Российские причалы для АТР

 

– Представьте, Геннадий Гаврилович,  нашему читателю  в общем-то уникальное для нынешнего рыночного времени хозяйствующее предприятие – «Росморпорт». И какую он играет роль, скажем, для жизнедеятельности Приморья, которое президент и правительство страны вплотную задействуют в своей экономической политике со странами АТР?

–  Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Росморпорт» было образовано в стране более пяти лет назад. Основной целью его создания является организация эффективного использования федерального имущества в морских портах, его поддержание в рабочем состоянии, обеспечивающим не только выполнение текущих задач стивидорных компаний по перевалке грузов, но и создание условий для их развития и роста. Предприятие имеет в своем составе более 20 филиалов, расположенных по всей России. Владивостокский филиал успешно справляется с поставленной задачей, управляя гидротехническими сооружениями - причалами общей протяженностью около 5 километров.

Кроме порта Владивосток в филиал входят еще 2 отделения - Ольгинское и Посьетское, тоже с причалами, находящимися в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на их отдаленность от Владивостока, филиал смог организовать там четкий рабочий процесс управления имуществом и его поддержание в надлежащем виде таким образом, что практически сбои в работе этих портов отсутствуют.

И это вполне понятно: Приморье - морские ворота Дальневосточного бассейна, край уникального геополитического расположения, богатейшего природно-ресурсного потенциала и прилегающих к нему морских акваторий, разнообразного социально-экономического и научно-технического потенциала. Именно сейчас все его причалы должны без сбоев работать – ведь Приморье находится в преддверии проведения во Владивостоке саммита АТЭС-2012. Мирового масштаба мероприятие, являющееся надеждой страны для внедрения в АТР, регион должен широко использовать для своего устойчивого развития и оправдать доверие - стать главным представителем интересов России в таких странах АТР, как Китай, Япония, Республика Корея, США, Австралия. Владивостокский морской порт с ними давно уже установил регулярное линейное сообщение и беспрекословно представляет возможность для захода сюда их крупнотоннажных пассажирских судов.

– Тут и для грузовых морских «гигантов» всегда могут быть представлены причальные стенки - здесь ведь, кажется, 17 рабочих причалов?

– Это грандиозное морское хозяйство должно круглосуточно работать, как часы, и для иностранного, и для своего – российского флота. А потому важнейшим направлением деятельности филиала является капитальное строительство, ремонт, реконструкция и модернизация многих гидротехнических сооружений.

Наличие в порту Владивосток причалов, соответствующих требованиям мировых стандартов, вне всякого сомнения, положительно сказывается на привлекательности порта для судовладельцев и операторов грузов. Завершение строительства первой очереди глубоководного причала № 4 с прилегающей в результате отсыпки территорией 12 тыс. кв. м позволило порту решить вопрос возможности захода в порт крупнотоннажного флота с осадкой до 15 м, что повысило интерес операторов к порту Владивосток в целом. Филиал заканчивает обустройство вновь построенного причала № 3. Ввод его в эксплуатацию в 2009 году расширит возможности стивидоров по хранению техники и обработке крупнотоннажного флота грузоподъемностью до 100 тысяч тонн.

Филиал завершает капитальный ремонт пассажирских причалов № 1, 2. Ремонт этой причальной линии проводится без вывода причалов из эксплуатации, что позволило за прошедший период ремонта в течение 3 лет продолжать принимать у морского вокзала крупнотоннажные пассажирские суда типа «Принцесса». В результате этого привлекательность города Владивостока для иностранных туристов только повысилась. Причалы № 1, 2 в рамках осуществления подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» планируется и в дальнейшем использовать под океанские пассажирские круизные лайнеры типа «Принцесса». После капитального ремонта два таких лайнера одновременно можно будет принять на 1-2 причале порта Владивосток. Указанные причалы находятся в районе существующего морского вокзала - в историческом центре города, что позволит гостям ближе познакомиться с городом, не испытывая при этом транспортных проблем. Регулярные заходы этих судов во Владивосток будут существенным образом способствовать развитию туристического бизнеса в Приморском крае.

– Приморье (особенно Восточный порт) в прошлые годы  имело определенную критику за организацию контейнерных перевозок – этого самого современного метода прямых и транзитных грузоперевозок из стран АТР по Транссибирскому транспортному коридору до границы России с западными странами. Что в этом плане сделано и делается на причалах Владивостокского морского торгового порта?

– Осуществленные Владивостокским филиалом ФГУП «Росморпорт» капитальные вложения, ремонтные  работы причалов № 14, 15, 16 значительно расширили технические возможности для запуска нового перегрузочного комплекса - второго контейнерного терминала, перехода на новую ступень развития контейнерных перевозок в Приморье. Сооружение нового контейнерного терминала в конечной точке Транссибирской магистрали позволит увеличить грузооборот порта более чем в два раза и сделать его одним из крупнейших по объему перевалки.

Реализация масштабного проекта по запуску нового контейнерного терминала ВМТП - один из залогов успешного развития региональной транспортно-логистической системы Приморья, что в итоге обеспечит растущие потребности экономики Дальнего Востока и решение задач по развитию транспортной инфраструктуры страны.

Днями филиал завершил дноуглубление и капитальный ремонт причала № 13 длиной более 260 метров.

– Вы, Геннадий Гаврилович, назвали в своем хозяйстве еще два отделения – южный Посьетский порт и северный – Ольгинский. Давайте пройдемся по их причалам…

– Что сказать: Посьетский порт очень бурно теперь развивается. Темпы его грузооборота сейчас, даже в сравнении с советским периодом, удивляют – они выросли в два раза. Тогда отмечался максимум – 1 млн 400 тыс. т ( а в перестроечные и приватизационные времена еле-еле достигал 320 тыс. тонн). А сегодня он перегружает аж 2 млн 800 тыс. тонн груза! Правда, его причалы перешли на иную номенклатуру - сейчас строится новый угольный терминал: его владелец - компания «Мечел» - фактически направляет через него нерюнгринский уголь. И сегодня развивающийся порт крайне заинтересован соорудить такой же мощный терминал, как в Восточном - угольный терминал с опрокидывателями, с ленточными транспортерами и с системой подогрева зимой.

В принципе там делается все, чтобы первая очередь Посьета вошла как можно быстрее в строй. Идет просто масштабная стройка. Здешнюю экономическую инициативу может сдержать только железная дорога – порт хочет выйти на 7 миллионов тонн, а для таких объемов нужна другая станция – Гвоздево, где практически должен аккумулироваться весь подвижной состав для порта Посьет. Пока же на сегодня невозможно это сделать. И, конечно же, нужна вторая колея на Хасан – тогда и Зарубинский порт может второе дыхание получить, и даже портопункт Славянка.

Активизация развития порта Посьет, резкое увеличение объемов перевалки угля способствуют пересмотру наших возможностей в этом порту в части буксирного обеспечения крупнотоннажных судов. Филиал обосновал и добился передачи в хозяйственное ведение третьего буксира, который будет обеспечивать безопасные швартовые операции крупнотоннажного флота.

– А в северном – Ольгинском порту что-то делается? Ведь принятое правительством решение о резком повышении таможенных пошлин на экспорт за рубеж круглого леса подрезало производственные «крылья» самым мощным в Приморском крае северным леспромхозам, и там наступило полное социально-экономическое затишье?

– Портовикам, дожидаясь груза, надо держать, что называется, нос по ветру, - быть всегда в боевой готовности к работе морских причалов, согласуя их мощности с перспективой развития северных районов. В бухте Ольга два наших причала, а третий – лесников. И потому, несмотря на ситуацию, еще в 2008 году приступили к ремонту всего своего хозяйства – по вине портовиков не должно быть никаких сбоев. Сегодня, в условиях кризиса, приморский Север и без того чувствует себя экономически неуютно, обездоленно.

– Геннадий Гаврилович, я хотел бы задать еще один вопрос сугубо экологического характера – ведь портовики интенсивно эксплуатируют заливы и бухты, а как они заботятся об их чистоте? В условиях, когда Владивосток по программе подготовки к АТЭС, приступает к строительству очистных сооружений, что делается по линии «Росморпорта»?

– Одним из перспективных видов деятельности нашего филиала является проведение экологических мероприятий как на акватории Владивостокского морского торгового порта, так и по обслуживанию судов по снятию отходов. Для выполнения указанных задач филиалом получена соответствующая лицензия. Два имеющихся в филиале судна-нефтемусоросборщика интенсивно эксплуатируются на очистке акватории. Проведены соответствующие мероприятия по приобретению для филиала спец-автомашины. Планируется пополнение природоохранного флота. В дальнейших планах филиала предусматривается развитие природоохранной деятельности путем создания соответствующей современным требованиям материально-технической базы.

Что хочу подчеркнуть? Приморский край - это ведь не только порты и пирсы. И мы отлично понимаем, что интенсивное развитие их потенциала, регулярное поддержание и наращивание мощностей портовых сооружений и причальной стенки в функциональном состоянии может стать существенной основой для социально-экономического развития Приморского края, позволит решить многие проблемы региона. Прежде всего, в этом разрезе речь идет о снижении уровня безработицы и повышении уровня жизни местного населения, что приостановит миграционный отток жителей нашей тихоокеанской окраины. Развитие порта даст возможность роста и в других отраслях экономики, развития инфраструктуры Приморского края, создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций, развития туристической сферы и пополнений налоговой базы края.

Исполнение наших морских забот четко стыкуется с задачами и проблемами всего Приморья.

Николай Братчиков. г. Владивосток

 



← Назад в раздел