Две стройки - две ситуации

 

Нижний Бестях: входные стрелки на Магадан и Уэлен

Совещание, которое провел президент РС(Я) Вячеслав Штыров в поселке Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района, без всякого преувеличения можно назвать историческим. Хотя в повестке его значилось обсуждение только одного вопроса - о развитии поселка в связи с выходом стройки железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск к берегу Лены, на самом деле, оно было гораздо шире. По сути, это совещание расставило точки там, где порой возникали многоточия. Теперь же нет никаких разночтений, вызванных в том числе кризисными явлениями в экономике. Решены все вопросы с финансированием. Обязательства по строительству железнодорожной насыпи, сооружению мостов, укладке водопропускных труб выполнены. Рельсы уже отошли от Томмота на сто километров. Еще для 180 км они закуплены, начали поступать и будут уложены в этом году.

Таким образом, Нижний Бестях стал не только рубежным этапом строительства железной дороги. Он открывает новое направление в развитии республики, ее перспективы. Символично, что первыми объектами, строительство которых намечено в этом году не только в Нижнем Бестяхе, но и в райцентре, в деревнях района, будут не производственные здания и сооружения, а социальные. То есть на переднем плане забота о людях. Это школы, больницы, техникумы, детские учреждения.

 Для жителей района, пожалуй, особенно важно было то, что срок исполнения решений, которые регламентировалось выполнить, исчисляется уже не годами, а неделями и месяцами. Например, правительству республики, Министерству транспорта, связи и информатизации предлагается в течение недели утвердить план первоочередных мероприятий по привлечению местных предприятий, организаций малого и среднего бизнеса республики для участия в строительстве железнодорожной линии. То же самое поручено и ООО Корпорация «Трансстрой-Восток», ОАО «Железные дороги Якутии» - организовать реализацию первоочередных мероприятий по привлечению местных предприятий, жителей к строительству.

Администрации района совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, проектными организациями в месячный срок не только создать комиссию по выбору площадок для строительства, но и оформить, представить на утверждение в правительство республики акты их выбора. Причем опять же речь идет и о сооружении вокзала и станции Нижний Бестях и об отводе земельного участка для строительства Центра оздоровления детей в поселке, техникума с общежитием, учебной базы.

Особенно важно, что хотя в решении совещания записано обеспечить своевременное финансирование ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск в 2013 году, довольно уверенно прозвучала мысль, что есть возможность и этот срок уменьшить еще на год.

 Особая роль в этом отводится новому предприятию — ООО «Трансстрой-Восток», которое возглавил Александр Дудников. Сейчас одновременно оно ведет работы на строительстве железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях) и прокладывает трассу от станции Улак до Эльгинского месторождения угля. Кроме того, оно будет строить подходы к железорудным месторождениям, сооружать объекты в Таежном, Эльконке и вести трассы дальше, на северо-восток страны. Так что Нижний Бестях — это входные стрелки на пути дальше, дальше...

 Речь на совещании шла не только о развитии этого поселка на берегу Лены, но и вообще о ходе работ на строительстве всего комплекса от Беркакита до Томмота, включая сооружение моста через великую сибирскую реку. Парадоксально, но факт, что, пока всемирный кризис набирал свои негативные обороты, работы на этой стройке продолжались без снижения темпов. Выступивший на совещании заместитель директора ФГУП «Единая группа заказчика ФАЖТ» Сергей Герасименко с заметным удовлетворением приводил цифры, иллюстрирующие объемы выполненных подрядчиками работ. А они действительно впечатляют.

 Просека под железную дорогу готова на всем ее протяжении, а это 373 километра. Отсыпка земляного полотна по главному железнодорожному пути выполнена так же почти полностью. Под укладку верхнего строения пути сдано 164 километра, в высокой степени готовности еще 69 километров, а на 114 километрах работы продолжаются. Примерно так же обстоят дела со строительством мостов под железную дорогу. Из шестидесяти мостов сдано под укладку 29, в высокой степени готовности 15, на 12-ти продолжаются работы. Параллельно ведутся такие же работы на сооружении притрассовой автодороги, по которой доставляются строительные материалы.

 Сейчас это звучит как фантастика, но уже к концу следующего года до Кердема откроется рабочее движение поездов. По постановлению правительства сооружение железной дороги должно быть закончено в 2013 году, но во время совещания прозвучало мнение о возможности сокращения срока еще на год.

 Собственно такое предложение высказывалось и раньше, года два назад. И это пожелание могло быть выполнено при достаточном финансировании.

Кстати, тогда на строительстве работали до двух тысяч человек, экскаваторных комплексов было больше. Сейчас трудятся 920 человек, экскаваторных комплексов - 28, а темпы работ сохраняются на плановом уровне. И это при том, что условия, рельеф на походах значительно сложнее.

 Трасса идет по вечномерзлым грунтам, работы на которых требуют иных инженерных решений, больших усилий и, к сожалению, крупных затрат. Для того, чтобы проложить рельсы на таком участке, требующем сооружения охлаждающих конструкций, нужен сортированный камень, производство которого в наших условиях наладить и сложно, и дорого. Однако и эта проблема решена, материалы заменены на более технологичные. В целях экономии средств, ускорения строительных материалов, выдерживания сроков часть малых мостов заменили без ущерба для надежности на водопропускные трубы. Этой же целью ускорением работ было вызвано пожелание начать работы на трассе от Кердема до Якутска уже в текущем году.

Если в предыдущий период за год осваивалось по пять миллионов рублей, в текущем объемы возрастут вдвое. Руководитель строительства Александр Дудников пояснил, что и прежде, и сейчас главной опорой являются подразделения, прошедшие школу таких строек еще в бамовские времена. Это такие предприятия, как «Сахатрансстрой», «БАМстроймеханизация, «Мостострой-9», и многие другие, работающие уже и на этой трассе более четырех лет.

Сейчас в связи с увеличением объемов ведения работ производительность труда необходимо будет поднять на 40-50 процентов. Семь миллиардов рублей можно будет освоить теми подразделениями, которые до сих пор вели стройку. Еще пять миллиардов будут осваиваться с привлечением дополнительных сил. Переговоры о привлечении новых подрядчиков ведутся. Таким образом, уже в следующем году дорога подойдет к Кердему, а в 2012-м произойдет сдача линии на Бестях. В этот период будут прокладываться линии связи, строиться производственные здания, налаживаться энергетическое хозяйство. Кстати, значительную часть работы будут выполнять строительные организации Якутска.

 На совещании было высказано намерение ускорить проектные работы на станции Бестях с тем, чтобы и здесь начать строительство трассы, станционных сооружений уже в текущем году, разместить там подходы к мосту и сооружать эстакаду в Табаге, на противоположном берегу Лены. В этом заинтересованы и сами строители, и жители Мегино-Кангаласского, Хангаласского районов из-за того, что даст возможность получить новые рабочие места.

По данному поводу Вячеслав Анатольевич Штыров – президент РС(Я), отметил, что созданное в прошлом году предприятие «Трансстрой-Восток», которое станет стационарным в республике, будет заниматься не только сооружением железных дорог, например, от станции Хани до Тарынаха, подходов к новым месторождениям, но и строить объекты, необходимые для развития Южной Якутии, - Таежнинского металлургического комбината, Эльконского ГОКа, но и строительством, ремонтом и модернизацией федеральных автомобильных дорог на территории республики, таких, как «Лена», «Вилюй», «Колыма», что вызывает необходимость строительства еще одного цементного завода, организации щебеночного производства и других объектов. На следующий год республика будет получать на эти цели вдвое больше средств, чем до сих пор. Работа найдется для многих жителей республики.

Так что перед новой организацией открываются очень большие перспективы. Она, кстати, намерена участвовать и в тендере на строительство моста через Лену. Переговоры о создании своей мощной проектной организации уже ведутся.

Конечно же, не обошлось без упоминания кризисных проблем. Президент в отношении финансирования высказался вполне определенно и даже жестко. Он сказал, что сметная стоимость проекта, зафиксированная в контракте, - предел, который корректироваться не будет. Цена тендера — только это и будет оплачено, что бы ни произошло. Ни уменьшаться, ни увеличиваться она не будет.

На совещании были выслушаны десятки руководителей министерств, ведомств, строителей и проектировщиков, энергетики, работники ЖКХ, транспортных организаций.

Это было первое совещание такого плана за последние пять лет. Заключая его, Вячеслав Анатольевич подчеркнул, что первый этап строители прошли, сейчас движемся дальше на основе новых документов. Прошлый год был результативным. Принято постановление по Нижнему Бестяху, Дальневосточной программой предусмотрен заход железной дороги в Якутск, наши объекты включены в Программу модернизации транспортных сетей страны. Сейчас главная задача – сооружение железнодорожного пути и транспортного узла. Генеральный план поселка Нижний Бестях завершен. Таким образом, подведен фундамент для начала практической работы. Практически дан старт созданию транспортного узла как части Якутска, приняты окончательные решения по вариантам проектировщиков.

 Кажется, совсем недавно возобновились работы в Томмоте по продолжению железной дороги в направлении на Якутск. А теперь строители уже вышли на берег Лены. В следующем году, и это можно сказать вполне определенно, тепловоз, пусть даже путеукладчик, прогудит с ее берега.

Спустя несколько дней после совещания в Нижнем Бестяхе мы вновь встретились с генеральным директором корпорации «Трансстрой – Восток» Александром Дудниковым.

Вначале мы попросили его поделиться своими впечатлениями о совещании. Дальше речь шла о состоянии дел на обеих стройках железных дорог, которые ведет его предприятие. Это сооружение трассы Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях) и от станции Улак на БАМе к Эльгинскому месторождению коксующегося угля. Вот что он рассказал.

– Совещание в Нижнем Бестяхе сравнимо с тем, которое происходило в Томмоте в 2002 году, когда было возобновлено сооружение железной дороги в направлении на Якутск. И тогда, и сейчас это строительство было и остается приоритетным. Решение о создании титула Кердем - Нижний Бестях дается не легко. Президент Якутии учитывал многовариантность вопроса, и теперь решение принято. На совещании дан старт исполнению этого проекта, отправные знаки четко расставлены.

Поддержано мнение строителей о сокращении срока выполнения работ на этой стройке на один год. Принято распоряжение о создании штаба, который будет контролировать ход исполнения принятых решений. Состав его, скажем так, многоведомственный.

На совещании достигнуто компромиссное решение по размещению объектов. Вокзал решено строить не в черте поселка, а в семи километрах от него, на станции. Иначе этот объект рассек бы поселок на две части, внес бы дискомфорт для населения. Такое расположение позволяет поселку свободно развиваться. Учтено так же и то, что основной пассажиропоток зарождается в Якутске. Значит, к каждому составу из восьми – двенадцати вагонов каждый раз подъезжало бы 500 пассажиров на нескольких десятках легковых машин и автобусов. Расположение вокзала в самом населенном пункте использовано на станциях Томмот и Алдан. Нижний Бестях такой вариант не выдержит. Кроме того, железнодорожная станция будет расположена вдоль федеральной автодороги «Колыма». Вынос железнодорожных объектов за пределы поселка вдобавок ко всему позволит сэкономить миллиард капитальных вложений.

На совещании определены и сроки строительства этой железной дороги по этапам: в 2012 году рельсы приходят в Кердем, в следующем – в Нижний Бестях, в 2014-м – сдача в эксплуатацию всей трассы. Это серьезная отправная задача.

Кризис. Мы дорогу построим, - говорит Александр Николаевич, - заделы таковы, что об этом можно говорить с уверенностью. Что нам может помешать? Ничего. Насыпь есть. Рельсов, которые уже закуплены, хватит на 180 километров. Недостающее количество на 75 километров будет приобретено любыми способами. Ведь от Алдана до Томмота мы шли пять лет почти без средств. А сейчас тем более средств должно хватить на доведение пути до Нижнего Бестяха, даже с учетом инфляционных процессов. Рациональность их использования будет контролироваться штабом, о котором мы говорили вначале. На совещании предусмотрены все варианты, в том числе и обеспечение энергией объектов в Верхнем Бестяхе. В таком случае будет возможность пополнить их из Алдана.

Поскольку объемы работ возрастут, будет не хватать средств перевозки строительных материалов, рельсов. Ведь расстояние от базы, где собирается рельсо-шпальная решетка увеличится на 280 километров к концу года. Значит будем увеличивать парк вагонов, приобретем укладчик. Этим занимается «Северо-Восток «Трансстрой». Сил для строительства мостов пока хватает. «Мостострой -9» работает нормально. Но если понадобится, могут вернуться на стройку подразделения компании «Мостострой-10». Вполне по силам увеличить мощности и на землеройных работах.

 Открываются новые главы работ — станционные сооружения, систем блокировки, автоматизации, обеспечение дороги связью.

Даже в случае, если будет секвестирование федеральной доли финансирования, физические объемы сохранятся. Сейчас, например, удалось закупить рельсы по цене значительно дешевле, чем предусматривалось. Ищем и находим способы экономии средств. Наш титул живой, и направление на Нижний Бестях — это продолжение линии Томмот — Кердем.

Если говорить о строительстве железной дороги от станции Улак на БАМе до Эльгинского угольного месторождения, там есть существенные сложности. Эта дорога сооружается на средства бизнеса. Частная компания «Мечел» уже пять месяцев не ведет ее финансирование. Задолженность по выплате зарплаты длится от четырех до пяти месяцев. Позиция ее руководства не приемлема — вместо средств на стройку у нас есть лишь клятвенные заверения и обещания. А люди в это время выезжают на вахту в тайгу, оставляя семьи без денег. Нет средств на закупку горюче-смазочных материалов, оборудования, строительных материалов, взрывчатки.

Не понятна позиция руководства компании. Они требуют выдерживания контрактных сроков строительства, но без выделения денег. Так не поступал ни один инвестор.

У нас на строительстве железных дорого работают люди со всей страны: Тюмень, Смоленск, города Сибири и Дальнего Востока представлены в подразделениях. И предприятие практически парализовано. В это же время «Мечел» ведет еще одно крупное строительство на Урале, в Челябинске, и там в отношении финансирования все идет нормально. У нас же ситуация не терпима. Если не будет принято практических мер по ее ликвидации, эта стройка может встать сама по себе.

Юрий КАРПОВ.

 



← Назад в раздел