От ямщицких трактов до инновационных технологий

 

Страницы истории

311 лет назад, в 1698 году, Великий государь Всея Руси Петр Первый издал указ о создании Сибирского почтового тракта от Москвы до Якутска.

Первый почтарь уехал из Москвы по Сибирскому почтовому тракту 8 января 1699 года. Он вез 28 царских указов воеводам, таможенным головам различных городов Урала, Сибири и двенадцать частных писем от купцов, в том числе одно письмо в Якутск.

Практическое значение царского указа состояло, в первую очередь, в том, что впервые вместо пересылки депеш с нарочным учреждалась регулярная государственная система почтовой связи Москва—Камчатка. Новизной, сложностью и дороговизной этого дела и объясняется установленный указом регламент доставки почтовой корреспонденции для отрядов экспедиции Беринга: от Москвы до Тобольска — дважды в месяц, от Тобольска до Енисейска и до Якутска — один раз в месяц, от Якутска до Охотска и Камчатки — раз в два месяца. Предусматривалось при этом, что начальник экспедиции определит места транзитных передач почты из магистральных пунктов.

Открытие Иркутско-Якутского почтового тракта, ознаменовавшее начало почтового сообщения – важнейшее событие в истории Якутии и всей России.

В 1743 году служивый человек Захар Баишев по заданию воеводской канцелярии впервые основал 28 станций от Витима до Якутска. С этого года начинается летоисчисление государственного ямщицкого почтового тракта. Иркутско-Якутский почтовый тракт, объединивший судьбы русского и якутского народов, имел огромное значение для нашего северного края.

Иркутско–Якутский тракт протяженностью 2895 километров действовал круглый год, причем большая его часть тянулась вдоль берега Лены. Здесь почта, в зависимости от времени года, доставлялась на разных видах транспорта. Местом сбора корреспонденции, адресуемой в Якутск и далее на восток, была почтовая станция Верхоленская. Отсюда почта шла то на крытых судах по реке Лене, то на санях по льду, то на вьючных лошадях. И так каждые две недели. Район отличался крайним бездорожьем, почта из Иркутска приходила в Якутск иногда через 30 дней.

У ямщиков не было ни выходных, ни праздников. Ночью ли, днем ли приходили в село почтовые повозки, надо было в течение часа запрячь «свежих» лошадей, переложить тяжелые баулы с саней на сани и выехать. При этом не учитывалось, метет ли пурга, идет ли снег, трещит ли 50-градусный мороз. На каждую лошадь - десять пудов груза и один пассажир.

Ямщики менялись: очередной ждал наготове с заготовленными лошадьми. Существовало жесткое расписание: за час нужно было покрыть девять километров. В случае опоздания ямщиков штрафовали – три рубля за полчаса промедления.

Трудная доля досталась ямщицкому сословию. Их потомки живут и поныне в сохранившихся деревнях и селах вдоль Лены. Среди них немало именитых ученых, известных педагогов и руководителей производства, достойных тружеников.

День сегодняшний

О нем рассказывает директор Управления Федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия), филиал ФГУП «Почта России», Геннадий МИХЕЕВ.

– Почта прошла многовековой путь, прежде чем почта стала почтой, той какой мы ее знаем. Сегодня почтовая связь является неотъемлемой частью инфраструктуры республики. Благодаря широко разветвленной сети почтовых отделений она объединяет жителей всех, даже самых удаленных и труднодоступных населенных пунктов.

Почтовый маршрут охватывает всю территорию Якутии, только расстояние от районных центров до столицы республики Якутска – более 110 тысяч километров. Из них наземным путем составляет 39 тысяч км, водным – 42 тысячи км, воздушным путем – 27 тысяч км.

Почтовая связь республики объединена в крупнейшую сеть отделений почтовой связи, являясь одним из самых больших трудовых коллективов.

Почта Якутии включает в себя семь почтамтов, услуги почтовой связи предоставляют 434 отделения, где трудится около трех тысяч человек, из них 780 почтальонов.

Несмотря на традиционность используемой ею технологии, почта продолжает оставаться самым доступным коммуникативным средством общения в мире. Ежегодно почтовые работники республики принимают, обрабатывают и доставляют более пятнадцати с половиной миллионов писем, 610 тысяч посылок, 24 миллиона печатных изданий, два миллиона денежных переводов.

Так уж сложилось, что сегодня почта становится социальным объектом. Потому что помимо традиционных услуг, которые обеспечивают весь положенный комплекс, здесь можно получить пенсию, отправить банковские переводы, оплатить кредит, коммунальные услуги, штрафы, налоги. Поэтому к почте такое уважительное отношение, особенно на селе.

Проблемы

– Без них не обойтись. И причины на то объективные. Самая главная – огромная территория. Для обычных якутян – это гордость, тысячи квадратных километров, реки, озера, тайга; для почтовиков – сложности с доставкой. Только представьте, территория Якутии на шесть квадратных километров больше, чем территория, на которой расположены остальные регионы Дальневосточного федерального округа. Я сам подсчитал. Другой пример. Если взглянуть на карту республики, где от центра – Якутска – идут лучи, то есть маршруты, по которым доставляется почта, так вот, если самым большим радиусом очертить окружность, можно достать до Петропавловска-Камчатского.

По этой причине мы не можем выполнить постановление правительства РФ от 2006 года за № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки». В двадцать шесть районных центра почта может доставляться только самолетом, а они в эти точки не летают каждый день, поэтому выполнить контрольные сроки пересылки невозможно при всем желании. Более того, от районных центров нужно добраться до населенных пунктов, а это порой возможно лишь вертолетом. Нужно немало времени, чтобы письмо летело сначала самолетом, затем вертолетом, и лишь потом его доставлял адресату почтальон.

В близлежащие районы почту доставляем своими силами, у нас 116 единиц автотехники, но из 434 отделений связи 272 находятся в труднодоступных населенных пунктах.

Расчет реального срока пересылки между Якутском и административными центрами должен быть выполнен на основе схемы транспортного сообщения на территории республики. Сейчас он выполняется в лучшем случае на 31 процент.

Без решения этого вопроса и без стабильно работающих перевозчиков мы не сможем обеспечить положенные сроки доставки…

Новые технологии

– За последние десять лет произошли огромные изменения. Кроме перечисленных услуг, у нас появились телекоммуникационные – Интернет. Из 434 отделений связи триста оснащены доступом к Интернету.

В электросвязи повсеместно используются новые технологии, в частности, спутниковые тарелки, новейшая техника.

Что касается почтовых переводов, то норматив пересылки – 72 часа – мы выполняем на сто процентов. Более того, иногда перевод ограничивается часами.

Своим клиентам мы предоставляем такую услугу, как отслеживание посылки или письма. Всегда можно узнать, где в данный момент они находятся.

Запускается пилотный проект – бездокументарная доставка пенсий и пособий, которые сегодня выдаются по ведомости, после росписи. Новая технология позволяет обходиться без ведомости. Пенсионер прикрепляется к отделению связи, на него заводится карточка. Ему доставляется квиток, как на зарплату, где все расписано. Человек сам видит начисление.

В результате проведенных структурных изменений предприятие стало привлекательным и для физических лиц, которые теперь могут воспользоваться широким спектром разнообразных услуг в почтовых отделениях, и для корпоративных клиентов, которым предлагаются сетевые сервисы.

В целях повышения качества почтовых услуг регулярно проводятся мероприятия, направленные на оптимизацию работы сети почтовой связи, технические и технологические схемы работы. Филиал, как структурное подразделение ФГУП «Почта России», участвует в реализации федеральной программы «Электронная Россия». В ее рамках в республике действуют проекты «Кибер - Почта», «Кибер - Деньги», «Кибер - Пресса» и другие, нацеленные на быстрое, качественное обслуживание и расширение спектра предоставляемых услуг.

По проекту «Кибер - Деньги» идет оснащение отделений почтовой связи почтово-кассовыми терминалами, средствами связи и другой современной техникой. Внедрена система электронных переводов, которая обеспечивает современный стандарт качества услуг за счет использования каналов связи.

По проекту «Кибер - Почта» расширяется услуга предоставления доступа в Интернет для сельского населения, на сегодняшний день установлено 300 пунктов на 585 рабочих мест. Продолжается работа по внедрению во всех отделениях почтовой связи с населением менее 500 человек пунктов коллективного доступа в Интернет, с предоставлением сопутствующих услуг: ламинирование, ксерокопирование, гибридная почта, а в будущем пункты коллективного доступа будут установлены практически во всех отделениях почтовой связи.

Сейчас предприятие начало работу по внедрению проекта организации спутниковых станций по технологии VSAT для подключения к сети Интернет отделений связи, которые расположены в местах со слаборазвитой коммуникационной структурой.

Вопросы организации работы почтовой связи в республике и дальнейшее развитие отрасли находят постоянное внимание со стороны президента и правительства Республики Саха (Якутия). В рамках соглашения между правительством Республики Саха (Якутия) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» о взаимодействии в сфере совершенствования и развития почтовой связи на территории Республики Саха (Якутия) со стороны филиала проводится активная работа по заключению соглашений с главами муниципальных районов, муниципальных образований. Совместно с администрациями муниципальных образований республики и УФПС РС (Я) ведется реконструкция отделений почтовой связи в соответствии с единым фирменным корпоративным стилем «Почты России».

Есть и другое направление - реализация непочтовых товаров. Это одна из наиболее значимых составляющих почтового бизнеса. Розничная реализация производится в более 400 отделениях связи, девяти магазинах и 39 киосках. Основные покупатели на почте – сельчане. В самые отдаленные районы вместе с почтой, газетой доставляются и розничные товары. Ассортимент товаров очень разнообразен – от самых необходимых продовольственных товаров до промышленных. Поиск новых поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки, постоянно расширяемый и обновляемый ассортимент товаров позволяет не только сохранить постоянных покупателей, но и привлекать новых.

Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. Подписка принимается на более 18 тысяч различных наименований центральных изданий, 23 наименований республиканских газет и 14 журналов. Также в отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиабилеты. Всего мы предлагаем своим клиентам свыше 80 различных услуг.

 Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. В рамках реализации на предприятии проекта по разработке и внедрению системы менеджмента качества УФПС РС (Я) филиал ФГУП «Почта России» в 2007 году получил сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта в отношении оказания почтовых и финансовых услуг.

Сегодня филиал ФГУП «Почта России» – Управление федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) – развивается динамичными темпами и нацелено на новые перспективы. Почтовая связь республики продолжает оставаться одной из самых востребованных в отрасли.

Несмотря на автоматизацию, компьютеризацию и прочие новинки века, все равно ее судьбу решают «последние километры». Километры, где нашим письмам уготовано преодолевать северную непогоду, северное бездорожье, северные расстояния, в общем — те якутские просторы, у которых достаточно способов испытать на прочность и технику, и самого почтальона...

Марина Акиева. г. Якутск

 

 



← Назад в раздел