Работа на будущее развитие островного региона

  

– Сахалин – уникальное «царство» островов в Тихом океане: расскажите о них, о главном бассейне России для лова и разведения рыбы, о шельфе, который уже выдает нефть и газ для России и мира.

– Я рад приветствовать всех читателей «Парламентской газеты на Дальнем Востоке» и, пользуясь случаем, поздравляю всех земляков-дальневосточников с наступающим Новым годом. Желаю всем здоровья, семейного благополучия, счастья и удачи в делах!

Вы совершенно правы, называя Сахалинскую область богатой кладовой России. Мы имеем серьезные запасы угля, углеводородов, морских биоресурсов, цветных и драгоценных металлов и других полезных ископаемых. Но сегодня уже мало иметь ресурсы. Важно умение их эффективно перерабатывать и превращать исходное сырье в качественную продукцию для получения максимальной добавленной стоимости.

Сахалинская область – это Россия в миниатюре, и нам присущи все «плюсы» и «минусы» сырьевого пути развития. Мы это понимаем, и поэтому в региональной Стратегии мы выбрали вариант, включающий как развитие традиционных отраслей, так и создание высокотехнологичных, наукоемких предприятий с использованием инновационных подходов. Однако сегодня мы видим на примере мировой экономики, что основной удар кризиса пришелся на те предприятия, где высока доля продукта с высокой добавленной стоимостью. Наибольшие затруднения испытывают такие отрасли, как точное приборостроение, металлургия, электронная промышленность. И, несмотря на то, что ценовая конъюнктура на сырье подвержена большим колебаниям, я думаю, что именно традиционные отрасли островной экономики - нефтегазовый и рыбоперерабатывающий комплексы, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт – сегодня имеют хорошие возможности. И одна из главных задач,  стоящих перед администрацией Сахалинской области, – это еще больше укрепить позиции наших базовых отраслей. Мы должны использовать все возможности, чтобы после окончания кризиса стать сильнее и гораздо уверенней в своих действиях.

Вы посмотрите, какая тенденция сейчас сложилась в стране. Финансовые, политические и экономические ресурсы все больше направляются на развитие и создание новых предприятий на востоке страны. Однако при этом люди стремятся уехать на запад, в центральные регионы России - туда, где климат помягче, где более развитая и доступная социальная инфраструктура. Поэтому одна из главных задач, которую мы сегодня должны решить – это остановить отток населения. Одним из механизмов решения этой проблемы является обеспечение людей достойной работой. Реализуя наши стратегические планы в экономике, мы сможем создать тысячи новых рабочих мест. Речь идет, и об этом не раз говорили Дмитрий Медведев и Владимир Путин, о создании единого экономического пространства на всей территории Дальнего Востока, включая территорию географически разрозненной островной Сахалинской области.

– Как разработка «Сахалина-1» и «Сахалина-2» изменила облик – экономическую и социальную суть Сахалинской области?

– Нефтегазовая отрасль промышленности играет одну из ведущих ролей в экономике Сахалинской области, и ее развитие является основным фактором, определяющим экономический рост на территории области. Реализация шельфовых проектов оказала существенное влияние на развитие многих отраслей экономики Сахалинской области, в том числе на развитие строительной отрасли, торговли, банковской сферы, сферы услуг и других отраслей.

Наглядно проявляется так называемый мультипликативный эффект, т. е. стимулирующее влияние проектов на развитие предприятий, объектов и отраслей, не связанных с операторами проектов прямыми контрактными отношениями. На Сахалине успешно работают кредитные организации (филиалы «Банка Москвы», «Росбанка», «Альфа-Банка», «ВТБ 24», страховые компании (филиалы «Нефтеполиса», РОСНО, «Альфа-Страхование»). Серьезный толчок в развитии получили предприятия связи. Так, например, модернизированы АТС проводной связи в Южно-Сахалинске и в основных портовых городах острова, открыты филиалы операторов сотовой связи. В связи со значительно возросшими пассажиро- и грузопотоками открыли регулярные рейсы на Сахалин ведущие авиакомпании России, а также авиакомпании Японии и Республики Корея. Ведется активное строительство отелей и офисных зданий, жилья всех категорий. Проводятся переоснащение современным оборудованием и модернизация помещений крупных медицинских учреждений.

Крайне важным для Сахалинской области является создание в рамках проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2» энергетической и транспортной ин­фраструктуры, до этого отсутствовавшей на среднем и южном Сахалине. Речь идет о магистральных трубопроводах, заводе СПГ, береговых комплексах подготовки продукции, экспортных терми­налах, временных поселках строителей. Многие из этих и других объектов после возмещения затрат инвесторам перейдут в собственность Российской Федерации. Большая часть из них может использоваться при разработке других проектов «Сахалин».

Суммарные доходы области от реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составили более 332 млн долл. США. Кроме того, более 250 млн долл. США были направлены на модернизацию транспортной инфраструктуры. Это существенно помогло в решении наиболее острых социально-экономических вопросов. Администрация Сахалинской области и далее намерена придерживаться выбранного плана по улучшению и обустройству социальной инфраструктуры области за счет доходов от шельфовых проектов.

– О стратегии дальнейшего освоения шельфа: «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» – в чьих руках судьба этих проектов?

– Через три года добыча нефти на Сахалине будет варьировать в пределах 14,6 - 16,6 млн т в год, и к 2015 году прогнозируется увеличение до 20 млн т. К этому времени возрастет и извлечение газа – до 38 млрд куб. м. Что касается проектов «Сахалин-3, 4, 5», то они находятся в стадии геологического изучения недр. В их рамках открыты три месторождения – Киринское, Кайганско-Васюканское-море, Северо-Венинское, по которым необходимо еще произвести разведку.

На территории Сахалинской области работают крупнейшие нефтегазовые компании мирового уровня. Иностранные партнеры участвуют в качестве операторов и учредителей операционных компаний во всех действующих шельфовых проектах, а также в качестве сервисных компаний. Среди последних, например, такие известные как Schlumberger и Halliburton. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать баланс привлечения российских и иностранных компаний к разработке углеводородных ресурсов и проведению геологоразведочных работ на шельфе. Думаю, сегодня он выдержан на должном уровне.

Привлечение иностранцев по новым проектам – это три блока, входящих в «Сахалин-3» (Восточно-Одоптинский, Айяшский и Киринский) – будет зависеть от российского оператора, в данном случае «Газпрома», которому планируется отдать право пользования недрами указанных блоков. С нашей точки зрения, при предоставлении стратегических месторождений на шельфе необходимо в качестве обязательного условия включить строительство на Сахалине крупных перерабатывающих конкурентоспособных производств, НПЗ и предприятия газохимического комплекса, а также сопутствующей инфраструктуры: нового морского порта, дорог, мостов, компенсационных рыборазводных заводов. Сюда же следует отнести разработку экологических программ, в том числе по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

 – Какие действия областные власти предпринимают, чтобы минимизировать негативные последствия мирового финансового кризиса?

– Мы еще раз проанализировали все наши инвестиционные программы, а также «Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года», чтобы оптимизировать наши расходы и, насколько возможно, минимизировать негативные последствия. В бюджете закладываются значительные резервные средства в размере 5 миллиардов рублей. Это так называемая подушка безопасности. На недавней встрече с главами муниципальных образований я потребовал, чтобы подобные «подушки безопасности» были созданы и в районах. Особое внимание теперь заслуживает «Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года». При всей неизменности целей в данной Стратегии сегодня мы должны подвергнуть тщательному изучению заложенные в ней средства. Наша задача, та задача, которую я ставлю перед органами исполнительной власти Сахалинской области, – внимательнейшим образом оценить все новые риски, проложить безопасный маршрут к заявленной нами цели.

Мы разрабатываем дополнительные меры по поддержке внутреннего спроса на трудовые ресурсы для оптимального регулирования рынка труда и особое внимание уделяем мерам социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Сейчас мы смотрим, какую сумму необходимо выделить на эти цели. Мы ведем постоянный мониторинг островного рынка труда. Внимательно отслеживаем и анализируем ситуацию на предмет того, чтобы выяснить, в каких секторах сахалинской экономики у нас есть дополнительные ниши для создания новых рабочих мест.

Важнейшая задача, которую я ставлю экспертам и специалистам наравне с выработкой возможных мер экстренного реагирования, –  работа на будущее развитие островного региона. Прежде всего, я говорю о мерах по поддержке малого бизнеса. В малом и среднем бизнесе есть серьезный потенциал для создания новых рабочих мест, для предупреждения безработицы и социальных издержек. Мы должны продолжить работу по снижению административных барьеров, финансовой и инфраструктурной поддержке. Эти меры необходимо предпринять и главам районов. У них своя важная роль, и они должны задать вектор развития этой сферы в муниципалитетах. Поддержка малого и среднего бизнеса в нынешних условиях – это не просто один из национальных приоритетов, которым мы с вами занимаемся, но это и способ сохранения экономического потенциала, в ряде случаев – это и способ сохранения квалифицированных кадров.

– Кризис кризисом, но вы наверняка не можете задумываться о дальнейшем пути развития островов. Какие проекты считаете приоритетными на среднесрочную перспективу?

– В соответствии с региональной стратегией развития в первоочередном порядке необходимо выполнение мероприятий по модернизации и совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктуры. Реализация данных задач создаст условия для диверсификации экономики, переориентировав ее на производственно-промышленный курс. На территории области начинаются крупномасштабные работы по реализации инфраструктурных проектов и созданию промышленных производств. Предусматриваются строительство новых объектов энергетики на базе угольных месторождений и замена энергетического хозяйства, а также реализация программы по газификации действующих электрогенерирующих мощностей и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях.

Развитие региона требует переустройства экономики с ресурсной направленности на производственно-промышленный вектор. В первоочередном порядке для реализации главной цели требуется проведение мероприятий по снижению инфраструктурных ограничений в энергетике и транспорте. На территории области в ближайшие пять лет будут произведены замещение, переоснащение и модернизация основных генерирующих мощностей – Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, ГРЭС-2, Ногликской ГЭС, Охинской ТЭЦ. Суммарные затраты по строительству объектов составят – 57,4 млрд рублей. Реализация проектов требует привлечения инвестиций.

В транспортном комплексе в строительный процесс включены морские порты, аэропорты, автомобильные и железные дороги.

Рассматриваются варианты по созданию на территории области газохимического комплекса по производству аммиака и метанола, сырьем для которого послужит природный газ. В рамках проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» объем добычи газа к 2010 году достигнет 22,7 млрд куб. метров. Эффективное его использование возможно при создании химического производства.

Имеются наработки по формированию фармацевтической промышленности. Сахалинской компанией «Биола» запатентованы лечебный препарат «Марисорб» и биологическая добавка «Модифилан». Изготовленный из натурального сырья – бурых водорослей, препарат обладает уникальными свойствами по предотвращению эндокринных, онкологических, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, а также имунностимулирующим действием.

Сахалинская область и Курильские острова перспективны для развития въездного туризма. Сделаны уже первые шаги по продвижению туристических проектов. Второй год подряд ведется восстановление СТК «Горный воздух». Проектом по его развитию предусматривается строительство горнолыжных трасс с оборудованными подъемниками, а также зон отдыха, гостиниц и ресторанов. На острове Монерон созданы условия для занятий дайвингом и рыбалкой. Реализация Курильской программы, а именно инфраструктурных проектов, создает условия для эффективного освоения уникальных бальнеологических источников. На севере о.Сахалин в п. Даги также имеются лечебные воды и грязи. Ввод автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха создаст необходимые предпосылки для реализации проекта по организации лечебно-профилактического санатория.

Ну а главная наша задача – это повышение производительности труда, рациональное использование природных ресурсов, применение энергосберегающих технологий и повышения качества управленческих решений.

Евгений БОРТНИК.

 



← Назад в раздел