Машиностроители работают на будущее

 

Спрос есть. Денег нет

Общеизвестный факт: в течение нескольких предыдущих лет тяжелая промышленность, с трудом выбравшись из состояния стагнации, испытывала некоторый подъем, который позволил наладить выпуск принципиально новой продукции, так необходимой недропользователям, энергетикам, дорожным строителям и эксплуатационникам, лесозаготовителям.

К примеру, завод «Амурский металлист» производит проходческие комплексы КПР, КПН, буровые станки, оборудование для добычи золота. В минувшем году освоил производство нового бурового станка «Буран-1» - его успешные испытания проведены на Покровском руднике. Это агрегат нового поколения. Он легко передвигается и автоматически выполняет все операции. Управление станком полностью компьютеризировано и происходит с помощью джойстиков, вмонтированных в ручки сидений. Оператор только нажимает на кнопку, все остальные операции – горизонтирование станка, подъем мачты, упор, начало бурения, контроль его глубины, работа вентиляционной установки, подъем штанги после окончания бурения – все выполняется в автоматическом режиме. Информацию обо всех проводимых операциях машина показывает на мониторе, при возникновении нештатных ситуаций подает сигнал. Очень важный момент – станок имеет электрический привод (импортные аналоги работают на дизельных, что очень затратно). Несмотря на то, что станок - совершенно новое изобретение, он уже проходит модернизацию.

Не стоит на месте и Шимановский машиностроительный завод «Кранспецбурмаш». Он производит кран автомобильный КС-4574 грузоподъемностью 20 тонн на базе шасси КамАЗ-53229, подъемник специальной краново-бурильной машины ПСКБМ-1, тягач трелёвочный гидравлический ТТГ, универсальную погрузочную машину УПМ-1. Гордость завода – ЗСА-1 – машина для вибропогружения и завинчивания свай, бурения, которая используется для строительства линий электропередачи на железной дороге. Сейчас на предприятии проводят испытания новой модификации, которая может работать в полевых условиях – ее с рельсов переставили на гусеничный ход, применив для этого ДТ-4 М. Конструкторы предложили еще один вариант – использовать колесные автомобили.

Акционерное общество «Производственно-ремонтное предприятие – станции» выпускает продукцию производственно-технического назначения для предприятий энергетического комплекса, золото и рудобывающих, дорожно-строительных предприятий, специализируется на изготовлении опор линий электропередачи 10-500 кВ, башен сотовой связи, чугунного, стального и цветного литья, запасных частей к угле-рудоразмольному оборудованию. Выполняет оно и работы по ремонту тепловых сетей, теплоэнергетического оборудования, оказывает разносторонние услуги в области тепловизионного контроля.

Завод «Амурдормаш» выпускает технику и оборудование, необходимые для обустройства и содержания автомобильных дорог. Это дорожные машины на базе ЗИЛ, КамАЗ с навесным плужно-щеточным, пескоразбрасывающим, поливомоечным оборудованием; вакуумные (ассенизационные) машины; откосники к автогрейдерам, сенокосилки, кусторезы, снегоочистители, культиваторы, а также оцинкованные дорожные и мостовые барьерные ограждения, сигнальные столбики и флажки, автобусные павильоны, дорожные знаки. Номенклатура выпускаемой предприятием продукции насчитывает более 25 наименований. Его специалисты продолжают работать над внедрением целой линейки новой продукции.

Спрос на технику и продукцию предприятий машиностроительного комплекса Амурской области есть. И при наличии финансирования они готовы выпускать необходимое количество машин. Но еще в конце прошлого года были вынуждены отказаться от уже сформированных объемов по производственным программам, не говоря уже о сегодняшней ситуации, которая усугубляется растущими тарифами железной дороги и естественных монополий, стоимостью металла, на котором работают заводы, устаревшего морально и физически оборудования.

Кто ищет, тот найдет

Наши северные соседи начинают серьезно осваивать Южную Якутию. Поэтому есть все основания рассчитывать на то, что продукция, представленная амурскими машиностроителями, будет востребована.

– Мы уже давно присматриваемся к якутскому рынку, - отмечает генеральный директор завода «Амурдормаш» Константин Грибов. – И думаем, что наша техника будет там востребована, главным образом на устройстве и содержании дорог. Если говорить о деятельности предприятия в целом, то мы еще несколько лет назад взяли курс на модернизацию производства, выпуск новой, современной и очень удобной в эксплуатации продукции.

Уже сегодня предприятие может закрывать потребности Амурской области в спецавтомобилях. Но почему-то по федеральной программе по развитию жилищно-коммунального хозяйства их закупают в центральной части России. Почему так происходит, понять сложно.

Шимановский машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» тоже обладает необходимыми техническими и людскими ресурсами, чтобы увеличить объемы выпускаемой продукции.

– Но все опять-таки упирается в финансирование, - считает генеральный директор Петр Павлович. – Даже наш основной заказчикРЖД до сих пор не определил своих потребностей.

«ПРП-станции», работая в энергетике, освоили выпуск опор линий электропередачи мощностью от 10 до 500 киловольт, но в связи с жесткой конкуренцией, предприятие не всегда имеет возможность продвинуть ее на рынке. Однако старается решить эту проблему. Одновременно приступает к освоению новых видов продукции и услуг.

С появлением нового собственника – УК «Петропавловск» перед коллективом стоят новые задачи, связанные с частичным изменением профиля предприятия, которое теперь больше внимания будет уделять производству и ремонту горного оборудования и машин.

– На нашей территории предполагается реализация инвестпроекта по ремонту тяжелой автотракторной техники, используемой на золотодобыче, - делится планами генеральный директор ОАО «ПРП - станции» Руслан Мирзоев. – Осваиваем ремонт резинотехнических изделий, развиваем литейное производство. В общем, на месте не стоим.

– Сам не будешь крутиться, никто не поможет, - поддерживает Руслана Саид – Ахмедовича гендиректор завода «Амурский металлист» Владимир Квиткевич. – Ситуация, вызванная кризисом достаточно тяжелая – почти каждый день договоры рвутся. Пока только за счет золотодобычи выходим из положения. Но кризис пройдет. А мы останемся жить, поэтому нужно думать о будущем. Затем и на выставку-ярмарку в Якутию едем, что хочется найти заказчиков на нашу продукцию.

Перспективы определены

В помощь отрасли правительством Амурской области разработан программный документ – проект «Основных направлений развития машиностроительного комплекса на 2009-2013 годы». В документе особо подчеркивается необходимость создания на территории области промышленно-производственной особой экономической зоны (ППОЭЗ), которая призвана улучшить ситуацию в первую очередь в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. Кроме того, важно развивать государственно-частное партнерство и привлекать государственный и частный капитал на развитие машиностроительных предприятий. Возможно, с этими задачами справится ОАО «Корпорация развития Амурской области», которую предполагается создать на территории региона.

В перспективе на территории области просматривается создание металлургического производства на базе современных бескоксовых технологий с использованием электроэнергии вновь вводимых гидроэлектростанций на сырье руд черных металлов Гаринского железорудного месторождения, организация нового производства по выпуску первичного алюминия на сырьевой базе компании «Русал». Мощности машиностроительных предприятий будут задействованы в реализации таких инвестиционных проектов, как строительство космодрома «Восточный», нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», четырех железных дорог, включенных в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Кроме того, возможна организация сборочного производства автомобилей и сервисных центров по их обслуживанию. Эти и ряд других проектов послужат развитию машиностроительного комплекса области. Сейчас, в условиях кризиса, подобные заявления кое у кого вызывают негативную реакцию, но руководители ведущих предприятий отрасли считают, что ее подъем все-таки неизбежен.

Татьяна Холкина, Амурская область.

 



← Назад в раздел