Путь в колымскую глубинку

… “Среднеканское” – одно из стабильно работающих областных государственных дорожно-эксплуатационных предприятий территории. Ему уже четыре десятка лет. В прошлом году его силами были проведены работы по содержанию автодороги “Ларюковая - Усть-Среднекан – Сеймчан” протяженностью 123 км, четырех мостов и реконструкция автодороги “Палатка - Кулу - Нексикан”. Все эти дороги являются объектами низшего допустимого уровня: транспорт по ним проходит в небольшом количестве, да и в целом Магаданская область отличается тем, что в основном ее районы связывают дороги с гравийным покрытием. Но по своему состоянию, благодаря усилиям этого предприятия, они стоят в числе лучших в области.

 

Генеральный директор ОГУДЭП Владислав Евгеньевич Антонин – коренной колымчанин и настоящий патриот своего края. Он родился в 1959 году в Сеймчане Магаданской области, тут же окончил школу, и в итоге вернулся сюда, чтобы жить и работать. Высшее образование получил уже после армии в Магаданском филиале Хабаровского политехнического института, и вернулся в свой поселок, где проживали и его родители. Дорожное дело знает до мелочей, ведь сам Владислав Евгеньевич имеет целый ряд профильных специальностей: ему довелось быть водителем, крановщиком, экскаваторщиком, затем механиком, инженером, начальником колонны и службы спецтранспорта. В ОГУДЭП “Среднеканское” Владислав Антонин работает с 1994 года: он пришел сюда главным инженером, а теперь третий год - руководитель.

В “Среднеканском” занято 65 человек со средней зарплатой 17400 рублей – это немного. Возможно, отчасти поэтому молодежь неохотно идет в дорожное предприятие. Другая причина в том, что Среднеканский район является депрессионным, и его социально-экономическое развитие нуждается в значительной поддержке, соответственно, и условия жизни здесь оставляют желать лучшего. Зато те специалисты, которые десятками лет трудятся в ОГУДЭП, славятся квалификацией и добросовестным подходом к работе. Один из них даже имеет орден Трудового Красного Знамени.

Особенность этого дорожного предприятия в том, что кроме обслуживания территориальных дорог за ним, как в прежние годы, закреплена часть поселкового жилфонда в Сеймчане. Раньше в районном центре находилась база дорожников и их ведомственное жилье, а потом его передали в муниципальное ведение, но котельная, за которой оно было закреплено, по-прежнему принадлежит ОГУДЭП. Это влечет дополнительные и весьма серьезные затраты предприятия, поскольку районные власти не всегда имеют возможность вовремя рассчитываться за поставленное тепло, так что это дает около полутора миллионов рублей убытков. Но в силу социальной ответственности “Среднеканское” от содержания котельной все-таки не отказывается.

– Наше предприятие по праву может называться градообразующим, - рассказывает Владислав Евгеньевич. - В прошлом году “Среднеканское” получило 44 миллиона своих доходов, из которых прибыль составила около четырех миллионов рублей. Половину решено было пустить на развитие производства: покупку экскаватора, запчастей для грейдеров, передвижного сварочного агрегата и проведение аттестации рабочих мест. Остальное пошло на социальные нужды.

В последнее время принят конкурсный принцип получения подрядов. Может показаться странным, что при такой ситуации конкуренции в вопросе содержания территориальных дорог нет. Но Владислав Антонин поясняет это вполне объяснимыми причинами:

– Дорогу надо строить, ремонтировать, реконструировать и содержать. Реконструкция предполагает восстановление, а строительство – укладку новых дорог. Это только кажется, что трасса – дело простое. На самом деле это и стоянки, и кюветы, и искусственные сооружения, и многое другое, что требует внимания и материальных затрат. Но если говорить о ремонтах, то в последний раз наше предприятие делало реконструкцию пяти километров дороги и укладывало новую водопропускную трубу на этом участке в 2003 году. На эти цели в территориальном дорожном фонде нет денег.

Содержание дороги подразумевает обязательный перечень мероприятий, которые связаны с обеспечением безопасности дорожного движения. По смете на 123 километра, закрепленных за ОГУДЭП “Среднеканское”, полагается 25 миллионов рублей, но выделяется при этом только 15. Вот и получается, что работать приходится себе в убыток – потому что выполнение работ в объеме ниже нормативного влечет создание угрозы безопасности дорожного движения – а за этим человеческие жизни.

Со всем этим налоговую базу района предприятие пополняет процентов на сорок. Чтобы держаться на плаву, ОГУДЭП соглашается на любые предложения, ведь закупать топливо, платить зарплату и налоги надо регулярно. Так, по муниципальному заказу дорожники положили асфальт в райцентре, брались за строительные работы. Отсыпали дамбу, вывозили мусор, работали на хвастохранилищах для рудников, делали летник (дорога, по которой можно передвигаться только летом) на месторождение “Гольцовое”. Получали заказы от управления федеральных дорог, а также департамента дорожного хозяйства области, который по мере возможностей старается поддерживать “свои” предприятия и обеспечивает хотя бы минимальными объемами работ с учетом субвенций, выделяемых федеральным центром на реконструкцию территориальных дорог на условиях софинансирования субъектом. Такой субподряд позволил “Среднеканскому” освоить 25 миллионов рублей в 2006 году. Полученную прибыль ОГУДЭП использует на погашение убытков по работе на участке территориальной дороги. Надо заметить, что в подобном положении находятся практически все дорожные предприятия областного подчинения, но справляются с проблемами с разным успехом.

– Что касается ремонта, то его не производят много лет, - переживает Владислав Евгеньевич. – Дорожное покрытие должно достигать при строительстве толщины 20-25 см. Этого хватает на пять лет. Со временем оно изнашивается и требует восстановления, досыпки и т. д. Но, по сути, сейчас ремонтами и реконструкцией территориальных дорог занимаются, пожалуй, лишь Тенькинское и Омсукчанское дорожные предприятия, хотя и на вверенных нам участках в этом есть большая потребность. Местами износ дорожного полотна такой, что даже от связующего покрытия ничего не осталось, что остается только галька, и булыжники, порой, наносят повреждения технике. Это увеличивает и объемы работ по содержанию.

Мечты руководителя ОГУДЭП “Среднеканское” - о новой специализированной технике. Она, известно, очень дорогая – многие единицы стоят дороже нового “КАМАЗа”. Кроме того, не все спецмашины годятся для сложных колымских дорог. Несколько лет назад, когда дорогами всех видов занималось одно управление, часть средств удавалось аккумулировать для приобретения техники для дорожных предприятий, хотя и в небольшом количестве, но все-таки это было подспорьем. Сейчас, имея 4 миллиона прибыли в год, невозможно купить новую машину – потому что есть обязательства по выплатам, согласно коллективному договору. Кроме того, часть прибыли приходится оставлять на зиму на поддержание обслуживаемых участков трассы.

Но все-таки в планах “Среднеканского” стоит усовершенствование автопарка и, соответственно, повышение эффективности работы. Владислав Евгеньевич с удовольствием говорит об одном таком “чуде”, с помощью которого в зимнее время для расчистки от снега 123-километрового участка в течение смены хватило бы одной такой машины, обладающей хорошей скоростью, что позволило бы избегать пробок на дороге, а также высокой мощностью и другими характеристиками эффективности. Подобная техника избавила бы предприятие от необходимости содержания нескольких старых единиц техники, сократить расходы на топливо и сэкономить людские ресурсы.

– По моему мнению, лучшим вариантом было бы сократить объем средств на содержание дороги, к примеру, давать предприятию не 15, а 14 миллионов рублей, но зато создать резервный фонд для приобретения спецтехники дорожным организациям,- считает директор ОГУДЭП “Среднеканское”. - Пока же мы только и успеваем ремонтировать старые машины, - запчасти приходится закупать контейнерами. Обновление автопарка уменьшило бы и эти затраты, и тогда, при условии модернизации, на содержание нашего участка требовалось бы не 25 миллионов рублей, а значительно меньше.

…Не секрет, что единственной надеждой Среднеканского района с точки зрения подъема экономики является развитие золотодобывающей отрасли. С точки зрения вовлечения в промышленную разработку интересными представляется целый ряд расположенных там золотоносных, цветных и черных “объектов”. Они уже выставлялись на аукцион, но интереса не вызвали: вложения в них нужны основательные, поскольку инфраструктура, необходимая для работы, там отсутствует. Проще говоря – дорог там нет, ЛЭП тоже, а строить на свои деньги по нынешним временам отдельно взятые артели не в состоянии, и даже крупные ГОКи за это не берутся. Вывод – нужна хорошая поддержка дорожной сети района, чтобы это вывело его из кризиса.

– В перестроечные времена наше предприятие по муниципальному заказу два года подряд пробивало зимник протяженностью около тысячи километров к поселкам Россоха и Лебединые озера, завозило туда топливо и продукты, а оттуда поставляло оленину, – вспоминает Владислав Антонин. - А теперь многие жители этих населенных пунктов из числа коренных народов ушли или на Зырянку в Якутию, или остались тут же. Я не раз предлагал включить в перечень территориальных дорог области этот автозимник, иначе эти работы никто не будет финансировать, но поддержки не получил. В то же время Зырянка находится в 150 километрах от нашего Глухариного. И наши соседи не раз просили сделать зимник, с условием, что они такой же пробьют со своей стороны. Это позволило бы провозить грузы из Билибино в Зырянку через Среднеканский район, брать тут в аренду склады, организовывать производственные базы. Горнодобывающим предприятиям легче было бы планировать свою работу на год, тем более, что содержать зимники самостоятельно они не могут. В то же время рядом с транспортными магистралями все месторождения давно отработаны. Все необходимое для строительства и поддержания зимней дороги у нашего предприятия есть. Тут, я считаю, стоило бы выделить перспективный участок и содержать его, но для этого нужна помощь исполнительной власти. Иначе не будет никакого возрождения области.

Как следует из отчета по работе территориального дорожного фонда, в прошлом году на все нужды дорожной отрасли Колымы было направлено около 960 миллионов рублей. Федеральные субсидии на строительство и реконструкцию дорог областного значения составили 700 миллионов, 259,5 млн. рублей было собственных средств, 77 миллионов получено в качестве софинансирования субъектом. На этот год утверждено 625 млн. рублей федеральных субсидий, 249 – собственных средств, - всего получается 874,2 млн. рублей. Все федеральные деньги с учетом 10-процентного регионального софинансирования направляются исключительно на строительство и реконструкцию дорог. Но не все из них нуждаются в улучшении своих параметров и изменении категории. В области больше требуется проводить качественных ремонтов дорожного покрытия, но на текущие мероприятия и содержание территориальных дорог есть только скудные средства ТДФ. Из 960 миллионов в прошедшем году на содержание выделялось всего 164 млн. рублей, а на текущий ремонт не отпустили совсем ничего из-за отмены налога на пользование дорогами. Причем, при потребности на содержание одного километра дороги в 177 тысяч рублей оказалось возможным найти только 134. Интересно, что норматив на 2007 год составляет 197 тысяч рублей, а по предварительным данным в 2008 году он составит 212 тысяч. Однако и в этом, и в следующем году на содержание километра территориальной дороги будет по-прежнему заложено 134 тысячи! У дотационной области, действительно, нет денег в полном объеме, но нефинансирование дорожных ремонтов вызывает обоснованную тревогу. По отчетам специалистов департамента дорожного хозяйства администрации региона, за пять лет на Колыме недовыполнено ремонтов на 500 миллионов рублей. В связи с этим они предлагали внести изменения в областной закон об источниках формирования ТДФ, чтобы увеличить его доходность, но вопрос решен не был. В настоящее время требуется не менее 100 миллионов рублей на ремонт дорог, что позволило бы довести их состояние до пределов допустимого.

В связи со сложившейся ситуацией для Магаданской области в целом крайне важны инвестиционные проекты, которые являются инфраструктурными и должны способствовать развитию горнодобывающей отрасли. К ним относятся предложения в сфере энергетики и транспорта, претендующие на включение в федеральную целевую программу “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья” до 2013 года. Среди них - ускоренная достройка пускового комплекса Усть-Среднеканской ГЭС, электроэнергия которой после 2010 года потребуется для отработки Яно-Колымской золоторудной провинции, Восточной площади, позволяющей осваивать в Северо-Эвенском и Среднеканском районах месторождения железа, коксующегося угля, меди и драгоценных металлов, а также Северной территории, где расположены упомянутые Россошинская площадь, а также Шаманихо-Столбовская и Ороеская. На эти цели совместно с РАО ЕЭС заявлен объем федерального финансирования 7.5 миллиардов рублей. Принят во внимание и “Северный коридор” Омсукчан-Кубака-Омолон-Билибино-Анадырь-Комсомольский”. На участке от Кубаки идет ответвление до Эвенска, а от Омолона - на Россоху. Начало строительства намечено на 2008 год. Это неизбежно оживит дорожную отрасль на Колыме, независимо от того, в каком подчинении находится та или иная дорога. Тогда и работникам ОГУДЭП “Среднеканское” и их коллегам прибавится работы, а значит, и уверенности в завтрашнем дне. Во всяком случае, очень хочется надеяться. Пока же, по выражению Владистава Антонина, глубинка живет за счет людей, у которых еще есть энтузиазм, совестливое отношение к своему делу и понимание ответственности перед земляками.

Ольга Лопатникова.Магаданская область



← Назад в раздел