У «Аллигатора» нет аналогов в мире

 

Цеха, где рождаются «хищники»

В день полета первого серийного вертолета Ка-52 «Аллигатор» приглашенным гостям и журналистам показали святая святых «Прогресса» – агрегатно-сборочный цех и цех окончательной сборки, где полным ходом идет сборка уже следующих машин.

Увидев еще несобранный очередной «Аллигатор», испытываешь набор очень различных чувств и эмоций. С одной стороны, в нем сразу чувствуются мощь и сила. Но с другой – он напомнил маленького, беззащитного ребенка, которому еще требуются уход и забота. И как-то сложно было представить, что он скоро взмоет в небо.

– Когда видишь, как летают наши вертолеты, в душе – трепет. Мы же собрали их собственными руками, - поделилась своими эмоциями Ольга Никитина, начальник ОТК сборочного цеха. – Это на самом деле можно сравнить с отношением к собственным детям. Ведь в наших вертолетах мы знаем каждый винтик, каждую деталь. Наш отдел технического контроля занимается именно тем, что проверяет собираемую машину на соответствие чертежам и техническим условиям. Мы с нашими машинами идем от самого их рождения и до выхода из дверей цеха окончательной сборки. Поэтому, конечно, когда видишь их в небе, испытываешь в душе трепет и гордость и за машины, и за наш завод.

Надо отметить, что полученный государственный заказ – большая надежда для завода. Конечно, в первую очередь – это полная загрузка производственных мощностей, а следовательно, увеличение рабочих мест, повышение заработной платы. Именно поэтому в день первого полета серийной машины в цехах ощущалось приподнятое настроение.

– Конечно, мы очень ждали этого заказа, - рассказал Владимир Плотников, слесарь-сборщик, - и, наверное, именно поэтому сегодня к нам на предприятие охотно идет молодежь, а это наша главная сила. На мой взгляд, в наш цех приходит серьезная молодежь. Многие из них поступают в институты на заочные отделения, осваивая инженерные специальности.

Несмотря на то что выполнение госзаказа потребовало новых рабочих рук, «Прогресс» смог в короткие сроки решить эту задачу.

– Сегодня у нас уже отлажен механизм подготовки кадров, - констатировал член совета директоров авиационной компании «Прогресс» Дмитрий Родин, - мы знаем, как рекрутировать на завод людей, и даже при таком лавинообразном увеличении государственных или коммерческих заказов у нас всегда будет возможность в предельно сжатые сроки подготовить производство с точки зрения кадров.

Конечно, главным героем дня был «Аллигатор». Но в цехе окончательной сборки рядом с ним красовались представители гражданской авиации, которые также собираются на «Прогрессе», - спортивно-тренировочный самолет Як-54 и вертолет Ми-34. Сегодня сложно выжить только за счет оборонных заказов, поэтому руководство предприятия развивает и производство гражданских машин. Уже сейчас «Прогресс» ведет переговоры с зарубежными партнерами на поставку Як-54.

– В мае мы участвовали в международном салоне малой авиации Eur-avia-2008, который проводился в Каннском аэропорту, - рассказал Дмитрий Родин, - там мы представили наш Як-54. Начатые еще в мае переговоры на его приобретение пока не закончены только по некоторым объективным причинам. Но можно прогнозировать, что к весне следующего года они закончатся положительно для завода.

Дмитрий Родин также сообщил, что весной 2009 года сборная России по высшему пилотажу начнет тренировки уже на Як-54, который к этому времени будет доставлен на тренировочную базу команды. По его мнению, то, что самолет появится в Подмосковье, поможет и в завершении уже начатых переговоров на поставку Як-54 зарубежным партнерам, и в поиске новых.

Кроме того, сейчас в рамках корпорации «Вертолеты России», в которую входит и «Прогресс», разработана и внедряется программа по восстановлению серийного производства гражданского вертолета Ми-34. Напомним, что в свое время этот вертолет также собирался на «Прогрессе», и сейчас, по словам генерального директора Юрия Денисенко, завод готов возродить серийное производство Ми-34.

Стать и грация в небе Арсеньева

Пройдясь по цехам и со всех сторон налюбовавшись такими доступными, почти еще игрушечными в своей незаконченности и беззащитности машинами, гости с нетерпением ждали начала авиашоу. А оно обещало быть впечатляющим.

И вот в небо взмыли два Як-54, которыми управляли чемпионы мира по высшему пилотажу Олег Шполянский и Михаил Мамистов. Честно признаться, такую красоту редко можно увидеть в приморском небе. С отточенной синхронностью самолеты выполняли парные фигуры высшего пилотажа, демонстрируя всю свою красоту и стать. А потом пилоты показывали свое умение уже по очереди. Они то с безумной скоростью поднимали свои машины высоко в небо, а оттуда резко, как подбитые птицы, падали вниз. То крутили бочки вправо, делая вираж влево, и вдруг зависали, будто встав на хвост между небом и землей. С земли казалось, что пилоты забыли о том, что выступления показательные, и уже по-настоящему соревнуются между собой на лучшее исполнение фигур.

На смену «якам» в небе появилась «Черная акула». На глазах восхищенных зрителей она продемонстрировала всю свою неподражаемую грацию. Чего только она не проделала! Полеты в прямом направлении, хвостом вперед, вбок, практически вертикальное зависание над целью. А напоследок она игриво поклонилась бронированным носом гостям праздника, поблагодарив их за внимание. 

Закрывал авиашоу, конечно, виновник торжества – «Аллигатор». Зрители еще восхищенно провожали глазами «Черную акулу», когда под звуки пулеметных очередей в небо взмыл Ка-52. У всех присутствующих он вызвал чувство восхищения.

– Сегодня я счастлив, - поделился своими эмоциями с журналистами генеральный директор предприятия Юрий Денисенко, - Счастлив и горд за коллектив нашего предприятия. Этого заказа мы ждали долгие 15 лет, и теперь готовы выпускать столько вертолетов, сколько будет необходимо.

Здесь же взволнованный и немного растерянный принимает поздравления от коллег и чиновников создатель «Аллигатора», генеральный конструктор КБ им. Камова Сергей Михеев.

– Знаете, а я ведь действительно чувствую себя как гость …на свадьбе, - неожиданно поделился с окружающими Сергей Викторович. - Как будто выдаю дочь замуж, - прибавил он, глядя на полет «Аллигатора», - и ее обнимает другой мужчина, и словно она уже и моя, и не моя…

Анна Коваль.



← Назад в раздел