Олег Сафонов - Формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров

  

В своем послании Федеральному Собранию президент России Дмитрий Анатольевич Медведев предложил сформировать общероссийский резерв эффективных управленческих кадров – единую общедоступную базу данных о лучших специалистах на всех трёх уровнях управления: муниципальном, региональном и федеральном.

На Дальнем Востоке мы приступили к формированию окружного списка кандидатов в резерв управленческих кадров. Это будет база данных, содержащая сведения о получивших общественное признание профессионалах в области управления, а также о высококвалифицированных гражданах, способных в короткие сроки после специальной подготовки занять руководящие должности в сфере государственной власти и местного самоуправления. 

Наиболее перспективные профессионалы войдут в так называемую президентскую квоту. При этом нужно заложить правильные критерии отбора специалистов в эту квоту, чтобы присутствие в ней было для работодателей «реальным знаком качества» профессионала, достойного работать не только на государственной службе, но и в других местах.

Кроме того, необходимо создать единую систему кадрового мониторинга и информации о вакансиях, а также гибкую, ориентированную на рынок труда систему образования.

Задача государства – создать общие подходы к формированию резерва и процедуры конкурсного отбора.

В последних числах декабря 2008 года мной подписано распоряжение о формировании окружного списка кандидатов в резерв управленческих кадров.  Заместителям полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе  и главным федеральным инспекторам поручено внести предложения по кандидатам, зарекомендовавшим себя профессионалами и способным  к руководящей работе в  исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных  федеральных органов исполнительной власти, в администрациях  муниципальных образований. Мы формируем  также резерв на должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, руководителей общественных организаций, региональных отделений политических партий. Из среды перспективных (молодых) специалистов  создается  резерв на должности государственной службы. Требования к кандидатам в окружной резерв четко определены. Кандидат должен быть  гражданином Российской Федерации, в возрасте от 25 до 50 лет, иметь высшее профессиональное образование. У него должен быть опыт управления более 5 лет, профессиональные достижения и отсутствовать судимость.

В настоящее время уже сформирован список потенциальных кандидатов в резерв и собраны анкетно-биографические данные.  Мы приступили к реализации следующего этапа, в течение которого производится оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов на базе информационно-аналитического центра Дальневосточной академии государственной службы. Окончательный список резерва ДФО, сформированный из лучших профессионалов, будет утвержден распоряжением полпреда.

Отбор кандидатов в региональные резервы управленческих кадров осуществляется на конкурсной основе по предложениям руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, отраслевых организаций и через процедуру самовыдвижения. При формировании региональных резервов используются апробированные в кадровой работе методики и технологии.

В целом по Дальневосточному федеральному округу в резервах управленческих кадров субъектов федерации находится более тысячи профессионально подготовленных граждан, способных занять руководящие должности.

В первые же дни аппарат полномочного представителя президента РФ в ДФО  направил  высшим должностным лицам субъектов округа рекомендации и Концепцию программы формирования и подготовки резерва управленческих кадров президента Российской Федерации. 

Кроме того, департаментом государственной службы, кадров и государственных наград аппарата полпреда в адрес кадровых служб направлены методические материалы, разъясняющие подходы к формированию резерва управленческих кадров «президентской тысячи».

В целом по округу резерв управленческих кадров сформирован на  должности: заместителей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации -1%, руководящие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – 43%, глав муниципальных образований – 20%, руководителей государственных унитарных предприятий и учреждений субъектов Российской Федерации – 24%, а также перспективные молодые специалисты – 12%.

Во многих  регионах Дальнего Востока  по итогам 2008 года утвержден порядок формирования резерва управленческих кадров, определены приоритетные сферы экономики, государственного и муниципального управления, наиболее нуждающиеся в управленческих кадрах, организована информационно-разъяснительная работа, сформирована первичная база потенциальных кандидатов для включения в резерв управленческих кадров.

Например, в Хабаровском крае совместно с Дальневосточной академией государственной службы проводится отбор на основании технологии «Центр оценки», в рамках которого кандидатами пройдено тестирование на оценку уровня интеллекта, профессионально необходимых управленческих качеств и навыков принятия оперативных управленческих решений. В кадровый резерв на должности категории «руководители» отобрано более 300 человек. В Магаданской области принято решение осуществлять финансирование расходов по формированию резерва в рамках реализации областных целевых программ «Развитие и совершенствование муниципальной службы в Магаданской области на 2007-2010 годы» и «Развитие государственной гражданской службы Магаданской области на 2007-2010 годы».

Важным источником формирования кадрового резерва являются военнослужащие, планируемые к увольнению в запас в связи с реформированием Вооруженных Сил. Только в Дальневосточном военном округе планируется уволить 4190 офицеров.

Как известно, полпред согласовывает назначения на должности руководителей территориальных федеральных органов. Практика  показывает, что решения отдельных федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств по подбору руководителей на местах не всегда отвечают требованиям кадровой политики президента Российской Федерации.

Так, в 2008 году по материалам правоохранительных органов направлено 23 отказа по кандидатурам, представленным к назначению. При этом в 10 случаях лица, получившие отказы, остались на должностях и продолжают по-прежнему осуществлять властные полномочия. В качестве примера, я уже говорил об этом и напомню, что уже несколько лет Сергей Дымов исполняет обязанности замруководителя Россельхознадзора по Приморскому краю. Несмотря на то, что Дымов, по данным краевых силовиков, привлекался к уголовной ответственности за вымогательство, а также имел отношение к одной из преступных группировок, попытки согласовать его на руководящую должность в управлении предпринимались неоднократно. 

Это дает основания утверждать, что механизм действий, когда даже при отказе в согласовании некоторые федеральные руководители настойчиво поддерживают тех же кандидатов, до конца не отработан.

Кадровая работа – это приоритет деятельности полномочного представителя президента России. От того, кто займет ключевые посты  на различных государственных должностях, зависит качество и эффективность работы органов власти, общественных организаций, государственных учреждений. К сожалению, государство часто сталкивается с кадровым дефицитом, а потому  мы должны создать целостную систему подбора кадров, базу данных о лучших специалистах страны. 

На сформированной единой базе данных эффективных управленческих кадров работа не заканчивается. Поиск и отбор управленцев в резерв должен проводиться постоянно. Более того, важно продолжать дальнейшую работу с уже попавшими в кадровый резерв людьми. Организовывать мероприятия по повышению их квалификации, предлагать им вакантные должности на государственной и муниципальной службе, чтобы они имели возможность принести реальную пользу в конкретном городе, регионе. В том числе, необходимо создать все условия и возможности, чтобы эти люди могли общаться между собой, обмениваться опытом, создавать и реализовывать совместные идеи и проекты, формируя, таким образом, команду профессионалов-единомышленников. Особую актуальность эта работа приобретает в условиях мирового финансово-экономического кризиса, когда от эффективных управленческих решений зависит благополучие наших граждан.

Считаю, что дальнейшая целенаправленная, поступательная деятельность в рамках исполнения поручений президента Российской Федерации по формированию резерва управленческих кадров должна стать действенной мерой и в профилактике коррупционных проявлений, декриминализации Дальневосточного региона.

г. Хабаровск

 



← Назад в раздел