«Визитная карточка» страны на саммите АТЭС-2012

 

К Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, проложенной на севере Дальнего Востока во второй половине прошлого века, относились диаметрально по-разному. Ее то возносили до небес, называя крупнейшим советским проектом столетия, то хулили до неприличия, обзывая «дорогой в никуда» или «самым длинным памятником эпохи застоя». Все зависело от уровня фантазии и наличия хоть какого-то намека на совесть, либо полного отсутствия оной, у людей, запускавших такие кампании.

При этом из виду выпускался один очень важный момент. БАМ стал великой профессиональной школой для сотен тысяч специалистов транспортного строительства, в том числе и для мостовиков. Именно здесь в жару, холод, дождь, слякоть – всего хватало полной мерой – они набирались уникальнейшего опыта возведения искусственных сооружений в дремучей тайге, по топким болотам, непроходимым марям, вдали от населенных пунктов. Мерзлота – пленница и спутница вечного холода – преподносила сюрприз за сюрпризом, требуя неординарных подходов к решению задач одна другой мудренее.

Шло время. И БАМ, и сам процесс его созидания, ушли в прошлое. Утихли и досужие разговоры. А вот высокое мастерство тех, чьими руками и интеллектом создан, живет и действует во благо России второй Транссиб, осталось. И нашло своему потенциалу достойное применение.

Родом из мостоотряда

В 1989 году БАМ был сдан в постоянную эксплуатацию. Вскоре распался Советский Союз. Следом стал разваливаться и благополучно за ненадобностью развалился мощный бамовский строительный комплекс. Но люди, прошедшие суровую северную закалку, не смогли усидеть без дела. Руководители бывшего мостоотряда № 55 ордена Трудового Красного Знамени треста «Мостострой-10» Владимир Васильевич Костылев и Евгений Георгиевич Сур в начале 90-х годов создали и твердо поставили на ноги холдинг, популярность которого шагнула далеко за пределы нашей страны. Он называется Строительная компания «Мост».

За прошедшее время СК «Мост» превратилась в сеть независимых строительных компаний с единым менеджментом, выполняющих работы как на всей территории России – от Дальнего Востока до Калининграда, так и далеко за ее рубежами. Компания является генеральным подрядчиком ОАО «РЖД» на реконструкции мостов. Наработанный производственный опыт, безупречный имидж и высокий престиж холдинга позволили ему выиграть тендер на строительство моста на остров Русский во Владивостоке. Генеральным подрядчиком определено ОАО «УСК Мост».

Каждый мост - штучная работа

Б. И. Кондрат – генеральный директор ОАО «УСК Мост» свою профессиональную карьеру также начинал на БАМе. С высоты своего богатого мостостроительного опыта он полагает, что каждый объект по-своему уникален и неповторим. Каждому необходимы свой фундамент, свои строения, свой подход.

– Мостовой переход через пролив Босфор Восточный один из крупнейших вантовых мостов на планете, - говорит Борис Иванович. – Его центральный пролет длиной 1104 метра станет рекордным в мировой практике мостостроения. Общая длина моста – 3100 метров. Высота над зеркалом воды – 70 метров. Пилоны устремятся ввысь на 320 метров. Никто раньше подобным на Земле не занимался.

Говоря о специфических особенностях проекта, гендиректор ОАО «УСК Мост» подчеркнул, что работа в море – дело само по себе особое. Климатические условия, агрессивность среды предъявляют повышенные требования к материалам и к технологии исполнения работ.

Мостостроители такого не пугаются. Переместившись с БАМа, они уже не один год и не единожды работали на воде. Накоплен значительный опыт взаимодействия с флотом на мосту через реку Бузан в дельте Волги возле Астрахани. Там же, на Волге, только в районе Ульяновска, внедрили хорошо забытое старое: технологию сварки сталежелезобетонных пролетных строений и контроля качества сварных швов. В Санкт-Петербурге, в районе Кольцевой автодороги, сооружен комплекс защитных сооружений от наводнения.

Но самое главное, по мнению Б. И. Кондрата, чем располагает компания, - прекрасно подготовленные кадры рабочих профессий и инженерно-технических работников и хорошо освоенное ими спецоборудование.

Главное богатство компании

Мысль руководителя развил в разговоре директор филиала ОАО «УСК Мост» во Владивостоке А. М. Баранов. Говоря о людях, Алексей Михайлович, упомянул бамовцев Сергея Анатольевича Махмутова – бывшего начальника автоколонны №2 треста «Мостострой-10»; Юрия Ивановича Турушкина – бывшего начальника мостоотряда-54; одного из первых на БАМе лауреатов премии Ленинского комсомола бригадира буровиков МО-54 Сергея Петровича Пахомова. Эти и другие замечательные люди, умудренные профессионализмом и житейским опытом, трудятся сейчас на строительстве моста на остров Русский. Они составляют ядро, костяк, вокруг которого сплачивается коллектив более молодых рабочих, которым есть чему поучиться у старших, набраться от них уму-разуму.

В головном предприятии – ОАО «УСК Мост» - бывший начальник бамовского мостоотряда № 49 Анатолий Васильевич Ягода занимается проектом мостового перехода через Босфор Восточный, а главный инженер того же мостоотряда Виктор Леонидович Петров – куратор по гидротехническим работам.

Самому А. М. Баранову также довелось побыть главным инженером МО-49. В системе холдинга, за мост в Каширине Алексей Михайлович удостоен высокого звания «Почетный строитель России». А за уже упомянутый мост через Бузан награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Знаковыми в своей жизни, кроме названных, считает еще мосты через реки Камень-на-Оби и Днепр в Киеве.

Как руководитель филиала генподрядной организации, он тесно взаимодействует с директором ФГУ «Дирекция по строительству объектов дорожного хозяйства г. Владивостока» как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ФГУ ДСД «Владивосток») Игорем Юрьевичем Зубаревым. Неоценимую роль в установлении и поддержании взаимодействия мостостроителей с властными структурами в центре и на местах играет заместитель генерального директора ОАО «УСК Мост», руководитель проекта Николай Васильевич Рогов, тоже, к слову сказать, работавший на БАМе с первых дней стройки.

Подготовка развернулась полным ходом

Какими же силами осуществляется реализация мегапроекта? Сейчас, кроме генподрядчика, в строительстве задействованы шесть субподрядных организаций. Это ООО «НПО «Мостовик», ООО «Мост-Восток», ООО «Мостотрест-2005», ООО «Мостдорстрой», ООО «СК Мост», ООО «ДВГСК-Центр». На разных участках заняты 724 человека в вахту, и, соответственно, 1448 – в месяц. Ожидается, что в пиковый период работы их будет порядка двух с половиной тысяч человек. Задействовано 290 единиц техники, помимо того, заключены и оплачены договоры на поставку в первом квартале еще 66 специальных машин и механизмов.

Ведутся переговоры с зарубежными компаниями для привлечения их на выполнение уникальных видов работ на сооружении пилонов М6, М7.

Полуостров Назимова – «вотчина» начальника производства филиала ОАО «УСК Мост» во Владивостоке В. А. Чугунова. Он отвечает за организацию производственного процесса по строительству мостового перехода и координацию действий подрядных и субподрядных организаций. Владимир Алексеевич рассказал, что по состоянию на 31 января текущего года здесь выполнены подготовительные работы на площадке строительной базы №1 и площадок для сооружения опор эстакады. Там переработано 158 тысяч кубометров грунта. Произведено устройство подъездных дорог в объеме 52,1 тысячи кубометров.

На полуострове появились временные здания и сооружения: бетонный завод производительностью 80 кубометров в час, здание лаборатории, общежитие на 123 человека. Построен и оснащается арматурный цех. Монтируются бетонный завод мощностью 160 кубометров в час, административно-бытовой корпус, склады инертных материалов. В конструкции временных зданий и бытовых сооружений уложено 3608 кубометров бетона.

Идут работы на основных конструкциях моста. На 10 опорах пробурено и забетонировано 147 буронабивных свай общей длиной 1400 погонных метров и объемом 1798 кубометров. Забетонированы ростверки опор ЭН1, ЭН2, ЭН3, ЭН13, ЭН14, ЭН15 в объеме 3055, 2 кубометра. Выполнено армирование тела опоры ЭН1 с использованием 9 тонн арматуры. Отсыпается технологическая площадка в акватории под опоры М4-М6. Там использовано свыше 570 тысяч тонн бутового камня и более 100 тысяч тонн отсева.

Для выполнения земляных работ на остров Русский передислоцирован механизированный комплекс, буровые агрегаты и грузоподъемные механизмы. Проведена подготовка на площадке строительной базы №2 и на площадках для сооружения опор эстакады, сделано устройство подъездных дорог. По основным конструкциям моста, на опорах ЭР2, ЭР3,

М12 пробурено и забетонировано 30 буронабивных свай общей длиной 240 погонных метров. Объем уложенного бетона – 465 кубометров.

Чуть раньше, до моего разговора с руководителями ОАО «УСК Мост», приведенные выше цифры и факты звучали в докладах побывавшим с визитом во Владивостоке вице-премьеру правительства России Игорю Ивановичу Шувалову, и министру транспорта РФ Игорю Евгеньевичу Левитину. На совещании отмечалось также, что для повышения безопасности возводимого сооружения и оптимизации сроков и методов выполнения работ проводится анализ проекта. К нему привлечены ведущие российские проектные организации: ОАО «Институт Гипростроймост Москва» и ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург», а также датские компании COWI, FORCE.

Параллельно изучается мировой опыт строительства подобных сооружений. Проведены консультации со специалистами компаний CRBC (Китай) Матцуи, Акаши (Япония), Самсунг, Санха (Республика Корея), Фрисине (Франция).

На стадии разработки рабочей документации параллельно проводился анализ проектных решений на основе данных инженерно-геологических изысканий, сейсмологических обследований, изучения гидрологического режима пролива, мирового опыта мостостроения.

Анализ проектных решений показал, что для обеспечения директивных сроков строительства моста (2008-2012 годы) необходимо применение высокопроизводительных машин и механизмов и оптимизация элементов конструкций тел опор, пролетных строений эстакадной части, а также сооружение дамбы со стороны острова Русский.

Завершить материал мне хочется на лирической ноте. Заместитель генерального директор организации-субподрядчика ООО «ДВГСК-Центр» Валерий Андреевич Мочалов известен среди коллег, как творческая личность. Он увлекается поэзией. В одном из своих творений, воспевая труд мостостроителей, Валерий Андреевич пишет:

Мосты – визитка всей России,

В них мощь и грация пленит.

И строятся они годами,

В них Божий промысел звенит.

Пусть где-то чуть «прихрамывает» рифма. Не в этом суть. Здесь есть прекрасный образ мостов, как визитной карточки нашего государства. И нет никакого сомнения, что на Саммите АТЭС-2012 Российская Федерация, как принимающая страна, будет представлена многими интересными проектами. В том числе и уникальнейшим мостовым переходом на остров Русский через пролив Босфор Восточный, возводимый Строительной компанией «Мост», где трудятся специалисты очень высокого класса.

Геннадий Астахов.

 



← Назад в раздел