В формате окружного совещания

 

Д. МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги! Сегодня мы в формате окружного совещания обсудим здесь, на Дальнем Востоке, две крупные и, безусловно, связанные друг с другом темы: развитие в целом восточных регионов России и перспективы приграничного сотрудничества с нашими ближайшими соседями – с Китайской Народной Республикой и с Монголией.

Сначала несколько слов по общей проблематике развития восточных регионов. Конечно, мы исходим из того, что развитие восточных регионов нашей страны является для нашего государства безусловным приоритетом, я только что со студентами общался, как раз на эту тему мы говорили. Это внимание к развитию должно проявляться в самых разных формах, не только в форме посещения Дальнего Востока, Восточной Сибири руководителями государства, хотя это необходимо делать, и делать регулярно, а также посещения руководителями ведомств, руководителями крупнейших компаний для того, чтобы решения, которые принимаются по тем или иным вопросам, принимались с учётом специфики жизни, а не исходя из московских представлений о том, как устроена жизнь на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также потому, что необходимо всё время держать руку на пульсе.

Мы старались в последнее время развивать самые разные инвестиционные программы, мы занимались социальными программами, я имею в виду и образование, и медицинскую помощь, и комфортное жильё. И считаю, продвинулись в этом направлении достаточно неплохо. Вы сами знаете, что было сделано.

Только что в рамках посещения Хабаровского края я посмотрел строящийся Центр сердечно-сосудистой хирургии, Тихоокеанский университет. Это те программы, которыми мы должны заниматься и в будущем. Но мы понимаем и то, что успех развития Дальнего Востока зависит, конечно, от развития транспортной и энергетической инфраструктуры: при развитии инфраструктуры будут создаваться новые рабочие места.

В правительстве сейчас завершается разработка Стратегии развития Дальнего Востока и ряда регионов Сибири; реализуются проекты в рамках соответствующих федеральных целевых программ; принят целый ряд оперативных решений. Часть из них являются исключительно резонансными, я имею в виду такие решения, как снижение стоимости авиаперелётов между городами Дальнего Востока и центральной частью России. Эта программа уже работает. Но её нужно развивать.

Потенциал Дальнего Востока, безусловно, огромен. Он связан с природными ресурсами, с преимуществами географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Мы должны, конечно, заниматься сменой наших приоритетов, переходить от примитивного экспорта сырья к его переработке, созданию современных мощностей по переработке и, соответственно, получать максимальные выгоды от сотрудничества с другими государствами. Причём, конечно, речь идёт о всей линейке тех продуктов, которые выпускаются, создаются здесь. Я имею в виду и нефть, и газ, и лесные ресурсы, и металл, и всё, чем богата наша земля.

Сегодня тяжёлая ситуация – кризис, но мы не должны останавливать те проекты, которые создавали так долго и с таким трудом. Мы не должны останавливать работу, даже если по каким-то из этих проектов сейчас нет прямого движения. Тем более что в 2007 и 2008 годах на Дальнем Востоке, в Сибири наметилась положительная динамика, экономический рост был обеспечен масштабными проектами, крупными проектами, такими как «Сахалин-2», нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и некоторые другие. Мы понимаем, что есть и другие крупные проекты, перспективные проекты, такие как строительство одного из самых больших в мире Восточного НПЗ, газоперерабатывающего завода, завода по производству минеральных удобрений. Будем заниматься и другими проектами в этой сфере. В любом случае это то, что относится, может быть, к самому главному и самому ответственному сегодня участку нашей совместной работы.

Теперь несколько слов уже собственно о приграничном сотрудничестве с Китаем и Монголией. Уже сегодня немалую часть нашей внешней торговли обеспечивают приграничные и соседние с нами регионы. К сожалению, в текущем году масштабы взаимной торговли начали сокращаться. Практически по всем государствам, по всем нашим торговым партнёрам идёт сокращение за этот период, который пройден где-то на одну треть, где-то чуть меньше, где-то чуть больше. Эта статистика нас не радует. Где-то мы, я считаю, можем отыграть за счёт изменения отдельных товарных позиций, где-то, наверное, отыграть не сможем. Но в любом случае нужно стараться выходить на те контрольные цифры, которые мы сами для себя ставили, в том числе и по объёму внешней торговли. И конечно, для нас принципиально важно формировать инвестиционную среду для взаимовыгодных проектов не только в сырьевых, конечно, отраслях, но и в высокотехнологичных.

Нужно формировать и другие вещи. Для нас крайне важно, с одной стороны, сформировать уважительное отношение к приезжим из-за рубежа, без этого не может быть нормальной работы, а у иностранных рабочих, у иностранных бизнесменов – уважение к нашим законам и нашей культуре.

Теперь о конкретных приоритетах взаимодействия. Один из наших наиболее серьёзных и экономически перспективных партнёров – это, конечно, Китай. Он обладает не только ёмким для нашей промышленности рынком, но Китай, естественно, обладает и значительными финансовыми ресурсами, которые могут быть инвестированы в нашу экономику. Мы должны заниматься определением приоритетов сотрудничества с ним, думать о том, каким образом в нынешних условиях правильно структурировать финансовые отношения. Я считаю, что, кстати сказать, целесообразно проанализировать и опыт Китая по переводу торговли на расчёты в национальных валютах. Этот вопрос прорабатывался, мы обсуждали его с руководством Китая, и мы должны действовать в таком ключе.

Кроме того, мы исходили из того, что задачи подъёма Дальнего Востока, Забайкалья должны быть на рабочем уровне скоординированы с программами развития Северо-Востока Китайской Народной Республики. Вы знаете, что наши китайские партнёры позитивно отреагировали на это предложение, я лично обсуждал этот вопрос с Председателем КНР Ху Цзиньтао. Был подготовлен специальный проект программы сотрудничества, нами тоже выдвинуты специальные встречные предложения, которые в настоящий момент согласовывают эксперты. Эта работа должна быть продолжена.

У нас есть неплохое движение по целому ряду отраслевых и комплексных программ. В апреле этого года в Пекине подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, тем самым созданы условия для строительства ветки магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в сторону Китая, а также для реализации очень крупного кредитного соглашения на сумму в 25 миллиардов долларов, которое было заключено между «Роснефтью», «Транснефтью» и Государственным банком развития Китая. Это большие серьёзные проекты.

У нас есть немало и других договорённостей в сфере энергетики. Надо привлекать китайские инвестиции в строительство объектов нефтепереработки, в нефтехимию, в угледобычу, в перевалку в дальневосточных портах, в создание генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока. Перед нами достаточно широкий спектр возможностей, касающихся ТЭЦ в Находке, Владивостоке, Уссурийске, в ряде других мест.

Серьёзные возможности также открываются с ещё одним нашим давним партнёром и союзником – Монголией. У нас есть немалый совместный опыт работы по таким крупным объектам российско-монгольского (когда-то советско-монгольского сотрудничества), как «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», УБЖД [Улан-Баторская железная дорога]. Это такие системообразующие проекты, системообразующие компании. Для монгольского государства это бюджетообразующие компании. И на этой теме, на этих проектах мы должны развивать и новые формы сотрудничества.

Со своими инициативами обратились к нам и монгольские партнёры. В частности, одна из них – это проект «Алтайское развитие». Его цель – это развитие сотрудничества Монголии, России, Казахстана и Китая в освоении полезных ископаемых, в совершенствовании транспортной и энергетической инфраструктуры, в развитии туризма, охраны окружающей среды. Эту идею мы должны продолжить изучать на экспертном уровне и выйти уже на конкретные программы.

Важная задача также состоит в освоении природных ресурсов. На повестке дня ряд проектов, в частности касающихся участия компании «Ренова» и «Базовый элемент» в разработке монгольского угля. Надеюсь, что это позволит и нам кое-какие задачи решить по загрузке наших предприятий работой и открыть новые перспективы сотрудничества.

Ещё одна совместная сфера работы – транспорт. Для эффективного развития регионов нам необходимы полноценные транспортные коридоры для транзита китайских грузов через порты Дальнего Востока и по Транссибу; мы должны совершенствовать железнодорожную структуру Монголии, помогать оптимизировать маршруты и грузопотоки при перевозке полезных ископаемых. Мы должны заниматься поставкой оборудования и подвижного состава, его последующим ремонтом, обеспечивать запчастями. Всё это относится к сфере наших интересов, и здесь, я считаю, мы могли бы правильно выстроить отношения с нашими партнёрами.

В завершение вступительного слова хотел бы отметить одну вещь. Конечно, в отдельных областях Россия, с одной стороны, Китай, Монголия, другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона, с другой стороны, выступают в качестве прямых конкурентов. Но это нормально в условиях рыночной экономики, ничего в этом нет удивительного. Главное, что, несмотря на конкуренцию по отдельным направлениям, мы являемся близкими, как принято говорить, стратегическими партнёрами, и из этого должны исходить при развитии базы наших отношений для взаимной и взаимовыгодной координации.

 



← Назад в раздел