«Мы прокладываем путь к развитию»

 

«Дорога жизни» – так в народе назвали путь по льду Ладожского озера, проложенный к блокадному Ленинграду в годы Великой Отечественной войны. Он был очень опасен, постоянно подвергался обстрелам и бомбежкам, под воду уходили машины, гибли люди. Сегодня даже представить себе трудно этот кромешный ужас! Но ледяная трасса спасла десятки и сотни тысяч жизней, помогла не пустить фашистов в город на Неве.

Факт общеизвестный. Правда, вспоминаем мы о нем только по большим юбилеям. И еще недостаточно осмыслили. Сегодня я бы сказал, что любая дорога – это путь самой жизни! Только она позволяет человеку находить и возделывать плодородные земли, облагораживать пустоши, добывать полезные ископаемые, успешно вести строительство, что-то производить и чем-то торговать.

Разветвленная сеть, высокая пропускная способность дорог - гарантия эффективности экономики, комфортных бытовых условий в населенных пунктах, увеличения возможностей социального и духовного развития. В том, что говорю, нет и тени преувеличения: путь к Храму и возведение самого Храма тоже начинаются с дороги!

РАБОТАТЬ НА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОГО

«Делаем все для человека и его блага». Лет двадцать назад в советских СМИ эту расхожую фразу повторяли к месту и не к месту во всякой заметке о настоящей или мнимой победе трудового коллектива. Сейчас к слову относятся осторожнее. Потому что рухнул «железный занавес», и у миллионов россиян появилась возможность сравнивать. Сравнение, увы, оказалось далеко не в нашу пользу.

О важности дорог я сказал. Теперь обратимся к цифрам. В Приморском крае на одну тысячу квадратных километров площади приходится примерно в восемь раз больше автомобильных дорог, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу. Показатель, можно сказать, блестящий. Но, с другой стороны, в соседней Японии, территория которой лишь в два раза превосходит нашу, сопоставимых по мощности асфальтобетонных заводов в двадцать раз больше, чем в Приморье. И все действуют, загружены «под завязку». Протяженность и количество заасфальтированных, гладких и ровных автомобильных дорог и сравнивать как-то неловко. У них они ведут к каждому дому и любому хозобъекту, а у нас нередко «проносятся» вдалеке от сел, не доходят и до отдельных районных центров.

Поэтому нужно сказать откровенно. Пока мы не строим пути процветания, а лишь готовим плацдарм и дороги к современному экономическому и социальному развитию. Но делать это необходимо быстро, эффективно, закладывать все известные качественные параметры, не откладывая работу на «прекрасное далеко». И вот для такой работы в ОАО «Примавтодор» на самом деле созданы условия.

За последние годы мы провели серьезное техническое перевооружение, значительно усилили кадровый потенциал коллектива. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что у нас сегодня собран самый сильный на Дальнем Востоке состав специалистов дорожников – их более 800 человек. Они способны строить скоростные трассы, преодолевать горные перевалы, возводить мосты через реки и другие препятствия, реконструировать и ремонтировать дорожное покрытие так, чтобы оно не разрушалось десятилетиями.

Утверждение отнюдь не голословное. Совсем недавно среди 100 крупнейших компаний Дальнего Востока по объему производства мы занимали лишь 76-е место. А сейчас поднялись на 35-е, за один год преодолели 41 «ступень» роста. По эффективности управления «Примавтодор» вышел на четвертое место, оказавшись в почетной шестерке самых лучших. Следует пояснить, что такой результат не может быть достигнут за счет манипуляций и приукрашивания отчетности. Он выводится математически точно, по реальным показателям трудовой деятельности, с применением сложной системы баллов и коэффициентов.

Коллектив действует с хорошей отдачей, работает на пределе возможного. Но удается, конечно, далеко не все.

Несмотря на упомянутые успехи, руководство «Примавтодора» отчетливо осознает, что многие автомобилисты могут предъявить нам вполне обоснованные претензии. Во-первых, не всегда долговечным оказывается так называемый «ямочный» ремонт. Часто во время проведения работ мы мешаем движению, создаем пробки и на улицах городов, и на загородных трассах. Порой и строительство новых дорожных участков неоправданно затягивается.

Можем ли мы работать с большей эффективностью и лучшим качеством? Безусловно, у нас есть резервы и для роста квалификации кадров, улучшения организации труда, технической модернизации и совершенствования базовых предприятий. Проблемы мы постепенно решаем. Но не все зависит только от усилий нашего коллектива.

Дорожникам предъявляют претензии, что ремонт проезжей части улиц, например, во Владивостоке они нередко ведут днем, в часы пик, тормозят движение и вносят хаос в ритм жизни города. А вот «за бугром» подобные работы проходят только ночью, когда машины на дорогах – редкость. Все правильно, только обвинения не по адресу. Потому что за такие «неудобства» ответствен заказчик. Ночные работы требуют дополнительной технической оснащенности, естественно, и стоят несколько дороже. Вот деньги и экономят.

Работать без перекрытия дороги, рядом с потоком машин очень трудно. Это, во-первых, опасно и может привести к жертвам. Во-вторых, весьма затратно, неизбежно снижает темпы и ремонта, и нового строительства. Но, повторю, забота о создании условий для работы лежит на заказчиках. К сожалению, и они не боги. Ведь в Приморье очень мало параллельных магистралей, окружных дорог и улиц, по которым можно  направить транспорт в обход ремонтируемого или строящегося участка. Нам приходится приспосабливаться к объективным трудностям. И многие наши командиры производства научились преодолевать их виртуозно.

Недоумение и, скажу прямо, раздражение вызывает ситуация, когда нередко затягивают торги, конкурсы и аукционы на строительство и ремонт дорог. Из-за этого приходится начинать и вести работу в неблагоприятных погодных условиях, неоправданно торопиться. Тогда о качестве дорожного покрытия просто надо забыть. И это очень плохо воздействует на настроение наших людей. Ведь делать заведомый брак – значит не уважать собственный труд, не уважать и автомобилистов.

Никак не решается еще одна застарелая проблема. Выделенные на строительство дорог бюджетные средства при любых условиях необходимо освоить до конца года. А если не успеть? Тогда, как говорится, лучше их «закатать в асфальт», чтобы на следующий год не сократили финансирование. Нелепость, преодолеть которую не удается еще с советских времен…

ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА

Земляки доверили, избрали меня депутатом Законодательного собрания Приморского края. Обязали чувствовать повышенную ответственность за все, что у нас происходит. Тем более я должен стараться наводить порядок в дорожном строительстве, где работаю профессионально.

Вот существует федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В нем есть положение, по которому при размещении заказа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и т. д. на сумму 50 миллионов рублей и более заказчик «вправе установить» участникам конкурса или аукциона «требование о выполнении ими за последние пять лет аналогичных работ».

А если сумма контракта меньше? Следовательно, и требовать нельзя, чтобы исполнитель был достаточно опытным, подготовленным к работе? Но ведь 50 миллионов рублей – не одна копейка. Подавляющее большинство заказов, например, по дорожному ремонту и строительству укладываются и в 20, и в 5 миллионов рублей. И их может выиграть практически любой, кто пообещает, что уложится в назначенные сроки и проведет работу безупречно. А у самого «на предприятии» могут числиться «полтора человека» и один трактор не на ходу.

Тут не лазейка, а широченная дыра для злоупотреблений. Когда и «откаты» идут в ход, и работы «по объективным причинам» оказываются невыполненными.

Поэтому мы внесли поправки, в которых, во-первых, снизили сумму заказа до пяти миллионов рублей. А во-вторых, вместо слов «вправе» настаиваем на том, что организатор аукциона «обязан» предъявлять участникам «требование о выполнении ими за последние пять лет аналогичных работ». Такое положение, убежден, не снизит накал конкуренции, зато повысит ответственность всех участников тендеров. В важном деле необходимо опираться на профессионалов. А не разбрасываться «от чиновных щедрот» направо и налево государственными и муниципальными – то есть народными - деньгами. Не пристало это в любые времена, тем более когда экономику поразил мировой кризис.

Предложения по внесению изменений в закон депутаты ЗакСа Приморского края направили в Госдуму Российской Федерации. Я уверен, что они будут одобрены и приняты.

Мировой кризис пришелся на канун Нового года. Впору растеряться и опечалиться. А я испытываю оптимизм. Потому что наконец-то принят закон о противодействии коррупции. Потому что президент и правительство РФ ведут постоянный мониторинг ситуации, принимают решения, направленные на помощь реальному сектору экономики. Потому что не снижается финансирование дорожного строительства и ремонта.

ОАО «Примавтодор» может доложить, что завершило выполнение важной государственной задачи по укреплению 17-километрового участка берега пограничной реки Туманной. Провели реконструкцию значимого участка федеральной трассы Хабаровск – Владивосток. Окончили капитальный ремонт и реконструкцию, уложили надежное асфальтобетонное покрытие на десятках километров дорог Приморья. Благодаря усилиям коллектива многие проблемные участки улиц повышенной аварийности в городах, на загородных трассах стали безопасными.

Экспертным советом национальной премии «Лидер экономики России» ОАО «Примавтодор» признано лучшей компанией страны в 2008 году. Оценка особенно дорога, потому что национальную премию поддерживают и профсоюзы, и управление делами президента России. Это настоящая трудовая победа, которой наш коллектив по праву гордится.

Но все же мы понимаем, что любое признание – только аванс. Мы продолжим строительство надежных, современных дорог развития. Они неизбежно выведут к процветанию Приморский край, Дальний Восток России.



← Назад в раздел