Шесть лет на рынке авиаперевозок России

 

О работе и успехах авиакомпании можно судить по росту перевозок. Шесть лет назад мы перевезли 280 тысяч пассажиров, а в 2008-м - уже 550 тысяч. Внутриреспубликанские, региональные перевозки тоже заметно возросли. Компания на самолетах Ан-24 и Ан-140 в 2008 году перевезла около 200 тысяч пассажиров по республике. Нигде больше по Российской Федерации так не развиты региональные перевозки. По этому показателю в России нас опережает только Тюменская авиакомпания. Но там и народу проживает в два раза больше. Край нефтяников...

Кроме того, значительно расширили маршрутную сеть, как внутри республики, так и по России, ближнему и дальнему зарубежью.

Впервые в истории авиации Якутии, начали выполнять регулярные зарубежные рейсы. Мы летаем по расписанию в города Китая (Харбин, Пекин, Далянь), Южной Кореи (Сеул), Таджикистана (Душанбе). Причем, в Душанбе выполняем рейсы из Москвы и Краснодара раздельно.

Если говорить о самолетном парке, то картина обнадеживающая. В 2003 году, когда начинали, средний возраст воздушных судов был равен 21 году. Сегодня он составляет уже 17 лет. Парк молодеет, хотя по логике должен был стареть! Он будет молодеть и впредь. Такая политика заложена в целевые программы по обновлению техники и развитию авиакомпании, которые утверждены советом директоров.

Меняется не только возраст, но и качественный состав парка воздушных судов. Мы стали эксплуатировать современные суда зарубежного производства. В частности, один из эффективных на сегодня пассажирских самолетов «Боинг-757-200», улучшенной модификации с усовершенствованным крылом. В России такие самолеты имеет только наша авиакомпания.

Мы единственные начали летать на региональном самолете Ан-140 - 100, выпущенном на Самарском заводе «Авиакор». Таких самолетов всего три в стране, и все три работают у нас в Якутии. Событие знаковое.

10 декабря 2008 года, на втором съезде работников транспортного комплекса республики, мы подписали с заводом контракт на изготовление и поставку еще шести самолетов этой марки в течение последующих трех лет. Другими словами, все Ан-140, которые будут производиться на Самарском «Авиакоре», поступят к нам. У нас уже подготовлены летные и технические кадры для профессионального обслуживания этого самолета как в воздухе, так и на авиационной базе и во всех 23 портах республики от Нерюнгри до Тикси, от Черского до Ленска.

В этой связи остановлюсь на коллективе. По сути, состав за шесть лет не изменился. Начинали численностью в 950 человек и на сегодняшний день работают столько же. Коллектив специалистов крепкий, сплоченный и стабильный. Увольнения идут только с выходом на заслуженный отдых - на пенсию. Можно только радоваться такому уникальному подбору кадров, потому что при совокупном коллективном опыте, профессиональной выучке, взаимовыручке, понимании сути своего дела и любви к своему предприятию, можно добиваться значимых трудовых результатов. За эти годы производительность труда в компании выросла в три с половиной раза!

В 2003 году каждый работающий в компании оказывал транспортных услуг, примерно на 1 млн 100 тысяч рублей. Сегодня же каждый специалист производит этих услуг на 6 млн 500 тысяч рублей. С учетом, конечно, инфляционных составляющих. Для нас это очень важно, ибо такие показатели говорят о возрастающем качестве труда - главном, когда речь идет о безопасности полетов, гарантиях, и другой специфике работы воздушного транспорта.

Экономически это оборачивается доходами и ростом объема предоставляемых услуг.

Что является источником такой прибыльности труда? На мой взгляд, первое: чем больше руководство компании тратит средств на обучение, подготовку и переподготовку кадров, тем выше отдача. Мы теперь реально видим, что на это нельзя жалеть деньги. Это не тот сегмент деятельности, где надо экономить. Наоборот, любая экономия на обучении немедленно аукнется застоем и снижением эффективности труда. В эту сферу мы уже вложили за шесть лет сотни миллионов рублей. И поэтому авиакомпания успешно проходит сложные процедуры сертификации по эксплуатации новейших типов авиационной техники.

Второе, мы сумели подготовить летные кадры для работы на самых современных воздушных судах и инженерный состав авиационно-инженерных баз, которые профессионально могут обслуживать эти типы самолетов. Смогли диверсифицировать производство путем создания своих филиалов в Москве и в Краснодаре. Там сформированы летные подразделения, линейные станции авиационно-технической базы. Наглядный пример. Самолет Ан-140, по большому счету, еще не встал на поток, еще не налажен его серийный выпуск, однако в Якутске уже создана полноценная авиационно-техническая база по эксплуатации этого самолета. Он будет проходить у нас в столице все виды регламентов, а в будущем, возможно, и не сложные виды капитального ремонта отдельных агрегатов, не требующих заводского стапеля.

В этом году мы закончили работу по организации модульного ремонта двигателя в наших условиях. Эту трудоемкую работу мы осуществляли совместно с украинским заводом-производителем авиамоторов - «Mотор Cич».

А наше Якутское авиационное техническое училище сегодня имеет всю необходимую учебно-тренировочную базу и оборудование для подготовки летного и технического состава для работы на этом самолете.

Кроме того, в наступившем году мы сертифицируем свою инженерную службу в соответствии с международными нормами и законами «Park-145» на линейно-техническое обслуживание. Это значит, что мы самостоятельно будем обслуживать, ремонтировать, проводить положенные технические регламенты всех самолетов иностранного производства своими силами. Это большой шаг вперед, и он позволит намного удешевить эксплуатацию Боингов в компании. Сегодня 18 инженеров и техников прошли переподготовку.

Теперь все службы предприятия - финансово- экономическая, коммерческая, маркетинга, бортпроводников, отдела организационного управления полетами, правового обеспечения - нацелены на создание крепкой конкурентоспособной компании на реальном рынке авиаперевозок.

Благодаря им авиакомпания прочно занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. Специалисты считают ее надежной и эффективной структурой. Главный же показатель надежности в авиации - это безопасность полетов. Так вот, безопасность АК «Якутия» стабильна.

Мы выполняем все свои обязательства перед пассажирами, все заявленные коммерческие и социальные проекты. Более того, осенью 2008 года, в связи с неожиданным сбоем в работе некоторых крупных российских авиакомпаний «Эйр Юнион», «Дальавиа» из-за резкого повышения цен на авиационный керосин, АК «Якутия» пришлось выполнять большой объем работы по обязательствам этих компаний. Мы перевезли оказавшихся в беде 5 тысяч пассажиров по маршрутам из Москвы в Красноярск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Якутск и другие города Дальнего Востока России.

Сегодня компания достойно позиционирует себя на магистральных линиях Российской Федерации и активно сотрудничает со многими городами. Появились новые направления регулярных полетов по расписанию из столицы страны Москвы по российским маршрутам в аэропорты Братска, Иркутска, Читы, Улан-Удэ, Благовещенска, Магадана, Хабаровска, Владивостока, Нерюнгри.

Расширяются и кооперативные связи - хорошо работаем с другими авиакомпаниями по совместным перевозкам. Налажено сотрудничество с «Армавиа» на линии Москва - Ереван, с Киргизской авиакомпанией по полетам в Бешкек. Проявлен совместный интерес к сотрудничеству с российской компанией  «Аэрофлот - Российские авиалинии».

Такая активность на рынке перевозок, естественно, положительно сказалась и на финансово-хозяйственной деятельности авиакомпании. В 2008 году валовая выручка составила немногим более 6,5 млрд рублей. При этом валовая прибыль - около 90 млн рублей. После уплаты налогов всех уровней чистая прибыль составила 13 млн рублей.

Хотя год был исключительно трудным - мировой кризис глубоко затронул авиацию, стремительный рост цен на авиатопливо вызвал немало негативных явлений, конечно, не обошлось без потерь и у нас - заметно похудел кошелек с прибылью, однако АК «Якутия» сработала рентабельно.

Более того, мы смогли значительно увеличить заработную плату персоналу - примерно на треть. Уровень средней зарплаты в компании составляет 40 тысяч рублей. Понятно, что у летного состава она на порядок выше. Это один из достаточно высоких показателей и по отрасли воздушного транспорта в России, и среди акционерных компаний и предприятий промышленности в республике.

Мы имеем хорошо продуманный коллективный договор, по которому все социальные гарантии персоналу обеспечиваются. Существует достаточное количество льгот. Процедура согласования и совершенствования колдоговора является одним из приоритетов нашего корпоративного развития.

Такое довольно устойчивое положение компании в конкурентной среде дает основание целенаправленно заниматься перспективными проектами и планами на будущее. И компания в полной мере этим пользуется. У нас есть, по-моему, заманчивые проекты. Например, план по замене парка воздушных судов до 2012 года. В нем приобретение не только Ан-140 и «Боингов - 757-200», но и совершенно новое дело - подготовка персонала к эксплуатации самолета «Боинг - 737 NG» Это самолет нового поколения Боингов. Первые два таких самолета мы рассчитываем получить уже в этом году. В январе первая группа пилотов уже уехала на переучивание в Соединенные Штаты. Этот самолет несколько меньше «Боинга - 757», рассчитан на более короткие дистанции и маршруты по территориям с меньшей плотностью населения. В нем 120-130 кресел в зависимости от модели. Это самолет среднемагистральный. Дальность полета чуть больше, чем у Ту-154. С его приходом на нашу базу планируем заметно расширить маршрутную сеть, прежде всего в Дальневосточном и Сибирском регионах. В будущем планируем летать на нем из Москвы в Братск, Мирный, Витим...

Мы уже открыли регулярные полеты из Магадана в Хабаровск и обратно. Вообще надо признать, что сотрудничество с Магаданом развивается с взаимопониманием и доброжелательностью. АК «Якутия» становится там основным авиаперевозчиком. Сегодня мы выполняем из Магадана до 17 рейсов в неделю. И их количество будет расти по мере развития направлений. Это наш ближайший и давний сосед. Понимая в какой ситуации оказались магаданские авиаторы, мы в 2009 году приходим к ним с планами восстановить маршруты из Магадана на Москву, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург и Краснодар.

Замечу, что все мы находимся в достаточно сложных макроэкономических условиях, связанных с финансовым состоянием мировой экономики, с экономической ситуацией в нашей стране. И в этот период мы осознаем свою социальную ответственность перед персоналом. Поэтому спешу заверить, что в 2009 году сокращений в компании не планируется. Более того, идет пополнение опытными кадрами из других авиакомпаний. Около 20 пилотов из разорившихся компаний «Дальавиа» и «Красайэро» мы приняли в свой коллектив в последнее время. И готовы вести такую кадровую политику дальше.

Подтверждением наших намерений служит тот факт, что недавно мы презентовали третий самолет «Боинг-757».

Сегодня бесспорно то, что АК «Якутия» заметно позиционирует себя, как новая полноправная федеральная, а не республиканская компания. Эту нишу у нее теперь никто не оспаривает.

Артем Гарский. г. Якутск



← Назад в раздел