Газета «Якутия» представляет

 

Ключ к развитию Якутии —

в решении транспортных проблем

Стоит ли лишний раз доказывать, что Дальний Восток и Северо-Восток Сибири, несмотря на богатейший ресурсный потенциал, отстают от европейской части России и по качеству жизни населения, и по развитию экономики.

Один из главных сдерживающих факторов – отставание в развитии транспортных коммуникаций. Сегодня только восемь процентов территории Якутии имеет круглогодичное транспортное сообщение. Основным пассажирским транспортом остается воздушный, на него приходится 70 процентов пассажирооборота, а 80 процентов завозимых в республику народно-хозяйственных грузов ложатся на плечи речников. Обеспеченность автомобильными дорогами как федерального, так и регионального значения, увы, не соответствует необходимым нормативным требованиям, и их число в 11 (!) раз меньше среднероссийского показателя. Железная дорога обеспечивает круглогодичный выход в единую транспортную сеть страны только юга республики.

Между тем, перспективы радуют. Основные направления социально-экономического развития нашей республики четко определены в стратегическом документе «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», одобренном правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 года.

Реализация приоритетных направлений развития транспортного комплекса Якутии основана на Транспортной стратегии России до 2020 года и аналогичного документа Республики Саха (Якутия) до 2025 года и ориентирована на формирование круглогодичной опорной, интегрированной с общероссийской транспортной сетью.

Только за последние три года более чем шестикратное увеличение объем финансирования из федерального бюджета, достигшее 9 миллиардов рублей.

Работы предстоит немало, но сегодня хочется остановиться на позитивных моментах, уже сделанных конкретных шагах. Все знают, что без авиации жизнь на Крайнем Севере невозможна. Малая авиация требует к себе пристального внимания. Активного труженика якутского неба Ан-24 сегодня сменяют на боевом посту самолеты нового поколения Ан-140-100. Третью машину в авиакомпании «Якутия» ждут в ближайшее время. Авиакомпания также успешно эксплуатирует на дальнемагистральных линиях два воздушных лайнера «Боинг-757-200», более экономичных по топливу и комфортных для дальних полетов.

С созданием федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» приводится в соответствие с федеральными авиационными правилами «земля». В республике строятся новые аэровокзалы, идет оснащение современным досмотровым оборудованием и спецавтотехникой.

Буквально месяц назад открыт сквозной проезд от Якутска до Магадана по автомобильной дороге «Колыма», что, безусловно, увеличит объемы и интенсивность движения грузов в Магаданскую область и на Чукотку.

Все ближе к Якутску железнодорожная магистраль – ввод в эксплуатацию пускового комплекса Томмот - Якутск - Нижний Бестях в 2013 году. Строительство совмещенного мостового перехода через Лену с синхронным строительством автомагистралей «Колыма», «Вилюй» и «Амга» обеспечит круглогодичную связь столицы Якутии и ее правобережной территории, а также межрегиональное сообщение с Амурской, Магаданской и Иркутской областями и Хабаровским краем.

К 2020 году системное развитие транспортной инфраструктуры станет ключом к решению целого комплекса социально-экономических проблем Якутии. Значительно увеличится транспортная доступность, повысится эффективность действующих производств, новый виток развития получат конкурентоспособные производства в таких отраслях, как нефтепереработка, черная металлургия, газохимия.

Меридиональный транспортный коридор образуется с приходом на правый берег реки Лены железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. В перспективе строительство «железки» до Уэлена станет основой создания трансконтинентальной железнодорожной магистрали «Европа - Азия - Америка». Достигнув этой цели, мы поставим точку в создании прочной основы для успешной интеграции Якутии в мировую транспортную систему.

Ирина Лихау, редактор отдела экономики ОАО «Редакция газеты «Якутия», член Союза журналистов РФ.

 

Экипажи разорившейся «Дальавиа» стремятся в «Якутию»

В результате авиационного кризиса практически прекратили свое существование несколько авиакомпаний России, в том числе одна из крупнейших на Дальнем Востоке – «Дальавиа». Сейчас там идет сокращение персонала, в том числе и экипажей, которые вынуждены искать работу на других авиапредприятиях страны.

По словам первого заместителя министра транспорта, связи и информатизации РС(Я) Александра Тарасова, в авиакомпанию «Якутия» обратились несколько десятков человек из разорившейся «Дальавиа». Среди них экипажи самолетов Ту-154, Ан-24 и Ан-140. Сейчас вопрос об их трудоустройстве решается как в самой авиакомпании «Якутия», так и на уровне министерства. Суть в том, что в связи с кризисом многие рейсы в Якутск и обратно российскими авиакомпаниями перестали выполняться. Часть из них возьмет на себя авиакомпания «Якутия», которая, несмотря на кризис, находится в устойчивом финансовом положении. Для этого потребуется увеличить штат экипажей. Так что вполне возможно, что безработные сейчас летчики Хабаровска и других городов Дальнего Востока найдут работу в Якутии.

Алексей МАКСИМОВ.

 

В торбасах под кактусами, или Как якутские танцоры покоряли Мексику

Термометр еще до обеда перевалил отметку плюс 30. Небо било в глаза ослепительной синью. Мексиканцы, привыкшие к жаре, спокойно воспринимали такое начало зимы. Удивление потомков майя вызывало другое - люди в меховых шапках и шубах, танцующие под палящим североамериканским солнцем.

Любовь Алексеевна Никитина создала ансамбль северного танца «Гулун» еще в 1991 году. В то время она работала заведующей отделом фольклора народов Севера Единого научно-методического центра Дома народного творчества. «Мы ездили в полевые экспедиции, находили и изучали танцы малочисленных народов Севера. И нам потребовался коллектив, который мог бы их апробировать». Так в качестве творческой лаборатории появился ансамбль «Гулун». Но уже спустя год коллектив вырос до звания народного. А Л.А. Никитина стала его руководителем, директором, хореографом, педагогом и продюсером.

За время существования «Гулун» объездил много стран и приобрел не только популярность, но и солидных друзей. Один из них Жан Рош — известный ценитель искусства северных народов и организатор ряда международных фольклорных фестивалей. Еще в 1998-м он увидел видеозапись выступления ансамбля и с тех пор стал его поклонником. В этом году десятилетняя дружба Ж.Роша с танцевальным коллективом вылилась в приглашение посетить Мексику. Там в октябре проходил Международный фольклорный фестиваль, который собрал представителей многих стран, в том числе Греции, Сербии, Коста-Рики. «Гулун» был единственным коллективом из России. То-то было удивление мексиканцев, когда после слов ведущего: «Ансамбль из России» выходили ребята в шкурах и начинали традиционный круговой танец, сопровождая его горловым пением.

Когда коллектив делал первые шаги, Любовь Алексеевна требовала от его участников знания языков и культур народов Севера, поэтому их число едва переваливало за десять. Со временем критерии отбора становились менее строгими, и сейчас «Гулун» объединяет 80 танцоров. В Мексику в этом году отправилось пять пар.

За три недели, которые коллектив провел на американской земле, с танцами малочисленных народов Севера познакомились жители десяти мексиканских городов. Среди них Монтеррей, Гвадалахара, Санта Катарина, Кокума, Лаки-Паки, Кео-Кео-Тан. Остальные названия были такими сложными, что ребята просто не смогли их запомнить.

Зато мексиканские зрители надолго запомнили пластичные и экспрессивные танцы северных народов. Заражаясь ритмом эскимосского танца «Выделка шкур», эвенского кругового «Сээдьэ» или долганского «Охота на медведя», они пританцовывали и кричали: «Отра!» - «Еще!» А как покорили местных мачо гулунские «Долганочка» и «Алеуточка»! Никого не оставили равнодушными «Игры с мавутом», «Ительменский танец», «Олени» «Норгали», «Весной в тундре». Зрители поражались выносливости танцоров и сравнивали зажигательность танцев с африканским темпераментом.

Программа ансамбля «Гулун» была рассчитана на два часа. Вместе с ним в промежутках между танцами выступал известный дуэт Хатылаевых. Они специально приехали из Соединенных Штатов, где сейчас работают по контракту, чтобы участвовать в фестивале фольклора.

После концертов артисты проводили мастер-классы. Мексиканским исполнителям оказался не под силу репертуар якутян. Но и хозяева фестиваля не остались в долгу — их техничные танцы с каблучными дробушками с трудом дались солистам «Гулуна», привыкшим к мягким торбасам.

Местных жителей более всего поражали тяжелые костюмы якутских артистов. Они, как дети, восхищались пушистым мехом и в который раз удивлялись, как можно танцевать в таком облачении в тридцатиградусную жару. Им, конечно, невдомек, что и в далекой Якутии бывает такая жара. Во время неформального общения за кулисами танцоры разных стран примеряли костюмы иностранных коллег. «Не идет», — такой вердикт вынесли стороны после примерки. Все-таки родные силуэты, впитанные с молоком матери, ближе сердцу и взгляду, чем заморские наряды.

Между поездками и выступлениями артисты из Якутии посетили достопримечательности принимающей страны, прикоснулись к культурам майя и ацтеков, познакомились с коренными жителями. Мексиканцы произвели на гостей самое положительное впечатление: «Доброжелательные, гостеприимные, жизнерадостные и культурные, совсем не такие, как в фильмах».

Якутяне жили в мексиканских семьях. Молодежь общалась с хозяевами по-английски, а старшее поколение жестами и праязыком: «ням-ням», «буль-буль», сложенные ладошки под щекой означали «спать». Пожалуй, единственной трудностью для наших стала местная кухня. Никому из гастролеров не понравились любимые мексиканцами кукурузные лепешки и фасоль. «Ужас!» – смеются они, вспоминая.

Три недели пролетели быстро, и настала пора возвращаться домой. На память о Мексике артисты повезли домой сомбреро и текилу. Но в Амстердаме горячительные сувениры пришлось оставить — таможня не дала добро. Кстати, с этим городом были связаны и более серьезные волнения артистов. Еще по дороге в Монтеррей в амстердамском аэропорту потерялись четыре коробки с костюмами. Любовь Алексеевна говорит, что все ужасно переволновались, но спустя несколько дней багаж, как обещали голландцы, догнал владельцев. На обратном пути произошло то же самое. Часть багажа потерялась, но через пару дней прибыла в Якутск.

Итак, поездка удалась. Жители Мексики остались под впечатлением от культуры малочисленных народов Севера, а наши артисты обрели новых друзей. Теперь из далекой Якутии в Монтеррей и Гвадалахару летят электронные письма, а на репетициях народный ансамбль «Гулун» оттачивает северные танцы, чтобы зрители на разных языках раз за разом кричали: «Еще!»

Анна ПШЕННИКОВА.

Медведи идут на восток

Из очередного рейда на побережье Восточно-Сибирского моря вернулись инспектора охраны природы, задействованные в проекте Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Медвежий патруль». Они обследовали территории ресурсных резерватов «Курдигино-Крестовая» и «Архипелаг Медвежьи острова», расположенных в пределах Нижнеколымского района Якутии и входящих в сеть модельных территорий проекта. Этот регион считается самым западным местом устройства родовых берлог белыми медведями чукотско-аляскинской популяции, которых в мире осталось всего две тысячи.

– Мы только приехали с участка, – рассказал госинспектор особо охраняемых территорий Нижнеколымского района республики Руслан Слепцов. – В этом году на восток мимо нашего кордона прошествовали около двадцати медведей, считая медвежат. Все они были очень спокойны и нелюбопытны, шли по берегу моря, ни на что не обращая внимания, как будто торопясь куда-то. На берегу моря мы нашли два медвежьих трупа. Судя по всему, они умерли, когда переплывали море, видимо, изначально были слабы.

Глобальное потепление климата, о котором в последнее время так много говорят, негативно сказывается на белых медведях. То, что за последние годы ледовое поле Арктики сократилось на 25 процентов, – катастрофа для бродяги Севера, проводящего на льду большую часть жизни. Отсутствие прочного льда, позволяющего ему успешно охотиться на нерпу, а осенью – перебираться на твердую почву, чтобы обустроить берлоги, заставляет зверя выходить на берег в районе населенных пунктов, питаться на помойках, пугать людей и отбирать корм у собак. Поэтому перед «Медвежьим патрулем», круглогодично действующим в четырех точках арктического побережья России, стоит двоякая задача – уточнить сезонное распределение, перемещение и численность белых медведей, а также не допускать конфликтных ситуаций между хозяином Арктики и человеком, защищая и тех, и других.

Сегодня якутский «медвежий патруль» передал эстафету коллегам с Чукотки. Сообщения о прибытии с запада белых медведей поступают из сел Рыркайпий, Биллингс, Ванкарем, поселка Мыс Шмидта.

Надежда ИВАНЦОВА.

 



← Назад в раздел