ЫСЫАХ – ПРАЗДНИК СОТВОРЕНИЯ НОВОГО МИРА

 

Правительство разработало и утвердило Концепцию устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера до 2020 года, где предусмотрены меры борьбы с такими негативными явлениями, как загрязнение хрупких арктических экосистем, разрушение социальной инфраструктуры, борьбы за улучшение медицинского, торгового, культурного, бытового и транспортного обслуживания.

Особое внимание уделяется развитию хозяйств - стали регулярными слеты оленеводов, поднимающие проблемы оленеводства, в результате чего значительно увеличилось поголовье оленей. Набирают обороты рыболовство и пушной промысел. В пятилетнем плане развития республики включены целые подпрограммы по всем направлениям поддержки коренных малочисленных народов Севера, где прописаны меры по становлению традиционной культуры якутов – сохранению национальных ценностей.

Центральное место в сакральной культуре якутского народа теперь занимают народные празднества, главным из которых является Ысыах, связанный с наступлением лета и посвященный небесным божествам Айыы, духам Природы и Земли. Генетически Ысыах восходит к календарным обрядам (Новому году) и сохраняет в себе основные черты праздника умирающей и воскресающей природы - разрушение и гибель старого мира/года и рождение/сотворение нового мира, возрождение природы и социума, возникновение новой небесной божественной порождающей силы, плодородия, богатства и полноты жизни.

 Подготовка к самому празднику начиналась задолго до его наступления. Весенний обрядовый цикл предусматривал проведение целого комплекса ритуальных акций: развешивание жертвенной волосяной веревки (салама) духу-хозяйке Земли, жертвоприношение озеру, умилоствление духов местности. К празднику специально изготовлялись коновязные столбы и ритуальные предметы.

Еще академик А.Ф. Миддендорф отмечал, что этот «кумысовый праздник» отличает якутов от их северных соседей и имеет в своей основе южное происхождение. В нем отразились черты хозяйственно-культурной, социальной, этнической и духовной жизни якутов на разных этапах исторического развития.

В сакральной топографии ритуального пространства праздника Ысыах чороны, наполненные первым кумысом, символизировали центр мироздания - источник божественной созидающей энергии. Сосуды, как вместилища священного белого напитка, семантически соотносились с небесным молочным озером, на берегах которого обитает глава небожителей Юрунг-Айыы-Тойон, в котором омывается небесная богиня, подательница жизни - Айыысыт. В контексте праздника сосуды с кумысом олицетворяли местопребывание этих божеств, выполняя функцию источника небесной благодати, через который осуществлялось приобщение сообщества людей к сакральному космическому началу.

Форма чоронов не имеет аналогов среди ритуальной утвари народов Сибири. Она восходит к традиции кочевых народов Великой степи и, прежде всего, древних тюрок - далеких предков якутов. Близкие по форме сосуды запечатлены на каменных древнетюркских изваяниях, встречающихся на всем пространстве центрально- азиатских степей

 Праздник Ысыах якуты широко проводят не только в республике, а и в соседних краях и областях. В 2008 году он состоялся в пригороде Хабаровска на берегу Амура. Как и в глубокую старину, он начался с установленного ритуала - алгыса (благословения) в честь высшего божества « Юрунг Айыы Тойона», духовного покровителя земли. Гостей приветствовал постоянный представитель Якутии в Хабаровске Анатолий Скрыбыкин. Он отметил, что Ысыах является государственным праздником Республики Саха (Якутия), сегодня этот праздник стал символом единения народов Якутии и России.Народные гуляния, концерт, кумысопитие, спортивные состязания «Игры Тыгына», установка сэргэ – все это произвело большое впечатление на многочисленных гостей. Торжественная часть завершилась якутским национальным танцем осуохай, в котором приняли участие все без исключения.



← Назад в раздел