Есть резервы для сотрудничества

 

– Николай Борисович, каким образом Магаданская область развивает сотрудничество с регионами Дальнего Востока, какие факторы этому способствуют, а какие – наоборот?

– Общеизвестно, Дальний Восток имеет ряд географических и климатических особенностей, которые определяют экономику региона. Наш край обладает значительными запасами полезными ископаемых, морскими биоресурсами, неповторимой дикой природой и выгодным географическим положением. Фактически это окно России в бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. По оценкам большинства экспертов, в дальнейшем значение АТР в мировой экономике и политике будет только усиливаться, соответственно и Дальний Восток, и Россия в целом не должны упустить своей выгоды и развивать сотрудничество с юго-восточными соседями.

Вместе с тем географические и климатические особенности Дальнего Востока имеют и такие характеристики, которые являются препятствием для его развития. Это суровые климатические условия, неразвитость транспортной системы, значительная удаленность от центральных районов страны. В разных дальневосточных регионах эти особенности выражены по-разному, южные регионы – Хабаровский, Приморский края, Еврейская автономная и Амурская области находятся в более благоприятных условиях. Климат теплее, имеется железная дорога, условия для развития собственного сельского хозяйства. Север округа - Колыма, Чукотка, Камчатка и Якутия, а также Сахалин и Курилы - находится в несколько худшем положении.

Радует, что в последние годы государство резко изменило свое  отношение к восточным регионам России. По программе развития Дальнего Востока и Забайкалья выделяются значительные средства в целом по Дальнему Востоку из федерального бюджета, на их реализацию будет выделено 590 миллиардов рублей. Для Магаданской области сумма определена в размере 33 миллиарда.

Вместе с тем, несмотря на помощь федерального центра, на местах и самим необходимо предпринимать все возможные действия для последовательного развития наших регионов. И межрегиональное сотрудничество на Дальнем Востоке - один из резервов, который мы можем и должны использовать для всеобщей выгоды.

Во многом оно зависит от развития транспортной инфраструктуры. Пожалуй, это сегодня является основным препятствием, особенно у нас - на Севере. У Магаданской области нет прямой дорожной связи с Камчаткой и Чукоткой, потому горные предприятия, которые ведут деятельность на Чукотке, вынуждены доставлять все  необходимое для работы либо по зимнику, либо авиацией. Это сильно удорожает доставку.

– И все-таки, как складываются экономические взаимоотношения Колымы с соседями по федеральному округу?

– Конечно же, у Магаданской области есть и примеры успешного сотрудничества с соседними регионами. В последнее время оживились связи с нашим восточным соседом – Якутией.

Администрация области в июле 2004 года заключила межрегиональное Соглашение о социально-экономическом и культурном сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и Магаданской областью. Это дало нам возможность наладить обмен информацией по различным направлениям развития экономики, ценовому мониторингу, приоритетным инвестиционным проектам, в области охраны окружающей среды.

Мы несколько раз обменялись визитами. Так делегация Магаданской области участвовала в мероприятиях, посвященных 15-летию министерства внешних связей Республики Саха (Якутия), в Якутском экономическом форуме в 2008 году. Президент Якутии Вячеслав Штыров приезжал в Магадан. Подписанное соглашение содействовало заключению прямых договоров между предприятиями-производителями и торгующими организациями наших регионов. Наиболее крупным из них был договор о поставке зырянского каменного угля с месторождения «Надежда» в Среднеканский район Магаданской области. Этот район имеет водную связь с поселком Зырянка по реке Колыме.

Особо хочу сказать о пункте соглашения о возобновлении пассажирских прямых авиарейсов по маршруту Якутск - Магадан. На этом направлении наше сотрудничество очень успешно, более того, сегодня авиакомпания «Якутия» является ведущим авиаперевозчиком на дальнемагистральных линиях. С ноября прошлого года она выполняет регулярные рейсы из Магадана в Москву, города Сибири и Дальнего Востока.

Компания использует современные воздушные суда, под которые мы провели реконструкцию аэропорта «Магадан». Эти самолеты гораздо экономичнее, поэтому мы надеемся, что и цены на авиабилеты удастся стабилизировать. Поспособствует этому и намерение федерального правительства разработать систему субсидий для авиаперевозчиков, выполняющих полеты на Дальнем Востоке. Администрация Магаданской области в свою очередь тоже ведет работу, чтобы сделать воздушный транспорт доступным для северян с любым уровнем доходов. В январе губернатор Николай Дудов встречался с руководителем авиакомпании «Якутия» Виктором Барановым, и был подписан протокол о сотрудничестве.

По предварительным договоренностям авиакомпания «Якутия» готова предложить для областных бюджетных организаций на московском направлении скидки на базовый тариф от 23 до 34 %. Для нас тарифная политика очень важна, так как каждый год мы отправляем в отпуск на материк треть наших граждан, которые имеют право на бесплатный проезд. Для этого в бюджете области закладывается определенная сумма. В прошлом году она составила 143 миллиона рублей. Примерно такие же деньги мы предусмотрели и на этот год. Поэтому, чем меньше будет стоимость билета, тем больше людей сможет реализовать свои законные права и отдохнуть с выездом за пределы области. Для нас очень важно, что мы нашли взаимопонимание с якутскими авиаперевозчиками в этом вопросе.

Сегодня продолжается работа в сфере развития транспортной сферы регионов. В ноябре прошлого года было восстановлено круглогодичное сквозное движение по автотрассе «Магадан - Якутск». Федеральная автодорога «Колыма» является ключевым связующим звеном между Магаданом и Якутией, а для северо-восточных районов Республики Саха она единственный путь выхода к Охотскому морю. Протяженность дороги более двух тысяч километров, из которых 834 км проходит по территории Магаданской области и более 1200 км – по Якутии. Ранее на Якутском участке дороги было несколько разрывов, которые делали невозможным передвижение по трассе в летнее время.

Фактически заново отстроены два участка дороги общей протяженностью 40 км, возведен мост через реку Тюкуль-Юрях. Именно дорога «Палатка - Кулу - Нексикан» должна обеспечить доступ к богатейшим месторождениям драгоценных и цветных металлов, расположенных в Яно-Колымской золоторудной провинции. Территория провинции включает в себя Хасынский, Тенькинский и Сусуманский районы Колымы и северо-восточные районы Якутии. Провинция чрезвычайно богата полезными ископаемыми, не только серебром и золотом, но и другими цветными металлами. Ороекское рудное поле с потенциальным ресурсом меди 11,5 миллионов тонн, Осенне-Оксинский участок богат медью, молибденом, вольфрамом. Освоение этой золотоносный провинции, безусловно, возможно только в сотрудничестве с нашими якутскими соседями.

– Вероятно, финансовый кризис внесет свои коррективы в освоение Яно-Колымской провинции, ведь оно связано с большими капиталовложениями?

– Коррективы могут быть внесены по срокам, но не по сути. Кризис рано или поздно закончится, а полезные ископаемые никуда из-под земли не денутся и будут востребованы. Но кризис сам по себе вовсе не должен препятствовать межрегиональному сотрудничеству, наоборот - он должен ему способствовать. В условиях финансового кризиса мелким предприятиям приходится тяжело. Поэтому наиболее дальновидные предприниматели объединяются. В том числе есть факты объединения предприятий из соседних регионов. Например, Магаданской области и Камчатки. Мне кажется, в условиях Дальнего Востока такое объединение имеет значительные перспективы.

– Есть ли в Магаданской области предприятия, направленные на сотрудничество с партнерами из других регионов Дальнего Востока?

– Я бы хотел отметить Колымский аффинажный завод. Добыча драгоценных металлов – основная отрасль экономики Магаданской области, поэтому, когда мы 10 лет назад вводили в строй это предприятие, а оно занимается переработкой промышленного золота и изготовлением мерных золотых слитков, мы рассчитывали, прежде всего, на металл колымских недропользователей. Однако вскоре услугами Колымского аффинажного завода заинтересовались горнодобывающие предприятия соседних регионов, и сегодня они поставляют даже больше золота, чем наши горняки.

Из 33 с половиной тонн золота, которые переработал КАЗ в 2008 году, более 17 тонн поступило с Чукотки, 4 тонны поступило из Якутии, и только 12 тонн дали местные недропользователи.

Думаю, что золотопромышленники из других регионов Дальнего Востока могли бы обратить на это внимание и перерабатывать золото на КАЗе. Горняки из соседних регионов также размещают заказы на изготовление горного оборудования на Магаданском механическом заводе.

На Колыме есть транспортные предприятия, которые занимаются доставкой грузов в другие регионы, в том числе завозом топлива. В качестве примера могу привести доставку топлива в труднодоступное Чукотское село – Омолон. Оно находится на границе с Магаданской областью, и из Магадана топливо туда доставлять дешевле, чем из Анадыря.

Но в любом случае, только этими связями взаимодействие Колымы и других дальневосточных регионов не должно исчерпываться. Есть значительные резервы для сотрудничества, и мы должны грамотно и рационально ими распорядиться.

Станислав Говоров. г. Магадан

 

 



← Назад в раздел