я помню. Вот Гофман помнит. Иначе не дневал и не ночевал бы на строительстве тоннеля. Да все наши строители помнят. Потому что трудятся не только за деньги, а на совесть. И без этой нравственной категории, вы уж поверьте на слово, вряд ли дорогу хорошую можно соорудить или мост надежный. А строить должны на века. Человек равнодушный, знающий лишь свою выгоду, к напряженному труду, с моей точки зрения, мало приспособлен. И пользы он приносит немного, скорее вред. Надо это чувствовать: мы не для дяди стараемся, а благоустраиваем родной Владивосток, Приморье, Дальний Восток России, наконец. Я из комсомольских советских времен помню лозунг – «Нам до всего есть дело!». По-моему, неплохо звучит и сегодня. Возможно, чуть высокопарно. Но не стоит этого бояться, когда речь идет об ответственности перед страной. Иначе только слезы будем лить: «Ах, кризис. Ах, тяжело».

ВЗВАЛИЛ НА ПЛЕЧИ И ВЕЗЕТ

Виктор Гребнев извинился и отправился на какую-то сверхважную и сверхсрочную встречу. Оставил мне в собеседники Александра  Гофмана и Виктора Склярова. Они рассказали, что в сооружении моста участвуют отдельные фирмы из Германии, Южной Кореи, Японии. Но постепенно от заказов за рубежом строители отказываются. Предварительные переговоры прошли с производственниками Омска, Находки. Очевидно, именно они выполнят сложные металлоконструкции для мостовых пролетов, анкерных опор. По качеству изделия обязаны быть не хуже, а желательно надежнее импортных.

Распространился в городе слух, что из Спасска поставляется на стройку цемент не лучшего качества. Замы Гребнева эту «утку» дружно опровергли. Цемент проходит лабораторные испытания и, наоборот, отличается очень высоким качеством. Как и другие составляющие: песок идет речной - амурский, отличные добавки для бетона присылают питерцы. Это крайне важно, потому что уже в начале июня начнется непрерывное бетонирование пилонов. Его круглосуточно будут изготавливать 4 завода. Бетон особо стойкий. На производство десяти тысяч тонн смеси уйдет 15(!) полновесных вагонов упрочняющих специальных добавок.

Из Германии придут опалубки для пилонов и анкерных опор. И тогда Владивосток «загудит» от рева моторов большегрузных автомобилей.  Строительный «штурм» будет продолжаться. 226 суток будут возводиться пилоны высотой 226 м. Но это надо перетерпеть, потому что дивный мост, о котором владивостокцы мечтали более века, того стоит.

Он будет надежным и красивым. Как надежны и красивы, ответственны люди, его воздвигающие. Вице-премьер Игорь Шувалов, на днях побывавший во Владивостоке, осмотрел стройку «контрольным взглядом». И вынес резюме: «Вижу, что работа идет. Главное, вам не мешать!».

А Виктор Скляров в завершение нашей встречи сказал довольно буднично, как подвел итог: - Гребнев - мотор и сердце нашей стройки. Он взвалил себе на плечи невероятную ответственность. И везет.

Валентина ЧАРСКАЯ.



← Назад в раздел