Сахалин - «мост» сотрудничества между российским Дальним Востоком и странами АТР

 

– Константин Михайлович, в чем секрет пассионарности вашего региона? Богатый природный потенциал, интерес инвесторов к вам или стремление завоевать новые рынки сбыта?

– Вы знаете, мы все, живущие на дальневосточных островах России, чувствуем себя, так или иначе, пассионариями. Нам действительно приходится в силу объективных причин преодолевать инерцию окружающей среды и собственного мышления. Все те предпосылки, которые Вы перечисли в своем вопросе, имеют место быть. Это правда, что Сахалинская область сочетает выдающийся ресурсно-сырьевой потенциал – нефть, газ, уголь, рыба и морепродукты, лесные и другие ресурсы – с квалифицированными трудовыми кадрами, выгодным географическим положением. А близость к международным торговым и транспортным узлам дает возможность активно развивать широкие торгово-экономические связи. Задачу, поставленную в свое время Владимиром Владимировичем Путиным об удвоении валового продукта, область решила еще в 2006 году. И если бы не  мировой экономический кризис, то к 2010-му этот показатель был бы увеличен более чем втрое по сравнению с 2000-м. Хочу сказать, что развитие экономики региона сегодня прямо зависит от активизации инвестиционной деятельности. Во многом это связано с выдвинутой президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым программой четырех «И»: инвестиции, институты, инновации, инфраструктура. Это и есть задачи, базисные для стратегии развития региона. И я бы добавил для Сахалина пятую «И» - экономическую интеграцию с промышленно развитыми регионами страны, прежде всего Дальнего Востока. Но, помимо решения сугубо локальных социально-экономических задач, стоящих перед регионами, мы должны еще и определить возможные точки соприкосновения экономических интересов всех регионов Дальнего Востока, взаимной интеграции и кооперации между нашими хозяйствующими субъектами. По моему мнению, это позволит создать единое экономическое пространство от Забайкалья до Тихого океана, выработать единые и прозрачные условия для более эффективного использования капитала, трудовых и производственных ресурсов, более рациональному освоению природных богатств.

Мы стремимся обеспечить долгосрочную конкурентоспособность Сахалинской области, сформировать здесь центр международных торговых потоков и транспортных коридоров, сервисное обеспечение нефтегазового сектора, развитой лесной, угольной, рыбоперерабатывающей, нефтяной и нефтехимической промышленности. Успешно работаем с иностранными и отечественными компаниями-лидерами, например, такими как ОАО «Газпром». Говоря словами Владимира Владимировича Путина, перед всеми нами стоит сложнейшая и амбициозная задача: сделать российский Дальний Восток «удобным, привлекательным местом для жизни людей». И здесь для нас открываются новые возможности совместного экономического сотрудничества.

– Есть ли у Вас видение тех направлений или точек соприкосновения, где наиболее успешно могло бы развиваться сотрудничество Сахалинской области с соседними регионами?

– На мой взгляд, это возможно по следующим направлениям: развитие единой транспортной системы, включающей авиацию, морское судоходство, железнодорожное сообщение и строительство общей нефтегазотранспортной системы. Новые перспективы для межрегиональной кооперации появляются в нефтегазодобывающей отрасли, с учетом освоения новых углеводородных месторождений, как на шельфе Сахалина, так и на шельфе Камчатки. Ну и, конечно, в рыбной отрасли, поскольку из семи дальневосточных регионов, имеющих выход к морю, в шести субъектах Федерации имеются крупные предприятия по добыче и переработке морских биоресурсов, а также морские порты.

На примере Сахалинской области могу сказать, что на островном рынке уже успешно работают кредитно-финансовые и строительные организации, морские судоходные, туристические компании и многие другие предприятия из разных дальневосточных регионов.

– Многие российские эксперты считают, что внутреннее хозяйственное тяготение субъектов Федерации друг к другу не слишком велико. Что Вы думаете по этому поводу?

– На пути создания единого экономического пространства на Дальнем Востоке существуют серьезные сдерживающие факторы. Среди них я бы отметил региональный дисбаланс в развитии отдельных территорий. Кроме того, сказывается географическая разобщенность регионов, суровые природные условия и подверженность природным катаклизмам.

Наша общая проблема состоит в том, что долгое время дальневосточные территории развивались в отдельности друг от друга, без особого экономического тяготения к соседям, без учета взаимных возможностей и потребностей. Сейчас мы должны стать единой и развитой территорией России. И такую возможность нам предоставляет Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Прибайкалья до 2025 года.

– В прошлом году в Сахалинской области принята региональная «Стратегия 2020». Добиться каких результатов позволит реализация данного документа?

Я хотел бы рассказать, какой мы видим Сахалинскую область, а также о тех проектах, которые имеют право на включение в общероссийскую Стратегию. Сахалинская область на протяжении последних лет являлась одним из лидеров по росту валового регионального продукта в Дальневосточном федеральном округе. Несмотря на хорошие экономические показатели в прошлом году, мы понимаем, что этого мало. Необходимо в разы поднять уровень жизни людей, создать максимально комфортные условия для их труда и отдыха. И здесь ключевым направлением в деятельности областной администрации является реализация региональной Стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Мы ставим перед собой важные и вполне достижимые задачи. Во – первых, это повышение реальных денежных доходов населения и рост покупательской способности каждого жителя, как минимум в три раза. Во-вторых, это обеспечение условий для безопасной и комфортной жизнедеятельности как в городах, так и в сельской местности. В – третьих, это снижение оттока населения с островов. Создание условий для закрепления собственных трудовых ресурсов и более рационального использования труда приезжих специалистов. В-четвертых, создание стабильной и эффективной схемы транспортного сообщения со всеми населенными островами Сахалинской области, с возможностью включения в общероссийскую систему грузовых и пассажирских перевозок.

Мы можем этого добиться за счет совершенствования бюджетного процесса и более эффективного управления государственным имуществом; устранения инфраструктурных ограничений, мешающих развитию островных территорий; также использования механизмов диверсификации региональной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности.

– Какие сахалинские проекты, на Ваш взгляд, имеют региональный масштаб, и в каких могли бы участвовать дальневосточные компании?

– Я назову наиболее значимые проекты, над которыми мы сейчас работаем, и которые, как я надеюсь, будут включены в общероссийскую Стратегию социально-экономического развития до 2020 года. Среди них - создание единой транспортной инфраструктуры. Это подразумевает строительство транссахалинской автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха, железнодорожной ветки Ильинский – Углегорск. Мы намерены произвести модернизацию существующих морских портов. В сфере промышленности – это строительство газохимического и нефтехимического комплексов. С этой целью необходимо предусмотреть выделение доли газа в рамках шельфовых проектов. В наших планах - создание биотехнопарка на Курильских островах по переработке марикультуры. В жилищно-коммунальном хозяйстве будет проведена газификация коммунальных объектов и населенных пунктов, планируется перевод Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 на углеводородное топливо с вводом в эксплуатацию новых энергоблоков. А в перспективе - возведение новой электростанции на базе Солнцевского месторождения угля. Я обозначил несколько, основных проектов, которые являются основными элементами зон опережающего развития.

Для нас принципиальное значение имеет переход от сырьевой модели развития к инновационной, с одновременным развитием новых предприятий, использующих технологии глубокой переработки сырья. А для этого крайне важно, чтобы Сахалинская область вошла в перечень регионов России, для которых будет определена особая система налоговых, таможенных, тарифных, кредитно-финансовых и иных льгот. Это будет стимулировать приток инвестиций и укрепление конкурентоспособности дальневосточных предприятий. А в конечном итоге позволит создать новые рабочие места, получить дополнительные налоги и приумножить благосостояние наших соотечественников.

– Спасибо за беседу.

Евгений БОРТНИК.

 



← Назад в раздел