Острова стабильности

 

Экономика области во многом зависит от добычи углеводородов. Из-за мирового финансового кризиса цены на нефть снизились почти в три раза. Насколько серьезно пострадает от недополученных налогов областной бюджет?

– Доходная часть бюджета Сахалинской области на 2009 год – это 43 миллиарда рублей. Она была посчитана, исходя из цены на нефть 68 долларов за баррель. Мы также просчитали три более пессимистических варианта. При самом худшем, если цена за баррель опустится до 30 долларов, потери бюджета составят 6 - 6,5 миллиарда рублей. Я думаю, что в действительности мы потеряем меньше. Почему? Средняя цена первого квартала сложилась на уровне примерно 50 долларов за баррель. Кроме того, помогла плавная девальвация рубля по отношению к бивалютной корзине Центрального Банка России.

Тем не менее, для того, чтобы компенсировать потери, мы создали резервный фонд, так называемую «подушку безопасности». Остальные средства направили в расходную часть бюджета. Если мы ошибемся в своих расчетах потерь, то не сильно и сможем вырулить путем оперативных мер экономии: сделать капитальные расходы переходящими, например, что-то подрезать. Сегодня есть определенная уверенность в том, что все свои расходы, и в первую очередь социальные, исполним.

В области открылся завод по производству сжиженного газа, самый крупный в мире и пока единственный в России.

– Я думаю, что перспективы в этом направлении газопереработки очевидные и далеко идущие. Открытие такого производства в период кризиса само по себе дорогого стоит. Сегодня много говорится об инновационной экономике. Считаю, что с точки зрения революционной технологии, этому событию равных, по сути, нет. Пуск завода - это промежуточный итог огромной работы, которая была проделана несколькими поколениями нефтяников северного Сахалина. Она начата еще в прошлом веке. Лунское месторождение было открыто в 1984 году, Пильтун-Остохское в 1986 году. Освоение месторождений началось в 1998 году, а первую нефть мы получили в 1999 году. Для установки первой буровой на площадке Пильтун-Остохская - это буровая Моликпак, - понадобилось около 600 согласований. Работа проделана гигантская. Это наша общая победа – победа населения Сахалинской области, нефтяников северного Сахалина, и в первую очередь, операторов и инвесторов проекта «Сахалин-2».

На заводе будут функционировать две очереди общей производительностью примерно 10 млн тонн сжиженного природного газа в год. Но мы полагаем, что есть возможности, для строительства третьей очереди, и увеличения ежегодного объема производства сжиженного газа до 12-16 млн тонн. Ресурсная база позволяет сделать.

Что область получит от реализации этого проекта?

– При создании одного рабочего места в нефтегазодобыче появляется несколько смежных рабочих мест в строительстве, сервисе, на транспорте и других отраслях экономики. Развитие двух проектов по нефтедобыче дало мощный толчок развитию экономики Сахалинской области. У нас появились возможности поддержать малый и средний бизнес, что мы и начали делать одними из первых в Российской Федерации. Если смотреть на валовый региональный продукт, то сегодня нефтегазовая отрасль составляет в его структуре 48%, а малый и средний бизнес – порядка 30%. Это очень неплохой показатель в масштабах России, что, кстати, было отмечено и президентом РФ Д.А.Медведевым в ходе его недавнего визита на Сахалин.

Другой положительный эффект от этих проектов – модернизация инфраструктуры: строительство мостов, дорог, электростанций и аэропорта в поселке Ноглики. Запуск нефтеналивного терминала на заводе СПГ в Пригородном позволит существенным образом нарастить добычу нефти. Раньше она велась только тогда, когда позволяли погодные условия, то есть в летний период. Теперь добыча будет круглогодичной. Соответственно возрастает и налогооблагаемая база. Это деньги, которые так необходимы нашим бюджетникам и изношенной инфраструктуре.

– Сколько нефти и газа пойдет на экспорт в этом году?

– В целом нефтяники Сахалинской области в 2009 году планируют добыть порядка 14,5 миллиона тонн нефти. По проектам «Сахалин-1» и «Сахалин - 2» - примерно 12,5 миллиона тонн. С пуском завода начата отгрузка сжиженного природного газа – 4,5 миллиона тонн должно быть отгружено до конца года.

Кризис показал уязвимость моноотраслевой структуры экономики, ориентированной на добычу энергоносителей. Планируете ли вы диверсификацию экономики региона, и на какие отрасли будете обращать внимание?

– Действительно, нефтегазовый комплекс на Сахалине доминирует во всех отношениях. И нам крайне необходимо диверсифицировать экономику. Нужна глубокая переработка углеводородов, а не просто их перекачка. Нам требуется  развитие других отраслей экономики – рыболовства и рыбопереработки, лесопромышленного комплекса, угледобычи. Надо строить новые электростанции, газифицировать энергетику. Это то, чем необходимо заниматься сегодня и в ближайшей перспективе. Надо развивать угледобычу, модернизировать транспортную инфраструктуру, строить для этого железнодорожную ветку Углегорск-Ильинск, заниматься автодорогами.

Кстати, ветка Углегорск-Ильинск нужна не только для того, чтобы наращивать объемы добычи угля. Там мы будем строить новую электростанцию. Надо будет завозить тысячи тонн грузов, чтобы ее построить. Это будет серьезный объект энергетики. Надо заниматься также такими направлениями, как углехимия, лесопромышленный комплекс, модернизация флота, портовое хозяйство.

Какие меры в экономике области вы считаете наиболее необходимыми предпринять сейчас, в кризисный период?

– Если говорить о тех мерах, которые необходимо предпринимать немедленно, то это - амортизация последствий мирового кризиса. Кстати, он пока не сильно ударил по экономике Сахалинской области. Определенные меры мы предпринимаем и есть все основания полагать, что они будут достаточными.

Жизнь на кризисе не заканчивается. Мы выстраиваем перспективу развития сахалинской экономики на последующие годы. Думаю, что нам надо работать над модернизацией нашей энергетической и транспортной инфраструктуры. Энергетика сегодня на пределе. Мы собираемся инвестировать в ее развитие большие средства, иначе через некоторое время у нас возникнут серьезные проблемы с обеспечением населения области электроэнергией. Дороги - это проблема не только Сахалинской области, но и России в целом. В прошлом году вложено 3,3 миллиарда рублей в модернизацию дорог. В этом году запланированы три миллиарда. Я думаю, что есть возможность несколько увеличить инвестиции в эту сферу.

Сейчас надо не только самортизировать последствия кризиса, но и не потерять темпы социальных преобразований. Вот та задача, над которой необходимо работать сегодня и завтра. Поэтому социальные программы не сокращаем, а наоборот - увеличиваем, и это начинает давать определенный эффект. Вот пример – недавно  открыли новую школу в поселке Вал Ногликского района. Построили ее за шесть месяцев. Это важное событие для Сахалина – открытие школы в поселке с населением в тысячу человек. Буквально на днях состоялся пуск двух крупнейших объектов, построенных по новым технологиям: большой спортивный комплекс в поселке Ноглики и спортивно-оздоровительный комплекс с двумя плавательными бассейнами в городе Оха. Аналогов этим сооружениям пока нет на Сахалине. Мы недавно запустили спортивный комплекс в Анивском районе. Там же открыт поселковый Дом культуры. И этот перечень можно продолжать.

На одном из совещаний в областной администрации был сформирован антикризисный список. В него вошли 150 предприятий Сахалина. На этом совещании было сказано, что прорабатываются меры поддержки, которые в случае необходимости будут им оказаны.

– Примерно с октября-ноября мы уже начали заниматься кризисом. Первым делом была сформирована группа по мониторингу ситуации в экономике области. Сначала группу возглавлял первый вице-губернатор, потом я сам. Отраслевые группы возглавили вице-губернаторы. Каждый из них «мониторит» свое направление, потом вся информация собирается в группе по мониторингу ситуации в экономике, и мы пытаемся анализировать, что происходит в области с точки зрения развития финансово-экономического кризиса. Был разработан и утвержден план мероприятий по стабилизации в условиях финансового и экономического кризиса. Это серьезный документ, в котором семь разделов. В него включены меры по стабилизации крупных системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса и социально-политической ситуации в области, меры по оптимизации бюджетных расходов, мониторинг занятости населения.

На начальном этапе предприятий действительно было 125. Сейчас список утвержден окончательно и 150 предприятий получат нашу поддержку. Это системообразующие, бюджетообразующие, градообразующие, предприятия жизнеобеспечения, заводы с уникальными технологиями, например, Корсаковский завод по производству агар-агара.

Эти предприятия будут иметь определенные преференции при распределении средств на компенсацию процентной ставки. В бюджете Сахалинской области заложено сто миллионов рублей для того, чтобы компенсировать процентную ставку для предприятий, воспользовавшихся кредитными ресурсами. Предприятие из этого списка берет кредит в банке, приходит к нам за помощью в уплате процентов. По принятому положению 50 процентов от учетной ставки Центробанка мы компенсировали за счет бюджета, что равнялось 6,5 процента. Сейчас же банки кредитуют под 20 процентов и больше, поэтому компенсации в прежних размерах не решают проблемы. Я дал поручение проработать вопрос более высокого размера компенсаций, чтобы компенсировать полностью ставку рефинансирования - все 13%.

Другой механизм – в бюджете Сахалинской области есть лимит бюджетных гарантий. Мы можем предоставить гарантии предприятию, которое не может получить кредит, потому что у него нет соответствующего обеспечения, но мы понимаем, что это производство важное. Руководители компании приходят к нам за гарантией, просчитываем ситуацию, выходим в областную Думу и ручаемся за него. Если предприятие не сможет выплатить кредит, тогда деньги будут списаны с бюджета Сахалинской области.

То же самое по договорам лизинга, то есть уплату процента по ним мы тоже берем на себя. У нас есть перечень важных для нас предприятий, которые пользуются определенной льготой по оплате электроэнергии, они получают государственную субсидию. Таких механизмов набирается достаточно много. Ликвидировать последствия кризиса, работать с кризисом и не снижать объема социальных гарантий – наша задача.

Ну, если мы заговорили о социальной сфере, то какая ситуация складывается на рынке труда?

– Дела обстоят следующим образом: на 1 января текущего года Сахалин вышел с количеством безработных в 3,6 тысячи человек. Это 1,2 процента трудоспособного населения области. Этот уровень для нас традиционный. Безработица колеблется примерно от 0,8 процента в летний период, когда существует временная занятость, до 1,2-1,3 процента зимой. При этом у нас имеется порядка 8500 вакансий. Часть вакансий – 3 - 3,5 тысячи – это высококвалифицированные рабочие места для нефтегазовых проектов. Таких специалистов придется привлекать из других российских областей. А вот 4 – 4,5 тысячи свободных рабочих мест – это то, чем могут воспользоваться сахалинцы. И мы имеем полную ясность о создании новых, постоянных рабочих мест. Хочу сказать, что скорый запуск только одного крупного торгово-развлекательного комплекса в Южно-Сахалинске позволит создать порядка трех тысяч новых рабочих мест. В этом году мы вводим в строй еще ряд объектов и в областном центре, и в других муниципальных образованиях.

Также предусматривается переобучать людей на те специальности, которые необходимы нашему рынку.

В Сахалинской области разработана специальная программа занятости населения. Выделяем на это 61 млн. рублей. И до конца года планируем дополнительно создать в рамках программы свыше 2 тысяч рабочих мест.

Вот такие меры намечаются.

Мы постоянно контролируем ситуацию. У нас есть служба занятости, которая отслеживает положение на рынке труда. Обстановка, сложившаяся в первом квартале 2009 года, говорит о том, что за прошедший период драматических непрогнозируемых событий у нас не случилось.

Что касается стремления предпринимателей сократить свои издержки путем увольнений, то у нас есть меры воздействия, если мы увидим, что предпринимаемые частниками шаги чрезмерны,  можем лишить предприятие поддержки, преференций. Потом, как вы знаете, президент дал поручение генеральной прокуратуре постоянно отслеживать ситуацию и принимать меры, в случае выявления латентных увольнений, когда работников понуждают написать заявление «по собственному желанию», и есть неправомерное сокращение. В таких случаях, будем работать в тандеме с нашими правоохранительными органами.

Кстати, хочу добавить, что задолженность по выплате заработной платы в регионе практически отсутствует. В социальной сфере обеспечивается своевременность ежемесячной выплаты малоимущим неработающим пенсионерам. Выплаты сумм социальных пособий, компенсаций, ежемесячных и единовременных выплат производятся своевременно, с применением индекса-дефлятора.

Мы уверены в том, что, несмотря на кризис, администрация Сахалинской области будет выполнять свои обязательства в социальной сфере.

В 2009 году вкладываем средства не только в повышение заработных плат бюджетникам, но и в ремонт и реконструкцию социальных объектов: больниц, клубов, школ и детских садов. Во всех школах области уже почти полностью заменили старую мебель на новую. То же самое стараемся сделать в больницах и детских садах.

Правительство России вынесло на всенародное обсуждение программу антикризисных действий на 2009 год. Во многом план действий администрации Сахалинской области по преодолению последствий мирового экономического кризиса соответствует мерам, заложенным в правительственном документе. И социальная защита населения в обоих документах – на первом месте.

Я вообще считаю, что рост и укрепление человеческого капитала – это то направление работы власти, которое позволит нам выйти из кризиса более сильными и конкурентоспособными.

Сергей Василенко.

 

 



← Назад в раздел