Под маркой «ТМК»

 

Владивостокцы и гости города, проезжая широкой трассой по улице Суханова мимо фуникулера, обращают первым делом внимание на строительный объект с противоположной стороны, прямо скажем, исторического масштаба, который посчастливилось возводить Тихоокеанской мостостроительной компании, - тоннель сквозь Орлиную сопку, сооружение которого в 2008 году не принесло жителям морской столицы больших неудобств. Врезавшись в скальный грунт, мостостроители потрудились на славу: вместо 22 месяцев, сутками работая вахтовым методом, ускорили сдачу тоннеля - первого объекта, с которого начиналось сооружение моста, и выполнили задачу за 5 месяцев.

И теперь, когда построен тоннель, радует глаз пешеходный мост, произведен вынос ряда инженерных сооружений, заканчивается комплекс работ по строительству подпорной стенки вокруг мощной скалы, мостостроители Виктора Гребнева спустились вниз – к берегам бухты Золотой Рог, чтобы возвести и смонтировать самую надежную часть моста, о котором мечтало не одно поколение жителей Владивостока.

С видовой площадки университетского корпуса ДВГТУ наблюдается лишь квадрат строительного плацдарма мостовиков, заставленного техникой: кранами, буровыми установками, металлической арматурой и трепещущими на ветру зелеными пологами, укрывающими объекты. Но будет время, и оно не за горами, когда взлетит над бухтой грандиозное вантовое чудо, и станет оно особой достопримечательностью Владивостока.

Мост от фуникулера перекинется на чуркинскую сторону и выйдет в районе Детского парка. Общая длина с подходами составит 2,1 км. Основной пролет - 737 метров. Ширина – 29,3 метра. Высота пилонов 226 метров. Над уровнем моря мост поднимется на 65 метров. Под ним свободно пройдут самые большие «королевские» океанские лайнеры.

Давая характеристику уникального сооружения, генеральный директор ТМК Виктор Григорьевич Гребнев подчеркивает особую ответственность, которая возлагается на его коллектив и подрядчиков, теперь закладывающих «основание моста» - опоры или, как их называют,- пилоны, на которые потом будут крепиться ванты. Прокомментировать все технические детали. которые так тщательно прорабатывают мостостроители в наступившем году, генеральный директор поручил своему «боевому» заместителю Александру Гофману, который, образно говоря, днюет и ночует на стройке.

ГЛАВНЫЕ «ТОЧКИ» МОСТА

– Здесь, где мы находимся, сооружается 8-я опора моста. Сделаны шпунтовые ограждения, площадки, оборудовали городки для рабочих. И сейчас идет бурение скважин под фундамент. Работает четыре буровые установки – в день проходим 4 - 5 скважин, - рассказывает Александр Анатольевич. - Одновременно ведутся работы по сооружению 6 и 7 опор. А их всего у моста - 14. Мы ведем наиболее проблемные. Тут, в центре Владивостока - на Светланской улице, у нас были некоторые сложности - переносы памятников, консервация памятника морякам торгового флота. На 7 и 8 опорах мы ведем буровые работы только системных устройств для строительства моста. Сегодня закончили бурение скважин под строительство второго пилона, готовимся к армированию. И пошли дальше – к следующим опорам. Немножко отстаем со сносом старых зданий.

– Какие силы используете, Александр Анатольевич, и много ли задействовано техники?

– Основная дорожная техника у нас переброшена на другой объект. А здесь сейчас оставили минимальную часть землеройной: три экскаватора, четыре бульдозера - хватает пока. Все краны тут работают, шесть буровых установок, с десяток самосвалов. Всего не перечислить по объектам.

Все основные участки нашей компании сейчас сосредоточены во Владивостоке. Здесь задействовано 4 участка. Они пропорционально разбросаны по опорам - 6, 7, 8... Пока еще немного людей осталось на фуникулере - там завершаем сооружение подпорной стенки. Основные земляные работы выполнены. Здесь, когда будет готов проект инженерно-технического оборудования тоннеля, мостостроители продолжат в нем свои работы. Ну, а остальные силы сейчас, как видите, рассредоточены на опорах: вот там, где стоят буровые, много техники, это и есть место пилона. А вот в зеленом обрамлении следующая наша опора.

– Вероятно у них технологии особые?

– То, что мы сейчас делаем, это самое сложное, потому что высота пилонов 226 метров. Очень быстро возводить их просто нельзя, потому что у них есть своя, уникальная технология - большая высота, придется применять специальные устройства для сооружения, вести по особому опалубку. Сейчас рассматриваем и прорабатываем вариант. Рабочей документации по этому делу у нас нет, но при нормальном оборудовании и оснастке наши инженеры сделают лучшим образом все необходимое. Коллектив у нас профессиональный, так что справимся!

– Скажите, а зимой на этом этапе удобнее работать, чем летом?

– С одной стороны – да. Немножко мороз «помогает» в котловане работать, там не такой приток грунтовых вод, грязи нет на площадках. Потом в городе зимой движение автотранспорта не такое интенсивное. Есть и свои технологические моменты при бетонировании фундамента пилона.

– Откуда стройматериалы поступают? Кажется, ТМК завод здесь новый построил?

– Все приобретается. Техникой мы располагаем достаточной, а для доставки бетона смонтировали новый завод производительностью 60 кубов в час. Запланировали поставить на строительной площадке Золотого Рога еще итальянский завод на 120 кубов. Ждем документацию. Плюс на другой стороне бухты комсомольчане поставили еще два завода для быстрого снабжения самым главным строительным материалом - бетоном, арматурой и грунтом.

– А что мешает стройке?

– Мешает? Проблемы сноса и регулярного финансирования подрядчиков, о чем говорилось сегодня на очередном заседании штаба. Эту проблематичную часть вам может изложить заказчик.

А БЕЗ ПРОБЛЕМ НИКАК НЕЛЬЗЯ?

Вильчинский Леонид Платонович – директор департамента дорожного хозяйства Приморского края:

– Заканчивается февраль, но еще пока не решены на стройке надлежащим образом вопросы финансирования из федерального бюджета. Самое парадоксальное, что деньги-то есть – в крае находятся 730 млн рублей. Однако до сих пор не разработан и не определен порядок выделения субсидий – не можем подписать соглашение с «Росавтодором». А раз нет соглашения, то деньги использовать никаким образом нельзя – ни те, что надо получать, ни те, которые есть. Слышали, нверное, на планерке говорилось: подрядчику приходится брать кредиты в банках и платить проценты. А это, разумеется, ложится дополнительным бременем на его затраты.

Есть вторая проблема, с которой при строительстве столкнулись: часть домов, которые попадают под снос, являются памятниками истории культуры регионального значения. Такие дома были построены в 1904 - 1907 годах. Ровно сто лет прошло. Они находятся теперь в очень плохом техническом состоянии. Длительное время их никто не ремонтировал, но объекты сноса числятся памятниками культуры, и строители до вывода их из числа памятников не имеют права приступать к сносу. Многие жильцы в них живут без всяких удобств: туалеты на улице, над головой все валится, обветшало. Они рады бы и готовы переехать, но на сегодняшний день постановления правительства о выводе этих памятников из государственных списков нет. А строитель не может их убрать.  Ждет постановления о выводе этих объектов из «памятников» в обычные здания. Однако, когда в жизни что-то до конца не продумано, все превращается в сложный, заржавевший механизм, требующий длительной регулировки. Мы вот сейчас подготовили пакет документов, чтобы выйти на уровень Москвы и решать вопрос там. Но, с другой стороны, получается парадокс: памятники краевые – субъекта Федерации, а сам субъект не может распорядиться ими самостоятельно - нужно разрешение правительства! Одно дело – памятники федерального значения. Но проблему субъекта тоже надо безотлагательно решить – дать ему полномочия распоряжаться именно на его уровне.

Есть, как всегда, на больших стройках проблемы технического характера, но я не буду их касаться, ибо их мы постоянно решаем сообща. Каждую неделю на причале проводим заседания штаба: собираются подрядчики, проектировщики, руководители разных служб края и города, кто завязан на эту стройку. Проблемы разного толка. Но те, которые связаны с законами, перепрыгнуть так просто не можем. Сейчас в Госдуме находится на рассмотрении закон по упрощенной схеме изъятия объекта. Он дает возможность упрощенно работать с теми объектами, которые подпадают под снос.

А суть проблемы вот в чем. Чтобы снести какой-то дом, заказчик должен произвести его оценку и познакомить владельца с результатами. И если тот не согласен, то ему дается год с момента ознакомления на раздумья. Заказчик же не имеет права в течение года тревожить человека. Понятно, что так долго стройка ждать не может - целый год, чтобы кто-то «созрел». Это тоже нонсенс. Я считаю, что данное положение просто препятствует ходу строительства. Согласен: должен взаимоотношения решать по закону суд, и надо подавать в суд, но суд в такой ситуации обязан дело рассматривать не год, а максимум два месяца. И только суд принимает решение: кто прав в оценке стоимости. Дом строители оценили в 5 миллионов, а хозяин в 7. Если суд найдет справедливым, что надо заплатить семь, нет нужды сопротивляться. Выплачивается определенная судом сумма, но зато не будет необходимости строителям здесь простаивать целый год.

– Леонид Платонович, у вас на стройке недавно побывала правительственная группа первого вице-премьера Шувалова…

– Мы комиссии все показали, озвучили и даже дали справки по финансированию и по памятникам. Они прошли, все посмотрели, оценили результаты работ. Игорь Иванович Шувалов – молодец: вник сразу в проблемы, о которых я вам рассказывал, и попросил, чтобы строители подготовили официальное письмо за подписью губернатора на его имя. Отправим документ, и, таким образом, Игорь Иванович подключится к убыстрению данного процесса.

– Что хорошего про стройку сказали?

– Шувалов по результатам посещения проводил совещание во Владивостоке, и нам сказали, что стройка моста идет по графику, к нам никаких претензий нет. За Русский остров говорить не буду, но в целом ходом работ правительственная делегация осталась довольна.

– Но кроме тех строек, что в работе, ведь есть объекты, которые находятся в стадии проектирования?

– Да, многие объекты пока на стадии пректирования. В марте - мае будет готова к выдаче проектная документация на дорогу, соединяющую два моста, - через бухту Золотого Рога и остров Русский, реконструкцию дороги от аэропорта до федеральной трассы Хабаровск - Владивосток, проект дороги п. Новый - Седанка - Патрокл. В мае ряд проектов будет готов для подрядчиков, и тогда запускаем в работу очередные объекты.

Валентина ЧАРСКАЯ.

 



← Назад в раздел