Виктор ГРЕБНЕВ: «Мы слов на ветер не бросаем!»

 

Город-порт, обладающий удобными, закрытыми от штормов и ветров бухтами, часто оказывается дискомфортным для своих жителей. Строится такой город вдоль кромки моря, вытягивается узкой полосой по берегу на десятки, иногда и сотни километров. Вот и получается, что через бухту соседа можно в окно увидеть, а добираться на автомобиле до него хорошо, если час или два. Как от Чуркина до Эгершельда во Владивостоке.

Мост в таких условиях не роскошь, а самая насущная необходимость.  Говорят, о нем мечтал побывавший в свое время во Владивостоке цесаревич, будущий император всея Руси Николай II. Но только теперь вековая мечта становится явью. А придает ей реальные очертания коллектив ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», который возглавляет генеральный директор Виктор ГРЕБНЕВ. К нему мы и обратились с вопросами о ходе строительства.

ТРУДНО, А У ЛЮДЕЙ ГЛАЗА ГОРЯТ

– Хочется поздравить вас с первой большой победой - завершением прокладки тоннеля в районе фуникулера. Наконец-то возобновлено движение транспорта по улицам Аксаковская и Суханова, проспекту Красоты. Пять месяцев автомобилисты мучились в пробках.

– И мало кто верил, что мы уложимся в назначенные сроки. Даже министр регионального развития Виктор Михайлович Басаргин, когда был здесь, спросил у меня доверительно: «Виктор Григорьевич, сделаешь вовремя?» Я обещал. Потому что твердо знаю возможности своего коллектива, его умение работать. Никогда мы слов на ветер не бросаем.

Правда, насчет «большой победы» - это вы загнули. Потому что тоннель - лишь первый шажок действительно крупной стройки. Ведь пока обозначен только подход к будущему мосту. Хотя, скажу откровенно, «шажок» этот нас радует. Недавно приезжали во Владивосток коллеги из Японии и искренне удивлялись. Положительная оценка настоящих профессионалов (а кто сомневается, что японские строители именно профессионалы?) приятна для слуха.

Важность объекта, пристальное внимание к нему горожан мы почувствовали буквально с первого дня стройки. Ведь сколько было досужих споров, прогнозов, волнений. Когда люди узнали, что будут проводиться взрывные работы, предрекали страшное. И фуникулер вместе с рельсами сползет вниз. И вековая кладка стен технического университета даст трещины, а потом развалится.

Так вот, хочу сообщить: все стоит на месте без малейших повреждений. Фуникулер бездействует не по нашей вине. У его обслуги какие-то проблемы. А по тоннелю и по дороге над ним уже идет транспортный поток. Правда, тоннель пока служит и еще два года будет служить только строителям. Чтобы мы не мешали дорожному движению и чтобы нам не мешали подвозить материалы для новых объектов.

– Виктор Григорьевич, вы как-то уж очень легко, шутливо говорите о проделанной работе. Даже иронизируете.

– Ну не плакать же от «большой победы». Если всерьез, то работали наши строители, подрядчики из «Дальмостостроя», «Подземстроя», «Стройальянса», ЗАО «РАСКО» и другие слаженно. И днем, и ночью. У нас организованы смены по 12 часов. В каждой - один час на отдых и «перекуры», час - на обед. То есть в сутки 20 часов чистого рабочего времени. Конечно, такой режим долго выдержать невозможно. Поэтому трудились вахтовым методом. Две недели бригада на объекте, затем ее сменяет другая.

Что скрывать, труд тяжелый. И физическое, и нервное напряжение велико. Но с кем бы и когда ни говорил, никто не пожаловался. У людей глаза горят! Ведь строить такой объект не каждому строителю в жизни выпадает. И техника нас не подводила. А почему? Во-первых, заранее готовились к стройке и подбирали соответствующие машины, а  главное не только «эксплуатируем железо», но и заботимся о нем. Одним словом, трудятся у нас специалисты - асы высшего строительного пилотажа.

А тяжелее всего объект достался его куратору и моему заместителю Александру Гофману. Ведь за каждый взрыв он был в ответе, за вывоз грунта, за укладку бетона. Сделал дело. Теперь дадим ему отдохнуть дней 10-14. Пусть набирает силы, поправляется. Вся стройка впереди.

КРИЗИС НЕ ВЕЧЕН И ЖИЗНЬ КОРОТКА

– Уходящий год ваша компания завершает успешно. Но в мире разразился глобальный финансовый кризис. В следующем году, считают аналитики, он еще усугубится. Коснется ли он ЗАО «ТМК»? Или вас защитит заказ, связанный с саммитом АТЭС?

– Знаете, кризисы приходят и уходят. Они не вечны. А жизнь коротка. Год - всего лишь мгновение. Просто надо честно жить и работать сегодня, как в последний раз. Тогда все получится.

Ведь не первый раз падаем. В 1991 году все посыпалось, заводы останавливались, трудовые коллективы распадались. Наш мостоотряд удержался, вырос в крепкую компанию, в которой трудится около 1200 человек, создал развитую материально-техническая базу, усилился отличными кадрами специалистов. Почему? Да потому что работали, не опускали рук и не ждали, когда нам поможет «добрый дядя». Брались за любой заказ, все делали качественно и в точно обозначенные сроки. Поэтому сейчас можем запросто удивить японских строителей темпами работ, их продуманностью.
Вот правительство бросает «спасательный круг», выделяет огромные деньги нашим автомобилестроителям. А факты какие? На «ВАЗе» на одного работника приходится всего 2 - 2,5 выпущенных автомобиля в год. Его коллега в Японии производит за тот же период 16 машин. И качество при этом разительно отличается не в нашу пользу. Снова правительство виновато?

Кризис нередко возникает в головах людей. Когда они начинают отстаивать не право на труд, а свое желание получать дармовые деньги и жить не по средствам. Лично я, как и наши рабочие, специалисты, кризиса не боюсь. Не потому, что ЗАО «ТМК» выиграло тендер на возведение объектов к саммиту АТЭС и обеспечило себя солидным заказом на годы вперед. Компания сооружает жилые дома, строит дороги. Например, недавно во Владивостоке ввели престижный комплекс из трех 17-этажных монолитных зданий «Аркада-хаус». На хасанском направлении завершили строительство 10 километровой современной дороги. За качество и соблюдение сроков получили от администрации края 10 миллионов рублей премии.

Людей страшилками пугают. Ах, безработица! Ах, кризис! А в стране вакансий свободных в разы больше, чем зарегистрировано безработных. Добросовестный труженик, хороший специалист всегда требуются. В России еще так много не устроено, заброшено, так много предстоит сделать по-человечески.

– Вы завидный оптимист. Но оставим политику. Вы уверены, что мост сдадите в эксплуатацию своевременно? Ведь говорят, что техническая документация по проекту готова не полностью, и строительство по нормативам началось с опозданием?

– Один умный человек в России в свое время говорил, что для нас «самая интересная политика - это экономика». Я не всегда точно улавливаю, где начинается одно и заканчивается другое. Но это к слову.

А мост мы сдадим за девять месяцев до начала саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества на о-ве Русском, в ноябре 2011 года. Или чуточку раньше.

Во время работы еще и поднимем настроение, придадим уверенности всем владивостокцам. Мост уже в следующем году будет расти, как гриб после дождя. И первые «грибочки» окажутся весьма интересными. Поднимутся пилоны, явятся взору и анкерные пролеты. Представьте себе картину: над улицей Светланской, над крышами домов на высоте появляется конструкция в несколько десятков тонн и словно плывет в воздухе.

Да, вы правы, проектная документация еще готова не полностью. Тоннель мы практически сооружали «с листа». Затруднения в том, что проект создавали сразу три института - из Германии, Санкт-Петербурга и наш «Приморгражданпроект». Но сейчас работа идет согласованно. Летом мы получим уже всю техническую документацию.

Мост настолько великолепен, что не могу еще раз не напомнить его параметры. Он начнется в районе фуникулера, а на другой стороне выйдет в район Детского парка на Чуркине. Общая длина сооружения с подходами составит 2,1 километра. Основной пролет - 737 метров. Ширина - 29,4 метра. Высота пилонов 226 метров. Над уровнем моря мост поднимется на 65 метров. Под ним свободно пройдут самые большие, «королевские» океанские лайнеры.

Завершить строительство мы обязались за три с половиной года. Это на самом деле несколько быстрее, чем по предполагаемым нормативам.  При своевременной комплектации и финансировании задачу мы выполним. Ведь за плечами ЗАО «ТМК» уже десятки мостов. Пусть не столь великолепных, но прочных и сверхнадежных. Сейчас коллектив не теряет навыки, а наращивает мастерство. Особая ответственность ложится на командиров производственных подразделений. Они должны все знать и все уметь. И у нас таких абсолютное большинство.

Разумеется, силами только «Тихоокеанской мостостроительной компании» с сооружением моста через Золотой Рог не справиться. На объекте в разное время будут заняты до 2,5 тысячи человек. То есть немалые средства должны освоить и наши субподрядчики. Но основную работу все-таки выполним мы. И обязаны обеспечить стройку всеми необходимыми материалами тоже мы. Поэтому дополнительно вводим мобильные бетонные заводы, которые обеспечат беспрерывную закачку высококачественного бетона в тело пилонов. Будет сооружен и завод по металлообработке. Обновится наше крановое хозяйство. Успех такой стройки не там, где «копают». Должны отлично работать все подразделения, все составляющие гигантской производственной площадки. Ведь еще к саммиту надо построить мощные электроподстанции в Артеме, в селе Екатериновка под Находкой. Они, по выражению энергетиков, позволят «закольцевать» магистральные электросети юга Приморья. Тем самым будет обеспечено бесперебойное и надежное электроснабжение не только объектов саммита, но индустрии края, сельхозпроизводства.

Организаторами всего сложного дела выступает «ТМК», ее специалисты и командиры. Могу без ложной скромности сказать: у них это хорошо получается.

А ЖЕНА ПРОТИВ?

– Складывается ощущение, что вы просто влюблены в стройплощадку.

– И у моей жены ощущение, что я бросил семью и породнился со строительством моста. Она терпит, терпит, потом задает вопрос: «Что тебе дороже? Я? Дети? Или твой мост?».

Честно, порой не знаю, что ответить. Убежден, что мост будет дорог тысячам горожан, гостям столицы Приморья. Мужьям и женам, юношам и девушкам, детям, внукам и правнукам дальневосточников. Наконец-то наш любимый город-порт можно будет без всякой натяжки сравнить и с Санкт-Петербургом, и Сан-Франциско, с Сингапуром или Гонконгом. Ведь еще будет сооружен прекрасный мост на остров Русский. Грандиозный дорожно-мостовой комплекс обеспечит новый качественный уровень хозяйствования, культуры, жизни во Владивостоке, на острове с символичным, я бы сказал, знаковым именем, на всем Дальнем Востоке России.

Беседовала Валентина БРАТЧИКОВА.

 



← Назад в раздел