Север и Дальний Восток должны стать привлекательными

 

– Вячеслав Анатольевич, экономика республики многие годы была моноотраслевой, что делается для ее диверсификации?

– С 2002 года мы работаем по индикативным пятилетним планам, направленным на снижение зависимости от моноотраслевой структуры экономики и привлечение новых инвесторов. Сегодня из крупных компаний в Якутии работают ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Мечел», ОАО «Транснефть», подразделения «Газпрома», «Росатома», РАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и другие компании. В качестве фундамента диверсификации экономики республики формируется нефтегазовый комплекс. В 2004 году, с получением лицензии на разработку Талаканского НГКМ ОАО «Сургутнефтегаз», начался новый этап развития нефтяной промышленности. Ведутся разведка и обустройство месторождения. Для обеспечения экспортных поставок нефти на территории республики строится магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для потребностей республики, то к 2020 году объемы добычи достигнут 12,7 млн тонн.

Продвинулись мы и в вопросах газодобычи. Как известно, утверждена Восточная газовая программа, согласно которой с 2016 года планируются ввод в эксплуатацию крупнейшего Чаяндинского ГКМ и строительство магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток в едином коридоре с нефтепроводом. Пять нефтегазоконденсатных месторождений республики отнесены к объектам федерального значения, имеющим стратегическое значение. Добыча газа должна увеличиться с 1,6 млрд куб. м, которые сегодня направляются исключительно для собственных нужд Якутии, до 34,6 млрд куб. м газа в 2020 году. Имея колоссальные запасы нефти и газа, мы планируем развивать не только их добычу и транспортировку, но и глубокую переработку. Планируется строительство нефтеперерабатывающего, газохимического и газоперерабатывающего комплексов. Одной из базовых отраслей экономики республики является угольная промышленность. Реализуется целый ряд новых угольных проектов по строительству новых шахт, модернизации и обновлению производства. Определен стратегический инвестор крупнейшего Эльгинского месторождения каменного угля с объемом добычи угля до 30 млн тонн в год. К 2020 году добыча угля должна возрасти до 50 млн тонн.

Другим направлением диверсификации является цветная металлургия. ОАО «Полюс Золото» начало работу на крупнейших золоторудных месторождениях республики. В непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены месторождения свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсов при создании объединенной транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области сможет приобрести промышленное значение. Создаются совершенно новые отрасли. В Южной Якутии расположена крупнейшая в России Эльконская группа месторождений урановых руд. Здесь планируется создать крупное предприятие по разработке этих месторождений с мощностью до пяти тысяч тонн химического концентрата урана в год. Там же, в Южной Якутии, на базе месторождений железных руд и коксующегося угля будет создан металлургический комплекс с производством до 13,5 млн тонн окатышей и более 4 млн тонн железорудного концентрата. Все эти крупные проекты потянут за собой и поднимут на новый уровень другие отрасли: промышленность строительных материалов, лесопромышленный и агропромышленный комплексы, туризм, будет развиваться социальная и коммунальная инфраструктура, и, что самое важное, малый бизнес создаст новые рабочие места и укрепит финансовое положение муниципалитетов.

– Но, чтобы устойчиво развиваться, региону недостаточно просто иметь подающий надежды потенциал.

– Конечно, серьезным ограничителем конкурентоспособности Якутии являются природно-климатические условия, географическая отдаленность от основных транспортных коммуникаций и дисперсность расселения. Эти факторы снижают конкурентоспособность экономики, ухудшают условия проживания населения и вызывают повышенные расходы на содержание бюджетной сферы. Сегодня только 8% территории республики находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, вся остальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период, доля которого в грузообороте республики составляет более 60%. При этом средние расстояния – более 3 тысяч километров и сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. Следствием этого является ежегодное отвлечение значительных бюджетных средств на сезонный завоз и хранение грузов. Высок уровень затрат на тепловую и электрическую энергию.

Очевидна необходимость опережающими темпами снимать инфраструктурные барьеры в регионе. Для этого и принята «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», согласно которой при условии совместных слаженных действий федеральных органов власти, региона и бизнеса республика может стать уже регионом-донором. Со стороны федеральных органов власти приняты концептуальные решения. В результате реализации Схемы республика к 2020 году должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой.

– А как реализация Схемы отразится на развитии соседних регионов?

- Это приведет к экономическому росту сопряженных с республикой субъектов Дальневосточного федерального округа. Появятся условия для газификации населенных пунктов Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области. Будут обеспечены заказами предприятия машиностроения, созданы предпосылки для создания в этих регионах газо-, нефтеперерабатывающих, нефтехимических производств, снижения энерготарифов, появятся новые транспортные коридоры, повысится инвестиционная привлекательность, будут созданы условия для притока населения в Сибирь и на Дальний Восток России. Схема будет иметь и общенациональный эффект, который заключается в наращивании экспортных возможностей, повышении энергетической безопасности страны и, самое главное, создании условий для привлечения и закрепления населения как геостратегической задачи России на Дальнем Востоке.

– Достаточно радужные перспективы. А решены ли те вопросы, которые поднимались во время визита Дмитрия Медведева в Якутию?

– Тогда были даны поручения Минрегиону России внести предложения по вопросам распределения средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства с учетом особенностей районов Крайнего Севера. Суть в том, что средства фонда распределяются по таким требованиям, которые не учитывают условия Севера, в то время как именно на этих территориях износ жилищного фонда и коммунальных сетей выше среднероссийского, а возможности привлечь внебюджетные средства отсутствуют. В свою очередь, Минрегион считает, что для северных территорий предусмотрены льготные условия. Мы с этим не согласны и доведем дело до логического конца. Думаю, вместе мы найдем приемлемое решение.

Также пока мы не нашли понимания по вопросу реализации жилищных сертификатов. По нашей логике, если гражданин желает реализовать свое право на предоставление жилищного сертификата в том же регионе или другом регионе того же федерального округа, а государство ставит задачу закрепления трудовых ресурсов на Дальнем Востоке для обеспечения геополитических интересов, то почему бы и не предоставить гражданину такую возможность. Но закон нас ограничивает, и Минрегион считает, что наши предложения противоречат цели и смыслу закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Но все-таки надо смотреть дальше, на перспективу, и внедрить законы, способствующие обеспечению национальной безопасности России на Дальнем Востоке.

Мы вносили предложения по созданию социальной и инженерной инфраструктуры опорных населенных пунктов в регионах интенсивного освоения. К примеру, в районах интенсивного промышленного освоения можно бы было создавать инженерную инфраструктуру за счет средств федерального бюджета, социальную инфраструктуру (школы, больницы, клубы и т.д.) - за счет средств субъекта Федерации, а предприятия могли бы реализовать ипотечные схемы обеспечения жилья для своих работников. По другим поручениям президента РФ многое сделано и делается.

– Сегодня уровень жизни населения в регионах Дальнего Востока ниже, чем в среднем по России.

– Это действительно так. Если в среднем по стране численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2007 году составляла 13,4% от общей численности населения, то практически во всех регионах Дальнего Востока (кроме Сахалинской области и Чукотского АО) она составляла 15 - 27 %. Нонсенс, но это имеет место в 12 северных субъектах Федерации, в том числе и в Якутии, – средний размер пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионера. Все наши законодательные инициативы по повышению уровня жизни пенсионеров получают отрицательные заключения профильных федеральных министерств. Показатель удельного веса ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда в ДВФО превышает среднероссийский в два раза и составляет шесть процентов. В трех регионах (Якутия, Магаданская и Сахалинская область) данный показатель превысил 10%.

– Понятно, что реализация крупных инвестиционных проектов требует создания благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов. Как это можно сделать?

– На сегодня одной из причин миграции населения за пределы республики является нерешенность жилищной проблемы. Мы предлагаем стимулировать выезд граждан не в центральные районы России, а в регионы интенсивного освоения Дальнего Востока. Для этого гражданам, выезжающим из закрываемых населенных пунктов, необходимо предоставить возможность реализации жилищного сертификата в более благоприятных по климатическим условиям и экономически развивающихся районах в пределах того же региона или федерального округа. Кроме того, мы предлагаем разработать новые механизмы ипотечного кредитования, действенные в условиях Севера и Дальнего Востока и стимулирующие приток населения. В настоящее время соотношение доходов и стоимости жилья в республике не позволяет приобретать жилье по ипотечным программам. Необходимы меры по субсидированию из федерального бюджета ипотечных программ для работников бюджетной сферы по аналогии с субсидированием приобретения жилья для молодых семей и сельских специалистов.

В целях поддержки коренного населения, рационального природопользования и финансового самообеспечения регионального развития мы предлагаем создавать «Целевые фонды развития субъектов северных территорий». Источником формирования средств данных фондов должны стать обязательные отчисления предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на данных территориях, связанную с добычей, транспортировкой, переработкой полезных ископаемых и энергетических ресурсов данных территорий.

Сегодня Якутия известна стране и миру стабильно развивающейся экономикой, богатой культурой, духовными завоеваниями. За последние годы Республика Саха (Якутия) имеет стабильный прирост ВРП, транспорта, сельхозпродукции, торговли и услуг, занимает лидирующие позиции в ДВФО по величине валового регионального продукта и добавленной стоимости на душу населения, по инвестиционному рейтингу, строительству школ, развитию спорта, естественному приросту населения. По обеспеченности жильем Якутия вышла на среднероссийский уровень, доходы населения выросли в 1,5 раза, и, что особенно важно, растет продолжительность жизни - интегральный показатель человеческого развития, снижается число живущих за чертой бедности. Реализация мегапроектов позволит закрепить и улучшить эти показатели. Север и Дальний Восток должны стать привлекательными для людей. Здесь сегодня форпост России, а это большая ответственность.

Я хотел бы всем якутянам и дальневосточникам пожелать в новом году успешной работы. Чтобы наши надежды сбылись и нам всегда сопутствовала удача.

Марина КОЛБАСИНА.



← Назад в раздел